Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Вопросам, связанным с похищением человека, а также с иными посягательствами на физическую свободу личности всегда уделяется повышенное внимание. Тем не менее, в судебно-следственной практике нередко возникают трудности, связанные как с квалификацией действий посягающих на физическую свободу личности лиц, так и с разграничением смежных преступлений, прежде всего, это такие составы, как похищение человека, захват заложника и незаконное лишения свободы [3, с. 126].

В УК РФ не содержится определения понятия «похищение человека». Верховный Суд РФ чаще всего исходит из того, что, по смыслу закона, под похищением человека следует понимать противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением его с постоянного или временного местонахождения в другое место и последующим удержанием в неволе.

Особая опасность преступления заключается не только в том, что ущерб причиняется праву на свободное передвижение и праву на общение по собственному усмотрению, но и в том, что цинично унижаются честь и достоинство человека; жизнь и здоровье потерпевшего подвергаются реальной угрозе; его близким причиняются глубокие нравственные страдания.

Основным признаком объективной стороны данного преступления является изъятие и перемещение потерпевшего с целью последующего удержания в другом месте. При этом для похищения человека наиболее характерным и позволяющим отграничить его от смежных преступлений является действие, связанное с перемещением потерпевшего в пространстве против либо помимо его воли. Некоторые авторы считают, что именно с начала такого перемещения преступление признается оконченным. Такое представление, на наш взгляд, является ошибочным и объясняется тем, что законодатель, сформулировав диспозицию ст. 126 УК РФ по типу простой, не дал ответа на вопрос, с какого момента окончено похищение человека. Тем не менее, Верховный Суд РФ, отвечая на этот вопрос, указывает, что рассматриваемое преступление представляет собой формальный состав и с момента захвата лица и начала его удержания считается оконченным. Таким образом, похищение человека является оконченным не с момента захвата человека, а только после выполнения и других действий данного состава преступления: перемещение в другое место и ограничение свободы передвижения похищенного лица.

Объективная сторона преступления – активные действия по похищению человека. Состав данного вида преступления является формальным. С момента выполнения всех действий, направленных на похищение лица, преступление считается оконченным.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, поскольку виновный осознает, что он похищает человека, совершая действия вопреки его воле, и стремится к этому. Субъект преступления совершает активные действия по захвату потерпевшего, его перемещению и удержанию, поэтому общественную опасность своих действий он не осознавать не может. При этом мотивы преступления, за исключением корыстных, на квалификацию содеянного влияния не оказывают, они могут быть любыми (месть, зависть и т.д.) [2. С. 130], но могут быть учтены при определении меры наказания.

Исходя из особенностей объективной стороны, при установлении того, что виновный, лишив потерпевшего свободы, тем не менее, не имел намерения перемещать его в пространстве и удерживать, содеянное квалифицируется не по ст. 126 УК РФ, а при наличии к тому оснований по ст. 127 УК РФ, устанавливающей ответственность за незаконное лишение свободы. Поэтому при отграничении похищения человека от незаконного лишения свободы необходимо учитывать, что в последнем случае отсутствует перемещение потерпевшего в пространстве.

Вызывает сложности отграничение похищения человека, сопровождаемое требованиями к другим лицам, от захвата заложника. Дифференцирующие признаки таких преступлений заключаются в следующем: во-первых, разные объекты посягательства: при похищении человека – это свобода личности, общественная безопасность – при захвате заложника; во-вторых, отсутствие публичности при передаче каких-либо требований при похищении человека; в-третьих, наличие при захвате заложника цели понуждения государства (гражданина или организации) совершить какое-либо действие (воздержаться от его совершения), как предварительного условия освобождения заложника; в-четвертых, при похищении человека лицо незаконно захватывается, перемещается в пространстве и удерживается в месте, которое известно только похитителю. При захвате либо удержании заложник потерпевшего незаконно ограничивается в свободе, его местонахождение известно. Кроме того, если при похищении человека его перемещение в пространстве является обязательным признаком состава, то при захвате заложника этого признака может и не быть.

