Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВЗИМАЕМЫХ С ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ГЕРМАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

В отличие от российского законодательства нормы немецкого налогового уголовного права относительно уклонения от уплаты налогов (§ 370) в равной мере относится и к таможенным платежам, так как абз. 5 § 370 распространяет действие данного параграфа на правоотношения, возникающие при ввозе, вывозе и перемещении товаров через таможенную территорию государства. Кроме того, в соответствии с § 312 Положения таможенные пошлины и сборы приравниваются к налогам для целей налогового законодательства. Нарушение таможенных правил прописано в § 372 Положения. Абз. 6 § 370 специально указывает, что положения об ответственности за уклонение от уплаты налогов распространяются на ввозные таможенные пошлины, налог с оборота и гармонизированные акцизы, установленные другим государством - членом Европейского Сообщества или подлежащие уплате государству - члену Европейской ассоциации свободной торговли или одному из ассоциированных с ней государств. Также уголовно наказуема подделка знаков уплаты и приготовление к такой подделке (§ 148 УК ФРГ), поскольку деяние касается знаков уплаты пошлины и укрывательство лица, совершившего одно из перечисленных преступлений[1]. Нарушение таможенных правил в Германии представляет собой самостоятельный вид налоговых преступлений. Таможенная пошлина («Zoll») признается германским законодателем налогом для целей Положения о порядке взимания налогов, сборов или пошлин (§ 312). § 372 Положения устанавливает ответственность, в случае, если лицо, несмотря на существующие законодательно определенные запреты, перемещает через территорию Германии предметы без соответствующего уведомления компетентных органов.

В ходе  проведенного исследования  был обнаружен различный подход  к определению  степени умысла субъективной стороны таможенных преступлений. Российский законодатель предусматривает прямой умысел, тогда как немецкое налоговое уголовное право допускает как прямой, так и косвенный умысел при совершении налогового преступления.

К квалифицирующим признакам состава преступлений относятся: действия группы лиц, направленные на уклонение от уплаты ввозных пошлин или нарушение таможенных правил, если хотя бы один провозит какое-либо орудие или средство, предназначенное для оказания давления на представителей таможенных властей, либо если участник группы лиц, созданной для систематического нарушения таможенных правил или уклонения от уплаты налогов, задержан при осуществлении таких действий. В данном случае ответственность будет представлять собой лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет. Наибольшее различие выражается в принципиальном подходе к квалификации уклонения от уплаты налогов (сборов) с незаконной деятельности и контрабанды запрещенных товаров[2]. По немецкому законодательству § 370 Положения применяется в отношении товаров, запрещенных к ввозу или вывозу в ЕС, как и в отношении запрещенной деятельности, в то время как российское право исключает возможность начисления налогов и, соответственно, уклонения от них при незаконной деятельности, например, при незаконном ввозе в РФ наркотических средств.

Мы полагаем, что в плане развития таможенной системы, необходимо проанализировать опыт ФРГ. Во-первых, Германия является ключевым участником Европейского Сообщества, которое составляет стержень европейской интеграции. Европейский Союз традиционно считается лидером в  области разработки новых стандартов в таможенном деле, которые впоследствии используются другими государствами и интеграционными блоками в качестве мировых стандартов. В свою очередь, таможенная служба ФРГ - это многофункциональная налоговая и экономическая администрация, являющаяся одновременно и гарантом внутренней безопасности государства. Используя современные методы и формы таможенного контроля,  таможенная служба Германии содействует развитию экономики страны и Европейского Союза в целом, ежегодно внося более 4 млрд евро в бюджет ЕС[3].

