Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
31 января 2017г.

Для финансирования выплат возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов создается Фонд обязательного страхования вкладов - обособленный фонд денежных средств и иного имущества, находящийся в собственности Агентства по страхованию вкладов и предназначенный на финансирование выплат возмещения по вкладам физически лиц, открытым в банках, расположенных на территории Российской Федерации.

Многие авторы рассматривают право собственности Агентства на фонд как разновидность публичной собственности [2].

Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает процентов по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.

На фонд обязательного страхования вкладов не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет фонда обязательного страхования вкладов по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет [5]:

1)   страховых взносов;

Законом первоначально было установлено единство страховых взносов для всех банков. Изменениями, внесенными в Закон о страховании вкладов Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ, от принципа единой ставки перешли к принципу дифференцированных ставок страховых взносов. Указанным Законом предусмотрено, что страховые взносы будут уплачиваться по ставке, которая состоит из трех компонентов: базовой (равной для всех банков), дополнительной и повышенной дополнительной. Дополнительная ставка и повышенная дополнительная ставка будут определяться в зависимости от ряда факторов. Начиная с 1 июля 2015 г. - в зависимости от доходности вклада: если банк привлекает вклады граждан под высокие проценты, превышающие установленный Банком России уровень, то возникает больше риска для системы страхования, как следствие, банк будет обязан платить взнос по более высокой ставке.

Начиная с 1 января 2016 г. дополнительно к этому компоненту оценки риска на банк введен такой компонент, как финансовая устойчивость: перед банком возникает обязанность уплаты тем более высокой суммы страхового взноса, чем более его финансовое положение не соответствует определенным Законом критериям [1].

Страховые взносы подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность  банка уплачивать  страховые  взносы на  время действия указанного моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен указанный мораторий, включительно по день, предшествующий введению данного моратория. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года.

В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства может повышать размер базовой ставки страховых взносов.

Расчет страховых взносов осуществляется банками самостоятельно.

Уплата страховых взносов производится в течение двадцати пяти дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

2)   пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

Взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке;

3)     денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4)   средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов;

Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета;

5)    доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства.

Временно свободные денежные средства фонда не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации, или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства), или такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет;

6)   первоначального имущественного взноса;

7)   других доходов, не запрещенных законодательством РФ.

Одним из источников формирования фонда страхования вкладов, а также проведения Агентством мероприятий по финансовому оздоровлению банков может быть кредит Банка России, который предоставляется на основании ст. 46 Закона о Банке России сроком не более чем на 5 лет.

В случае невозможности осуществления возмещения по вкладам без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

-    обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. руб.;

-    обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд. руб.

Агентство также вправе обратиться в Банк России о предоставлении кредита на пополнение фонда страхования вкладов сроком до пяти лет.

Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.

 

Список литературы

 

1.Жигулина А. Реализация права вкладчика в отношениях по страхованию банковских вкладов // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А.Е. Молотникова. М.: Стартап, 2016. Вып. V. С. 70 - 79.

2.Завода Е.А. Публичный характер имущества Агентства по страхованию вкладов //  Банковское право. 2009. N 1. С. 7.

3 .Землянская Н.И. Публично-правовая природа фонда страхования вкладов // Банковское право. 2014.N 6. С. 18 - 22.

4 .Овчинникова Ю.С. Правовые аспекты страхования банковских вкладов // Право и экономика. 2012.N 11

5.Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право: учебник для магистров. М.: Проспект, 2016. 448 с.