Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА» В КОРПОРАТИВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

Понятие «аффилированные лица» встречается в различных отраслях российского права: в п. 2 ст. 269 Налогового кодекса РФ при определении непогашенной задолженности налогоплательщика по обязательству перед иностранной организацией; в ст. 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях при нарушении требований законодательства, касающихся раскрытия информации на финансовых рынках и т.д. Всего с 1991 по 2016 годы принято более 50 федеральных законов, в которых используется термин «аффилированные лица».

Наиболее часто данное понятие встречается в антимонопольном и корпоративном праве. Однако вопрос о его содержании остается не урегулированным действующим законодательством. В результате чего, крайне актуальна проблема разнообразной интерпретации положений об аффилированности юридических лиц судебными органами, особенно, при рассмотрении дел об оспаривании сделок с заинтересованностью. По нашему мнению, детальное формализованное закрепление положений об аффилированности позволит снизить нагрузку на арбитражные суды, а также предотвратить злоупотребление правом со стороны недобросовестных акционеров, членов органов управления и иных лиц в хозяйственном обществе.

Впервые определение аффилированных лиц было закреплено в Законе РСФСР 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», согласно которому к ним были отнесены физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельностьх[1].

Согласно Указа Президента РФ от 07.10.1992 № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» аффилированными лицами юридического лица признавались его управляющий, директора и должностные лица, учредители, а также акционеры, которым принадлежат 25 и более процентов его акций, или предприятие, в котором этому лицу принадлежат 25 и более процентов голосующих акций[2].

В 1995 году был принят Федеральный закон «Об акционерных обществах», который не содержал определение аффилированного лица, но относил к ним при осуществлении сделок с заинтересованностью сами стороны по сделке или участвующих в ней в качестве представителя или посредника; владельцев 20 или более процентами голосующих акций юридического лица, являющегося стороной сделки; а также их должностных лиц[3]. Позднее законодатель указанный список сделал открытым, добавив формулировку «в иных случаях, определенных уставом общества».

В соответствии с пунктом 20 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность физических  и юридических лиц  и признаваемые таковыми  в соответствии с антимонопольным законодательством РФ[4].

Несмотря на многообразие нормативных актов, содержащих понятие «аффилированные лица», нельзя признать достаточным его нормативное регулирование при осуществлении разносторонней деятельности современных акционерных обществ. Одной из причин данного положения является тот факт, что изначально рассматриваемое понятие зародилось в антимонопольном законодательстве, которое имеет свою специфику в отличие от корпоративного права.

Необходимо учитывать, что в различных отраслях права есть понятия, близкие по смыслу к «аффилированным лицам», но не идентичные по содержанию. Так в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» признается группой лиц хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества или заключенного с ним договора вправе давать ему обязательные для исполнения указания; хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества и т.д.[5]

За рубежом сущность группы связанных лиц традиционно видят в том, что группа – это экономическое единство (по формальным критериям - организация, состоящая из самостоятельных субъектов права)[6]. Однако если в европейских странах рассматриваемая категория является институтом частного права, то в нашей стране она находится в сфере публичного (антимонопольного) права.

Сегодня точное закрепление содержания и разграничение понятий «аффилированные лица» и «группа лиц» в действующем законодательстве имеет важнейшее теоретическое и практическое значение. Данный шаг обеспечит снижение количества нарушений со стороны недобросовестных лиц, имеющих влияние на деятельность компании. Урегулирование рассматриваемых понятий позволит создать оптимальный механизм разрешения возможного конфликта интересов между обществом, его акционерами, директорами и т.д.

В 2012 году в Государственную Думу Президентом России был внесен законопроект «О внесении изменений в ч. 1, 2, 3 и 4 Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ»[7], который предполагал включение в Гражданский Кодекс развернутых положений об аффилированности. Статья 53.2 законопроекта предполагала наличие аффилированности в следующих случаях: между контролирующим и подконтрольным лицом, а также между лицами, находящимися под общим контролем; между юридическим лицом и лицами, выполняющими функции органа управления или членов коллегиального органа управления данного юридического лица; между юридическим лицом и имеющим возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов участников данного юридического лица лицом, а также его аффилированными лицами; между юридическими лицами, в которых функции органа управления и (или) большинства членов коллегиального органа управления выполняют одни и те же лица и (или) их аффилированные лица и др.