Состав похищения человека описанный в ст. 126 УК РФ представляет собой так называемую простую диспозицию, когда преступление лишь названо и из этого названия извлекаются признаки состава преступления посредством толкования уголовного закона. Применение подобной формы диспозиции обычно в тех случаях, когда смысл уголовно-правовой нормы, а, значит, и запрета является очевидным для всех адресатов нормы, чего, на наш взгляд, нельзя сказать относительно рассматриваемого состава преступления.

Таким образом, простая по своей форме диспозиция ст. 126 УК находится в конфликте со сложным содержанием этого состава. Она не только не упрощает процесс применения, но существенно затрудняет его. При этом, в зависимости от позиции, занимаемой правоприменителем, в одних ситуациях похищение человека признается оконченным в момент захвата, в других же – объективная сторона продолжается и после захвата лица, включая его удержание.

На наш взгляд, процесс применения ст. 126 УК РФ существенно облегчился бы при наличии в данной норме определения «похищения человека» с указанием на все необходимые элементы состава преступления: захват (завладение), перемещение (транспортировка) и удержание.

В выработанном судебной практикой определении похищения человека акцент делается на удержании похищенного лица в ином месте. В этом проявляется условность употребления понятия «похищение» по отношению к человеку, поскольку если при похищении имущества его местонахождение зависит исключительно от воли похитившего его лица, то при похищении человека требуются дополнительные усилия, направленные на подавление волевых устремлений человека к биологической свободе, в связи с чем, и после наступления юридического момента окончания преступления продолжается выполнение объективной стороны. Сложный состав рассматриваемого вида преступления включает в себя, кроме противоправного перемещения лица в пространстве, лишение этого лица свободы, что возможно только при наличии постоянного контроля за потерпевшим и воздействия на него.

Похищение человека следует относить к длящимся преступлениям, поскольку на стадии оконченного преступления происходит дальнейшее удержание похищенного лица. Длительность удержания потерпевшего и дальность его перемещения не имеют значения для квалификации преступления, но судом могут быть учтены при индивидуализации уголовной ответственности [1, с. 720].

Захват и перемещение в пространстве относятся к действиям, входящим в объективную сторону похищения человека. Для захвата потерпевшего (завладения им) используются насилие и угрозы. Использование обмана дает похитителям возможность обойтись без захвата, а также для использования якобы «добровольного» перемещения. Нередко при помощи обмана виновные добиваются от потерпевшего, чтобы он приехал в иное место, где уже происходит его принудительное удержание. Поскольку осуществляемое потерпевшим перемещение происходит под влиянием заблуждения, вызванного обманом, а не по собственной воле, деяние должно квалифицироваться как похищение человека.

Таким образом, похищение предполагает совершение трех последовательных операций: 1) захват (завладение) – совершение тайных или открытых активных действий, сопряженных с установлением обязательного физического господства над потерпевшим (завладение человеком), реально лишающем потерпевшего свободы передвижения в пространстве; 2) перемещение – транспортировка потерпевшего (с использованием или без использования транспортного средства)7 на иное, не типичное для обычного жизненного распорядка похищенного, место пребывания, против или помимо его воли потерпевшего; 3) удержание – воспрепятствование потерпевшему (например, посредством связывания, запирания, применения угроз или насилия, установления каких-либо физических препятствий и т.д.) свободно покинуть это новое место.

Список литературы

 

1.                   Ишигеев В.С. Влияние уголовно-правовых санкций на индивидуализацию наказания // Всероссийский криминологический журнал. –2016. – Т. 10. – № 4. – С. 710–720.

2.                   Корнакова С.В., Гайков Д.Г. Установление мотивов совершения преступлений: криминалистические возможности и уголовно-процессуальная целесообразность // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 4. С. 126–133.

3.                   Особенности расследования отдельных категорий уголовных дел и уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц / под ред И.Г. Смирновой. М.: Юрлитинформ, 2016. 336 с.