Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК НОВОГО ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

    Одним из приоритетных направлений модернизации Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) выступает реформирование системы наказаний, которая наряду с другими претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальной редакцией кодекса.

    Учитывая современные тенденции в социальной жизни и экономике, в стране проводится политика постепенной гуманизации наказания за совершение одних преступлений, при одновременном ужесточении наказания за совершение других. Этот процесс сопровождается включением новых наказаний, которые должны послужить альтернативой лишению свободы на определѐнный срок. Таким нововведением стал Федеральный закон от 7 декабря 2011г. № 420- ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»62, который внес изменения в ст.44 УК РФ, дополнив ее новым видом наказания - принудительными работами. На этот счет, справедливо отмечает Ф.А. Тасалов, что «целенаправленное расширение количества видов наказаний вместе с отменой нижних пределов санкций, предусматривающих лишение свободы, отсутствие нижнего предела по принудительным работам, при отсутствии каких-либо разъяснений Верховного Суда РФ, с одной стороны, предоставляет суду широкие возможности выбрать справедливое наказания, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, а с другой, – содержит большую коррупционную составляющую, представляющую особую опасность в условиях незавершенной судебной реформы и неподготовленности общества к либерализации уголовного законодательства»63.

По замыслу законодателя, наказание в виде принудительных работ должно было применяться с 1 января 2013 года. Однако Федеральным законом от 30.12.2012 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»64 вступление в силу положений законодательства в части введения наказания в виде принудительных работ отсрочено до 1 января 2017 года.

Анализ статьи 531 УК РФ и 45 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что данное наказание является основным видом, срочным, поскольку применяется в течение определенного срока (от 2 месяцев до 5 лет). Это наказание является заменяемым и замещающим, поскольку с одной стороны, в случае злостного уклонения от его отбывания, оно может заменяться лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за один день исправительных работ; с другой – такие виды наказаний как штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы в случае злостного уклонения от их отбывания также могут заменяться принудительными работами.

Новое наказание, безусловно, можно отнести к видам наказаний, связанным с исправительно-трудовым воздействием на осужденного, что вытекает уже из названия самого наказания. К тому же это – и имущественный вид наказания, поскольку из заработной платы осужденного в доход государства поступает определенная часть. Данные признаки – обязательный труд и определенные вычеты из заработной платы сближают данное наказание с исправительными работами.

Неясным остается то, почему законодатель прямо не указал место отбывания принудительных работ, которым являются, исходя из норм новой Главы 8.1. Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) «Исполнение наказания в виде принудительных работ», – исправительные центры 65. Даже поверхностный взгляд на нормы указанной главы приводит нас к весьма неутешительным выводам: принудительные работы – это предусмотренное в первоначальной редакции УК РФ наказание в виде ограничения свободы, но в более жестком варианте.

 

63 Федеральный закон от 7 декабря 2011г. № 420- ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» по состоянию на 29 ноября 2014 г.

64   Федеральный закон от 30.12.2012 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» по состоянию на 29.07.2014 г.


    Действующее уголовное законодательство предусматривает возможность весьма широкого применения принудительных работ. В Особенной части УК РФ содержится 376 преступлений за которые предусмотрены принудительные работы, за исключением убийства (ст.105),умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст.111), изнасиловании (ст.131), насильственных действий сексуального характера (ст.132), развратные действия (ст.135) и др. Даже за такое преступление, как похищение человека (ч.1 ст.126) альтернативой лишения свободы могут быть принудительные работы сроком до пяти лет66.  

   По мнению ФСИН России, этот вид наказания должен снизить бремя расходов государства за счет осуждения к нему в пределах свыше 110 тыс. человек ежегодно, кроме того, с помощью появления возможности осужденных самостоятельно «обеспечивать» свое содержание, поскольку из их заработной  платы в доход государства будет вычитаться от 5 до 20 %.

