28 января 2018г.
Коррупция, как и организованная преступность — сложное социальное явления, вокруг которой сложилось множество мифов, политических игр, а потому она нуждаются в объективном исследовании. Коррупция идёт рука об руку с человечеством с древних времен. Наказание за взяточничество (подкуп) были определены ещё законами Хаммурапи - четыре тысячи лет назад и устанавливалось египетскими фараонами. Имеется множество определений коррупции. Возможно, наиболее краткое (и точное) из них (Joseph Senturia ): коррупция — это «злоупотребление публичной властью ради частной выгоды».
Аналогичные определения встречаются в документах ООН. Более полное из них содержится в документах 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1979): коррупция — это «выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкции, так и без иx нарушения». Приведем также отечественное доктринальное определение согласно Российского законодательства [10]: Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц л ибо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;.
Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббирование, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных интересах, незаконная поддержка и финансирование политических структур, вымогательство, предоставление кредитов льготной направленности, использование личных контактов для получения доступа к товарам, услугам, источникам доходов, финансовым секторам, привилегиям, оказание различных услуг друзьям, знакомым, близким людям) и др.
Коррупция как социальное явление существует практически во всех странах мира. Проникая в культуру общества, становясь традицией, коррупция становится социальной проблемой. Восприятие коррупции как социального явления в обществе и изучение как социокультурной проблемы, ее воздействие на общество являются в настоящее время насущной необходимостью [2, c.33].
Важно понимать социальную природу (сущность) коррупции. Это позволит избежать различных, юридических, политических и, в конечном счете, мифологических проблем. Коррупция — сложный социальный феномен, порождённый социумом и общественными отношениями, одно из проявлений продажности. Общественный феномен продажности (от коррупции должностных лиц до брачных аферистов
- в сфере политики, науки, искусства, журналистики или же - интимных отношений) возможен в обществе развитых финансово-вещественных отношений. Всё это тождественно всеобщей продажности. Тот или иной вид продажности, осознаваемый как проблема, представляет собой процесс социального конструирования коррупции:
- наличие большого числа вариаций продажности (взяточничества) различных должностных лиц; осознание данных фактов как социальной проблемы; криминализацию некоторых форм коррупционной деятельности;
- реакцию политиков, органов правопорядка, юристов, средств массовой информации, общества на коррупцию и т. п.
В современном обществе, коррупция - своего рода социальный институт, элемент системы управлении, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими и характеризуется наличием постоянных и долгодействующих социальных практик, поддерживаемых с помощью общественных норм, имеющих важное значение в структуре социума, и принимающим на себя множества ролей.
Вместе с тем, доминирующая точка зрения граждан и экспертного сообщества России состоит в негативной оценке данного феномена. Правда, при этом общая критическая оценка явления коррупции может варьироваться от того, что оно названо «безнравственным» до более критического суждения - «преступное». К числу безнравственных коррупционных проявлений стоит отнести, к примеру, блат, покровительство, деструктивный лоббизм. Что касается последнего, то имеет смысл привести оценки двух экспертов. По мнению Н. Левичева «если лоббизм не вывести в легальную плоскость, мы еще долго будем бороться с коррупцией», а М. Федотов уверен, что «пока лоббизм у нас реален, но не легален» [4, c.1].
Коррупция – это социальное явление, приводящее к полной потери доверия к власти, со стороны общества. Поэтому, в России коррупция во многом является причиной политических и социально- экономических и общественных противоречий. Ей способствуют нестабильность в политике, неразвитость и несовершенство законов, невысокая в некоторых аспектах эффективность институтов власти, отсутствие демократических традиций и слабая позиция институтов гражданского общества.
Коррупционное действие может содержать в себе нарушение действующего законодательства, т.е. являться правонарушением с юридической точки зрения и подлежать административной/уголовной ответственности, а может и не содержать. Но коррупционное действие – это всегда нарушение морально- нравственных норм, т.е. преступление этического характера, предполагающее его оценку с точки зрения принципа личной персональной ответственности [8, c.8].
Однако остановимся на правовых основах противодействия коррупции в России, отметив ту особенность, что в стране сложилась обширная правовая база антикоррупционного законодательства.
На данный момент действует своеобразная нормативно-правовая основа противодействия коррупционным явлениям. Ведущими федеративными нормативными правовыми актами по противоборству с коррупцией в РФ являются: ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [11]; ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [11]; Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по осуществлению некоторых положений ФЗ «О противодействии коррупции» [6]; Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой реализации антикоррупционной экспертизы нормативных юридических актов и проектов нормативных юридических актов») [9].
В результате, Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» стал основным документом антикоррупционного законодательства и как считают С.В. Чанов и М.В. Пресняков, подобный акт носит во многом программную направленность и рассчитан на принятие целого ряда подзаконных актов и законов в его реализации [7, c.13].