Во-вторых, таможенные органы Германии имеют значительный опыт борьбы с нарушениями законодательства в сфере таможенного дела (подразделения оперативного розыска таможенных органов были созданы в Германии еще в 1919 г). Эффективность работы таможенных органов Германии в настоящее время подтверждается данными, приведенными в Ежегодном статистическом справочнике таможенного управления. Только в 2015 г. немецкими таможенными служащими из незаконного оборота было изъято 160 млн сигарет, 1215 кг. гашиша, более 1,6 тонн кокаина, 532 кг. амфетамина, 357 кг. героина и более 24 тонн иных наркотических средств. Необходимо отметить, что между РФ и ФРГ заключен Договор о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб, подписанный в Москве 16 декабря 1992 г. Данное соглашение было заключено с целью улучшения добрососедских отношений, облегчения и ускорения перемещения товаров между государствами, имея в виду, что нарушения таможенных законов и правил наносят ущерб экономическим, налоговым и другим важным интересам их государств.

В настоящее время существуют следующие общие направления деятельности таможенных органов Германии в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу[4].

Таможенно-криминалистическое управление и оперативные таможни имеют право проводить в соответствии с УПК Германии расследования, оперативно-розыскные мероприятия, операции и следственные действия по делам о преступлениях и административных правонарушениях, содержащихся в более чем 65 Федеральных законах и постановлениях Правительства ФРГ[5]. Например, o налоговых преступлениях (§ 404 Налогового кодекса Германии)[6]; o преступлениях в сфере внешней экономики (§ 37 Федерального закона от 27 мая 2009 г. «О регулировании внешних экономических отношений» с изм. и доп.)[7]. Прокуратура вправе поручать сотрудникам оперативно-розыскных подразделений Германии проведение следственных мероприятий в таких случаях, когда преступления связаны с ввозом, вывозом или транзитом товаров через таможенную территорию Германии. Например, незаконное удаление таможенной пломбы (квалифицируется в соответствии с § 136 УК Германии как незаконное снятие или повреждение печати) или подделка сертификата о происхождении товара (§ 267 УК - подделка документов)[8]. Таможенными органами Германии производится постоянный контроль трансграничного оборота товаров и капиталов, используемых для поддержки терроризма (радиоактивные материалы, оружие, взрывчатые вещества, биологические и химические вещества, компоненты высоких технологий). Германия является участницей следующих международных проектов: Инициатива безопасности контейнерных перевозок (CSI), являющаяся ответом на потенциальные террористические угрозы в мировой системе морских контейнерных перевозок, Программа безопасности PSI (по выявлению фактов международной транспортировки ядерных носителей, ракетных технологий и т.п.) и др.[9]

Таким образом, исследование института таможенных преступлений в законодательстве ФРГ и законодательстве РФ в сравнении, позволяет сделать ряд выводов об особенностях подхода законодателя Германии к установлению уголовной ответственности в сфере публично-финансовых правоотношений.

Во-первых, в Германии таможенные преступления отождествляются с налоговыми, их харак- теризует общий объект уголовно-правовой охраны, общая объективная сторона. Не разграничиваются понятия таможенных и налоговых платежей, что на наш взгляд, придает четкость и лаконичность немецкому законодательству.

Во- вторых, по мнению П.В. Евдокимова, собственно состав таможенных преступлений содержится не в кодифицированном законодательном акте, регулирующим совокупность уголовно-правовых отношений, а в отраслевом налоговом законе - Положении о порядке взимания налогов, сборов и пошлин 1977 года. По существу, оно сопоставимо с первой частью Налогового кодекса РФ, устанавливающей общие начала законодательства о налогах и сборах, а также регулирующей вопросы налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений, порядка привлечения к ответственности за противоправные деяния, не содержащие признаков уголовных преступлений[10].


§ 374 Положения

2Шклярук М. С. Сравнительно-правовой анализ уголовно-правовой защиты финансовых интересов Европейского союза и Российской Федерации // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 2. С. 10 - 12.

3       Zoll   Deutschland   /   Offizielle   Seite   der   Bundeszollverwaltung   [Эл.   ресурс].   -   2011.   -   Режимдоступа:˂http://www.zoll.de/index.html.˃ - Датадоступа: 07.09.2016г.

