Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
31 января 2017г.

Аннотация: в данной статье рассматривается одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления–правотворчество. Отмечены основные проблемы, предложены варианты решений в сфере муниципального правотворчества.

Ключевые слова: местное самоуправление, правотворчество, органы местного самоуправления, правотворческая деятельность органов местного самоуправления.

Российская  Федерация на сегодняшний день активно занимается поиском форм строительства местного самоуправления, а также способов объединения интересов местных сообществ и государства. В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике[1].

Как  известно,  отличительной  чертой  решения  вопросов  государственного  строительства  в большинстве современных государств является дифференция публичной власти на государственную и местную (муниципальную). В свою очередь, реальное функционирование местной власти является одним из признаков, характеризующих государство как демократическое и правовое[2].

В настоящее время количество полномочий, отнесенных к органам местного самоуправления, увеличивается, а их реализация должна происходить в строгом соответствии с действующим законодательством. Тем самым актуализировалась проблема реализации правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которая является неотъемлемой основой осуществления местного самоуправления.

Основной закон Российской Федерации закрепляет самостоятельность местного самоуправления в установленных рамках, а также провозглашает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; более того, через органы местного самоуправления народ как носитель суверенитета осуществляет принадлежащую ему власть. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. В результате, формулируемые нормы общеобязательны и гарантированы государством.

В этой связи, повышается внимание к вопросу о том, когда нормотворчество трансформируется в правотворчество[3]. Как уже ранее отмечалось, органы местного самоуправления исключены из государственных и поэтому не могут по своей инициативе присвоить функцию правотворчества, так как это одна из основных государственных функций. Установленный порядок санкционирования муниципального правотворчества выявляет критерий определения нормативности соответствующих актов. В научной литературе выделяют следующие основные способы такого санкционирования:

1)                   органы местного самоуправления сами разрабатывают нормы, приобретающие юридический характер по предварительной санкции государства;

2)                   органы местного самоуправления разрабатывают нормативные акты, которые утверждают органы государства;

3)                   государство  разрабатывает  так  называемые  типовые  нормы,  как   правило,  путем рекомендаций, в свою очередь, органы местного самоуправления конкретизируют их по отношению к местным условиям и в последующем передают на регистрацию в орган государственной власти[4].

Далее к факторам, не позволяющим надлежащим образом осуществлять правотворческую деятельность органами местного самоуправления, относят законодательно нечеткое определение их компетенции в этой сфере. Затрагиваемые вопросы местного значения достаточно обширны и в законе закреплены в сферах общественных отношений, имеющих одновременно межотраслевое значение (земельных, бюджетных, налоговых, охраны общественного порядка, и т.д.).[5]

Отмечается специфичный предмет регулирования, выражающийся в его неоднородном отраслевом значении. Более того, развитие местного самоуправления связано с реализацией отдельных государственных полномочий, которые делегируются в соответствии с законом органам местного самоуправления.

Так, в ст. 1 ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления названы в качестве субъектов противодействия коррупции, в ч.4 ст. 5 указанного закона при характеристике организационных основ противодействия коррупции говорится, что «органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий»; в статьях 14, 15, 16 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к  вопросам  местного  значения  всех  типов  муниципальных  образований  отнесено «осуществление мер по противодействию коррупции» в границах соответствующего муниципалитета. Законодатель не внес ясность относительно роли антикоррупционной деятельности местного самоуправления в вопросах местного значения, её целей, задач, форм, средств и способов её осуществления.

Например, в ст. 1 ФЗ № 273«О противодействии коррупции» в качестве форм антикоррупционной деятельности называет  профилактику коррупции, борьбу с ней и  ликвидацию (минимизацию) её (коррупции) негативных последствий. В каких формах (из названного) должна осуществляться антикоррупционная деятельность субъектов местного самоуправления? Также не дифференцируются антикоррупционные полномочия муниципалитетов разного типа (поселений, муниципальных районов и городских округов). Каким образом должны распределяться обязанности по реализации и ответственность между ними?

Все это порождает непонимание требований к муниципальным органам, в частности какие правовые акты на своем уровне они могут принять по регламентации полномочий в этой сфере. Сложившаяся ситуация определяется тем, что действующие нормативно правовые акты четко и исчерпывающе не определяют круг полномочий органов местного самоуправления, связанных с реализацией названного выше вопроса местного значения. Эти полномочия «разбросаны» по весьма значительному числу разнородных документов, что создает существенные затруднения даже с уяснением их перечня, не говоря уже о порядке и особенностях осуществления.

Важную роль играет качество муниципальных актов, включая соблюдение правил и принципов юридической техники при их подготовке. Здесь одной из причин является субъективный фактор – кадровый. Высшее образование имеют менее 70% муниципальных служащих. Наиболее практичным и быстрым подходом будет оказание помощи муниципальным образованиям путем издания модельных актов, представляющих собой типичные, краткие, максимально понятные рекомендации и инструкции, с акцентом на правила оформления и необходимые минимальные требования. Безусловно, решение проблемы также обусловлено и достаточным финансовым обеспечением муниципальных органов. От этого напрямую зависит квалификация кадровых специалистов, разработка программ повышения квалификации и уровня профессиональной подготовки.

По итогам, можно сделать вывод, что при реализации вышеперечисленных путей совершенствования правотворчества, эта деятельность будет развиваться в положительном направлении, что наилучшим образом скажется на уровне жизни населения в целом.

 

1   Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2016. -№ 19-2. -С. 239-242

2 Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия//Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.

3 ШугринаЕ.С. Муниципальное право: учебник. М., 2004. С. 74.

4 Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М.,1981. Т. 1. С. 311

5 Пешин Н.Л. Муниципальная власть: понятие и содержание // Конституционное и муниципальное право.2011. № 9. С. 16.


Список литературы

1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс».

2) Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс»

3) Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции»[Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс»

4) Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2016. -№ 19-2. -С. 239-242.

5) Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия//Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.

6) Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М.,1981. Т. 1. С. 311

7) Антонова Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления. Юнити-Дана: 2012,168с.

8) Пешин Н.Л. Муниципальная власть: понятие и содержание // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9. С. 16.

9) Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник. М., 2004. С. 74.