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» раскрываются такие термины, как «противодействие коррупции», «коррупция», определяются его ведущие положения, организационные и юридические основы выявления коррупции и противоборства с ней. В основном, коррупцию можно определить методом перечисления противоправных практик, являющихся более верным проявлением коррупционных явлений, определяется истинный признак коррупционных явлений - неправомерное злоупотребление физическим представителем своего должностного положения вопреки законным интересам государства и социума, согласованное с получением выгоды указанному субъекту другими субъектами. Коррупционной деятельность также признается реализация указанной деятельности от имени или в интересах юридического лица. Прописанная в данном законе трактовка коррупционных явлений сопряжена с трактовкой коррупции, содержащейся в интернациональной антикоррупционной конвенции. Россия ратифицировала соглашение ООН против коррупционной деятельности 8 марта 2006 года [3].
Рассмотренная трактовка, как точно отмечает Е.В. Охотский, можно рассматривать «в качестве отправной точки в деятельности и политике правительства его представителей в противоборстве с коррупционным явлением как с общественным феноменом» [5, c. 430]. Существует достаточно трактовок коррупционного явления, но чаще всего под ней понимают «злоупотребление доверенной властью, осуществляемое ради личного интереса, сопряженного с взяточничеством, хищением, вымогательством и мошенничеством» [1, c. 200].
Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы. В соответствии с утвержденным Национальным планом противодействия коррупции федеральным государственным органам поручено обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции.
В Национальной стратегии противодействия коррупции указано, что в целях искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, последовательно решаются следующие три задачи:
- формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
- организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
- обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В целом перечислим негативные последствия коррупции как социального явления имеющего:
· нецелевой расход ресурсов и, как следствие, снижение эффективности производства, снижение ВНП;
· снижение инвестиционной привлекательности страны/организации и стремления к сотрудничеству;
· повышение уровня цен на товары и услуги и оплаты работы госслужащих, т.е. повышение налоговых ставок и пошлин;
· понижение уровня жизни подавляющего большинства граждан;
· негативное влияние на развитие подрастающего поколения;
· снижение интеллектуального и духовного потенциала государства, нации;
· формирование побудительного мотива к противоправным действиям у рядовых граждан (например, к хищениям);
· снижение авторитета властных и правоохранительных органов, государства и законодательства в целом, нивелирование понятия «служба»;
· подмена истинных ценностей ложными установками;
· возникновение негативных эмоций;
· расслоение и разобщение общества;
· деградация личности в сторону бездуховного, эгоистического, языческого существа, пренебрегающего своим человеческим и служебным долгом.
Понятно, что чем выше степень коррупционизированности общества, тем более разрушительными будут перечисленные последствия.
Таким образом, можно дать следующее определение коррупции. Коррупция - общественное явление, обозначающее действия должностных и иных привилегированных лиц в рамках моделей вне стандартов на уровне законов, отраслевых норм и общественных устоев, как правило, наносящие материальный ущерб государству, компании, обществу.
В итоге уверенно можно говорить о том, что коррупция как социальное явление не только препятствует государству как социальной, общественной организации осуществлять стоящие перед ним задачи, нанося прямой ущерб обществу, но и морально развращает участников коррупционных процессов, оказывая негативное влияние на судьбы отдельных людей и целых родов.
Проблемы коррупции, в современной России во многом обусловлены в силу продолжительного кризиса нормативного регулирования ключевых общественных институтов. В целом вызванные коррупцией последствий для государства и общества требует глубоко обоснованного с научной точки зрения подхода к методам совершенствования борьбы с коррупцией как системным явлением российского общества.
Список литературы
1. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. и др. Правовые средства противодействия коррупции: научно-практическое пособие / Отв. ред. Н.А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013.
2. Государственная политика противодействия коррупции в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, 9 октября 2009 г. Казань, гос. технол. ун-т. - Казань, 2009. - 222 с.
3. Конвенция ООН против коррупции от 21.10. 2003 г. ратифицирована РФ 8 марта 2006 года: ФЗ от 08.06.2006 № 40-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 26. ст.2780
4. Лоббизм может прирасти законом // Известия. - 2013. - 12 ноября. - С. 1.
5. Охотский Е.В. Государственный служащий: Статус. Профессия. Призвание: учебно-методический комплекс. М.: Экономика, 2013. 702 с
6. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70350274/#ixzz43WZ6qpBv. Дата обращения 22.12.2017 г.
7. Пресняков М.В., Чанов С.В. Антикоррупционные барьеры на государственной и муниципальной службе: проблемные аспекты нового закона // Государство и право. 2014. № 3. С. 13 - 22.
8. Талапина Э.В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. - 2011. - № 3. - C.5-15.
9. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/197633/#ixzz43WZbQnbJ. Дата обращения 19.12.2017 г.
10. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12164203/#ixzz3yXex5FZy. Дата обращения 18.12.2017 г.
11. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/195958/#ixzz43WYp6OYS. Дата обращения 20.12.2017 г.