Всего законопроект содержал закрытый перечень из восьми случаев аффилированности. При этом в ходе обсуждения законопроекта высказывалось мнение о том, что для установления факта аффилированности требуется доказать наличие возможности извлекать выгоду в ущерб определенному юридическому лицу. То есть формальных обстоятельств для признания аффилированности могло быть недостаточно. Однако, перечисленные формулировки так и не вошли в текст принятого закона. В настоящее время статья 53.2 Гражданского кодекса носит отсылочный характер и устанавливает, что наличие или отсутствие аффилированности «…определяется в соответствии с законом», которым является Закон РСФСР 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Ранее в Государственную Думу РФ был  внесен  проект  закона «Об аффилированных лицах»[8], который предполагал закрепление положений об аффилированности в отдельном нормативно-правовом акте. Согласно указанному документу к аффилированным лицам юридического лица относились лица, 20 и более процентов голосующих акций которого или 20 и более процентов уставного капитала которого или 20 и более процентов голосов в высшем органе управления которого обладает это юридическое или физическое лицо и (или) его супруг, родители и иные лица, которые в соответствии с Семейным законодательством РФ являются близкими родственниками. Также законопроект содержал еще п. 3 ст. 2 законопроекта содержал еще восемнадцать случаев аффилированности. Однако рассматриваемый проект закона также не был принят Федеральным Собранием РФ.

Как мы видим, законодатели так и не смогли успешно закрепить подробные характеристики категории «аффилированные лица» в Гражданском кодексе или в отдельном законе. Дело здесь, конечно, не в слабой юридической технике парламентариев, а в том, что невозможно «объять необъятное» и дать качественное определение общественным отношениям, которое по-своему понимаются в отдельных отраслях права (корпоративном, антимонопольном, налоговом и др.).

Некоторые     ученые     продолжают обосновывать необходимость принятия специального самостоятельного закона, предметом правового регулирования которого станет базовое понятие аффилированного лица и общие начала регулирования отношений с участием аффилированных лиц[9]. Однако с таким подходом сложно согласиться из-за отраслевой своеобразности рассматриваемых категорий, обусловленной развитием социально-экономических отношений.

На разграничение схожих, но не идентичных понятий направлены подготовленные изменения в ст. 81 Закона об акционерных обществах, которые предполагают отказ от понятия «аффилированные лица». Вместо него вводятся понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо»[10].

Контролирующим лицом будет признаваться лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. К подконтрольным лицам будут относиться юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Данные формулировки позволят уверенней определять порядок проведения корпоративных процедур акционерными обществами и создадут необходимые предпосылки для снижения количества корпоративных конфликтов.

При этом, отмечая своевременность и обоснованность уточнения понятий «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо», нельзя не отметить ряд вопросов, которые возникают по данному факту. И первым из них будет вопрос о соотношении понятий «аффилированные лица», «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо», а также «группа лиц».

Несмотря на исключение из ст. 81 Закона об акционерных обществ понятия «аффилированные лица» оно встречается по тексту закона еще более двадцати раз (например, в статье 84.2 указано, что в обязательном предложении о приобретении акций публичного общества, конвертируемых в акции публичного общества, должны быть указаны имя или наименование акционеров, являющихся аффилированными лицами этого общества).

Подводя итог проведенному обзору законодательства, следует еще раз отметить необоснованность принятия специального закона об аффилированных лицах, поскольку отношения аффилированности имеют различное значение для каждой отрасли права и должны регулироваться в зависимости от поставленных целей.