    Однако, в то же время.в России уже был опыт по планированию строительства исправительных центров для отбывания подобного рода наказания67. Большая вероятность, что из-за нехватки средств для их строительства большая часть исправительных центров будет функционировать как изолированные участки при исправительных учреждениях, что, не в полной мере будет способствовать целям исправления. Так, согласно расчетам экспертов, затраты на создание одного исправительного центра с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн руб. в зависимости от комплектации, учитывающей климатические условия места расположения центра, необходимые инженерно-технические средства охраны, инженерные сети и системы. Для обеспечения штатной численности сотрудников одного исправительного центра в количестве 30 единиц денежным довольствием и прочими выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, согласно расчетам, произведенным в параметрах затрат 2013 г., потребуются бюджетные ассигнования в размере 9,9 млн руб. в год, а на 30 исправительных центров с учетом необходимой штатной численности – от 2,325 до 2,463 млрд руб.  На рассмотрение  Правительства Российской Федерации направлен законопроект, подготовленный ФСИН России, предусматривающий отложенный срок введения данного уголовного наказания.

    Принудительные работы вынуждены конкурировать теперь при их назначении не только с лишением свободы, подлежащим отбыванию в колониях-поселениях, но и с условным осуждением. Применение принудительных работ и условного осуждения возможно при назначении судом наказания в виде лишения свободы, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Законодатель, как справедливо отмечает профессор Ю.В. Голик, фактически скопировал основания применения принудительных работ с условного осуждения (ч. 1. ст. 73 УК РФ), то есть в ситуации, когда «суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы», перед ним стоит выбор: или применить условное осуждение, или «заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами». Большая вероятность того, что суд пойдет по ранее отработанному пути, а именно применит условное осуждение. Также, неясно, должен ли срок принудительных работ в случае его применения в порядке замены лишения свободы, быть равным сроку назначенного наказания в виде лишения свободы, или же он может не зависеть от этого срока.

    Кроме того, следует согласиться с мнением Е.В. Благова о том, что оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение, ведь по словам министра юстиции, цель принудительных работ заключается в том, «чтобы человек, находясь все-таки не в тюрьме, не в лагере, тем не менее понес более жесткое наказание, чем, допустим, условное осуждение или обязательная работа»68.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что  законодатель продемонстрировал непродуманный и скороспелый подход при решении важной проблемы. А судьи опять же будут вынуждены назначать осужденным те несколько видов наказаний, которые так прижились в российской действительности - штраф, обязательные и исправительные работы, лишение свободы. Ведь за все время действия УК РФ и УИК РФ у государства так и не нашлось средств на строительство исправительных центров. Возникает вопрос – когда ждать появления исправительных центров в каждом субъекте Российской Федерации? Или же опять можно говорить о том, что система наказаний пополнилась еще одним отложенным наказанием, которое так и не начнет применяться на практике повсеместно. В частности, можно отметить ст.313УК РФ, предусматривающую ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. В ней три части, в санкциях каждой из которых присутствуют принудительные работы, даже в ч. 3, предусматривающей ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Другими словами, существует потенциальная возможность назначения за совершение побега из места лишения свободы наказания в виде не дополнительного лишения свободы, а принудительных работ.

 

65   Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8.11.1997 г. (в ред.от 29.07.2014)// СПС «Консультант Плюс» по состоянию на 29 июля 2014 г.

66   Насреддинова К.А., М.В. Гриднев Уголовно-правовые аспекты наказания в виде принудительных работ// «Теоретические и практические аспекты исполнения и отбывания наказаний» 2012г. С.31-34

67    Маликов Б.З. Либерализация уголовной ответственности и наказаний в России: принудительные работы вместо лишения свободы // «Актуальные проблемы экономики и права» 2012 №3 С.256-263

68   Благов Е. В. Принудительные работы // «Уголовное право». 2012. № 2. С. 28.

   Иначе говоря, в связи с финансовой проблемой в вопросе реализации данного наказания, законодателю, вероятно, следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство и предусмотреть возможность исполнения принудительных работ на базе колоний-поселений, преобразовав их в исправительные центры.

 

Список литературы

1.      Благов Е.В. Принудительные работы // «Уголовное право». 2012. № 2. С. 28

2.      Голик Ю.В. Очередная модернизация Уголовного кодекса// «Уголовное право»-2012-№2 С.15

3.      Маликов Б.З. Либерализация уголовной ответственности и наказаний в России: принудительные работы вместо лишения свободы // « Актуальные проблемы экономики и права» 2012 №3 С.256-263

4.      Насреддинова К.А., М.В. Гриднев Уголовно-правовые аспекты наказания в виде принудительных работ// «Теоретические и практические аспекты исполнения и отбывания наказаний» 2012г. С.31-34

5.      Федеральный закон от 7 декабря 2011г. № 420- ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» по состоянию на 29 ноября 2014 г.