Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ: АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 января 2017г.

В данной статье  исследована правовая природа договора перевозки пассажира автомобильным транспортом. Исследованы его характеристики: двусторонность, возмездность, консенсуальность, казуальность. Названы особенности договора перевозки пассажира транспортом общего пользования: он является публичным и выступает как договор присоединения. Сделаны предложения по совершенствованию определения договора перевозки пассажира.

Среди договоров транспортного обслуживания населения, договор перевозки пассажира является центральным. Главенство обуславливается тем, что миллионы пассажиров неоднократно в течение дня вступают в правоотношения с различными перевозчиками (маршрутное такси, автобус, легковое такси). В связи с этим, несомненно, отношения по перевозке людей подлежат правовому опосредованию.

Статья 786 ГК РФ содержит общие требования к договору перевозки пассажира, а не  только автомобильным транспортом. Согласно данной норме перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязан уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа[1].

Исходя из определения договора усматривается, что  предметом договора перевозки пассажира является перемещение физического лица (пассажира) из одного места (пункта отправления) в другое место (пункт назначения). Необходимо учитывать, что пассажир является не объектом перевозки, в отличие от договора перевозки грузов, а субъектом (стороной) договора. Кроме того, перевозка пассажира направлена на удовлетворение его личных, бытовых нужд. Данные обстоятельства позволяют выделять договор перевозки пассажира в отдельный вид договора перевозки[2].

Одной из особенностей отношений по перевозке пассажиров является наличие специального законодательства, регламентирующего перевозки конкретными видами транспорта (например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и др.).

Характеризуя договор перевозки пассажиров, можно выделить такие его черты как двусторонность (взаимность), возмездность, консенсуальность.

Далее необходимо раскрыть эти черты.

Что касается двусторонности договора[3]. Это черта вытекает из наличия прав и обязанностей у обеих сторон договора перевозки пассажира (у перевозчика – перевезти, у пассажира – оплатить).

В отношении возмездности – пассажир обязан оплатить перевозку (как собственную, так и багажа) по установленным перевозчиком с учетом положений транспортных уставов, тарифам. Исключением из этого общего правила являются определенные категории пассажиров, которые пользуются льготами при пользовании услугами транспорта (бесплатный или льготный проезд). И в этом случае, обязанность оплатить перевозку такому пассажиру возлагается на соответствующий бюджет. Например, право бесплатного проезда предоставлено Законом «О государственной социальной помощи» детям-инвалидам в рамках набора социальных услуг.

При наличии такой категории пассажиров, которые пользуются льготами при оплате перевозки, возникает вопрос: а подпадает ли данная перевозка под договор перевозки пассажира?

По данному  вопросу существует мнение Х.И. Шварца, который придерживается позиции, что данная перевозка не подпадает под действие договора перевозки пассажира, так как у пассажира отсутствует обязанность оплатить перевозку. Они являются пассажирами, права на перевозку которых, обусловлены не договором перевозки, а административной нормой (льготой, установленной законом)[4].

Полагаем, что с данной позицией согласиться нельзя, так как перевозчик получает плату за перевозку конкретного пассажира, только опосредованно, через соответствующий бюджет.

Особенностью договора перевозки пассажира является его консенсуальный характер (стороны согласовали существенные условия договора до его заключения). Однако некоторые авторы полагают, что у перевозчика обязанности по договору перевозки возникают гораздо раньше, чем в правоотношении по перевозке появится конкретный пассажир. В качестве примера такой обязанности можно привести обязанность перевозчика по соблюдению расписания при движении по конкретному маршруту[5], обязанность соблюдать чистоту в салоне.

Следует отметить, что договор перевозки пассажира является казуальным договором. В гражданско- правовой науке под таким договором понимают договоры, направленные на достижение определенной цели. Применительно к договору перевозки пассажира, у пассажира цель – прибыть в место назначения самому или с грузом, у перевозчика цель – за определенную плату доставить пассажира (и его багаж) в определенное место.

Применительно к договорам перевозки пассажиров общественным транспортом, их можно охарактеризовать также как договоры присоединения. Перевозчик устанавливает размер платы за перевозку одинаковую для всех пассажиров, а пассажир может только присоединиться к стандартным условиям.

Подтверждением заключения договора перевозки пассажира является билет, в котором определены существенные условия договора: пункт отправления, пункт назначения, цена (кроме перевозки транспортом общего пользования). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования подтверждением заключения договора также является билет, но в нем отсутствует пункт отправления и пункт назначения.

На основе рассмотренных выше характеристик, особенностей договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, напрашивается вывод, что правовое регулирование договора перевозки пассажира, содержащееся и в Гражданском кодексе РФ, и в транспортном уставе, уже не соответствует тому уровню развития отношений по перевозке пассажиров, который сложился на сегодняшний день в России. Действия по перевозке пассажиров, то есть объект обязательства, не отвечают критериям качества и безопасности. Конечно, большая часть изменений, касающихся договора перевозки пассажира автомобильным транспортом, должны быть внесены в транспортный устав, тем не менее, они должны коснуться и Гражданского кодекса.

Полагаем, что возможно более точное формулирование договора перевозки пассажира, а именно: «По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется своевременно перевезти пассажира в пункт назначения, а, в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, обеспечив пассажиру необходимое качество проезда, а другая сторона (пассажир или лицо, обеспечивающее перевозку) обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа».

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)//Собрание законодательства РФ от 29 января 1996. - N 5. Ст. 410.

2 Гриднева О.В. Общие положения договора перевозки. В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 65-67.

3 Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности. // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154-161.

4 Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. - М.: Юрид. лит., 1966. – С. 174.

5 Морозов С.Ю. Транспортное право: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. С. 54.

Список использованных источников

 

1.                   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)//Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

2.                   Гриднева О.В. Общие положения договора перевозки. В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции  Сборник  научных  трудов  по  итогам  международной  научно-практической конференции. 2016. С. 65-67.

3.                   Морозов С.Ю. Транспортное право: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. 335с.

4.                   Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности. // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154-161.

5.                   Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. - М.: Юрид. лит., 1966. 262с.