4 Zollfahndungsdienstgesetz vom 16. August 2002 (BGBl. I S. 3202): zuletzt geandert durch Art. 2 G v. 12.4.2011 I 617 1266 [Эл. ресурс]. - 2011. - Режимдоступа: ˂http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/zfdg/gesamt.pdf˃ - Датадоступа: 25.10.2016г

5Наку А. А. Таможенное право ЕС / А.А. Наку. Учеб. пособие. - МГИМО - Москва, 2003[Текст]. - 77 с. 

6 Abgabenordnung in der Fassung der Bekanntmachung vom 1. Oktober 2002 (BGB1. I S.3866; 2003 I S. 61): zuletzt geandert durch Art. 3 G v. 1.11.2011 I 2131 [Эл. ресурс]. - 2011. –Режимдоступа: ˂http://news.yandex.ru/?win=56&clid=1789923- 10126˃

7AuBenwirtschaftsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 27. Mai 2009 (BGB1. I S. 1150): zuletzt geandert durch Art.

1 G v. 27.7.2011 I 1595 [Эл. ресурс]. - 2011. - Режимдоступа: ˂http://www.gesetze-im- internet.de/awg/BJNR004810961.html˃

8 Strafgesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 13. November 1998 (BGBl. I S.3322): zuletzt geandert durch Art. 1

G v. 1.11.2011 I 2130 [Эл. ресурс]. - 2011. – Режимдоступа: ˂http://www.gesetze-im-internet.de/stgb/BJNR001270871.html˃

9Наку А. А. Таможенное право ЕС / А.А. Наку. Учеб. пособие. - МГИМО - Москва, 2003 [Текст]. - 77 с.

10Евдокимов П. В. Налоговые преступления по законодательству ФРГ.

Cписок литературы Российская научная и методическая литература

1. Наку, А. А. Таможенное право ЕС / А. А. Наку // Учеб. пособие. - МГИМО - Москва, 2003[Текст].- 77 с.

2. Шклярук, М. С. Сравнительно-правовой анализ уголовно-правовой защиты финансовых интересов Европейского союза и Российской Федерации / М. С. Шклярук // Международное уголовное право и международная юстиция, 2013. – № 2. – С. 10 - 12.

Нормативно-правовые акты Германии:

1. Положение о налогах и сборах 1977 г.

Немецкая научная и методическая литература:

1. Abgabenordnung in der Fassung der Bekanntmachungvom 1. Oktober 2002 (BGB1. I S.3866; 2003 I S. 61): zuletzt geandert durch Art. 3 G v. 1.11.2011 I 2131 [Эл. ресурс]. - 2011. – Режимдоступа: http://news.yandex.ru/?win=56&clid=1789923-10126

2. AuBenwirtschaftsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 27. Mai 2009 (BGB1. I S. 1150): zuletzt geandert durch Art. 1 G v. 27.7.2011 I 1595 [Эл. ресурс]. - 2011. - Режимдоступа: http://www.gesetze-im-internet.de/awg/BJNR004810961.html

3. Strafgesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 13. November 1998 (BGBl. I S.3322): zuletzt geandert durch Art. 1 G v. 1.11.2011 I 2130 [Эл. ресурс]. - 2011. – Режимдоступа: http://www.gesetze- im-internet.de/stgb/BJNR001270871.html

4.   Zoll Deutschland / Offizielle Seite der Bundeszollverwaltung [Эл. ресурс]. - 2011. - Режимдоступа: http://www.zoll.de/index.html. - Датадоступа: 07.04.2016г.

5.   Zollfahndungsdienstgesetz vom 16. August 2002 (BGBl. I S. 3202): zuletzt geandert durch Art. 2 G v. 12.4.2011 I 617 1266 [Эл. ресурс]. - 2011. - Режимдоступа: http://www.gesetze-im- internet.de/bundesrecht/zfdg/gesamt.pdf - Датадоступа: 25.10.2016