В антимонопольном праве основной целью закрепления понятия «группа лиц» является обеспечение надлежащего поведения юридических лиц на товарных и финансовых рынках; в корпоративном праве понятие «аффилированные лица» используется для защиты законных интересов хозяйственного общества и его участников; в налоговом праве категория «взаимозависимые лица» употребляется для обеспечения полноты и правильности взимания налогов[11].

Сами по себе отношения аффилированности могут быть нормативно-установленными и договорными, частно-правовыми и публично-правовыми имущественными и организационно- управленческими, родственными, смешанными и др.

Разделение применения рассматриваемых  понятий  в  антимонопольном, корпоративном и  других отраслях права должно быть последовательным и скоординированным. Наиболее эффективным, по нашему мнению, будет являться полный отказ от использования понятия «аффилированные лица» в корпоративном праве и замена его на понятия «контролирующее и подконтрольное лица», «дочернее и основное общества» и т.д.

В антимонопольном праве требуется разграничение указанных категорий от понятий «группа лиц». В налоговом праве требуется детальная проработка понятия  «взаимозависимые лица»; в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» и других нормативных актах – понятия «заинтересованные лица».

Мнение о необходимости разграничения положений об аффилированных, взаимозависимых, заинтересованных, контролирующих, контролируемых и иных лицах по отдельным отраслям права, не отрицает важность их подробного и точного закрепления в действующем законодательстве.

Только надлежащее правовое оформление рассматриваемых понятий позволит создать предпосылки для снижения количества корпоративных конфликтов между акционерами хозяйственного общества, членами органов управления, иными лицами, а значит сохранить здоровую атмосферу для развития бизнеса, государства и общества в России.


1.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Бюллетень нормативных актов. 1992. № 2 - 3.

2    О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий: Указ Президента РФ от 07.10.1992 № 1186 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 12.10.1992.№ 15. Ст. 1155.

3 Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996.№ 1. Ст. 1.

4 О кредитной кооперации: Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. № 136.24.07.2009.

5 О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Парламентская газета. №126-127. 03.08.2006.

6 Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 139.

7   О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ: паспорт проекта Федерального закона № 47538-6 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система (дата обращения: 01.12.2016).

8 Об аффилированных лицах: паспорт проекта Федерального закона № 99089445-2 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система (дата обращения: 01.12.2016).

9   См.: Калинина А.В. Еще раз о необходимости принятия закона «Об аффилированных лицах» // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Специальный выпуск «Правоведение». Тольятти: Изд-во ТГУ. 2009.

№ 2 (5). С. 49-51; Джабуа И.В., Рогачев Е.С. Правовое регулирование аффилированных лиц по законодательству РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 130-134 и др.

10 О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (часть II). Ст. 4276.

1   Сергеев А.Г. Гражданско-правовое положение аффилированных, взаимозависимых лиц и групп лиц: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 22.

 

Список литературы

 

1.          Джабуа И.В., Рогачев Е.С. Правовое регулирование аффилированных лиц по законодательству РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 130-134.

2.          Калинина А.В. Еще раз о необходимости принятия закона «Об аффилированных лицах» // Вектор     науки  Тольяттинского   Государственного     Университета.      Специальный выпуск «Правоведение». Тольятти: Изд-во ТГУ. 2009. № 2 (5). С. 49-51.

3.          Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997.

4.          О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (часть II). Ст. 4276.

5.          О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ: паспорт проекта Федерального закона № 47538-6 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система (дата обращения: 01.12.2016).

6.          О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Парламентская газета. № 126-127. 03.08.2006.

7.          О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Бюллетень нормативных актов. 1992. № 2- 3.

8.          О кредитной кооперации: Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. № 136. 24.07.2009.

9.          О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий: Указ Президента РФ от 07.10.1992 № 1186 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 12.10.1992. № 15. Ст. 1155.

10.       Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 1.

11.       Об аффилированных лицах: паспорт проекта Федерального закона № 99089445-2 // КонсультантПлюс  [Электронный  ресурс]:  справочная  правовая  система  (дата  обращения:01.12.2016).

12.       Сергеев А.Г. Гражданско-правовое положение аффилированных, взаимозависимых лиц и групп лиц: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.