Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
31 января 2017г.

В Ставропольском крае предпринимаются различные действия для полной реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе: это и размещение в открытом доступе всеобъемлющей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы поступления и прохождения государственной гражданской службы;  это и формирование банка кадровых возможностей, причем не только для поддержания кадровых ресурсов для государственной, но и для муниципальной службы на местах в регионе; это и введение различных программ и проектов, целью которых служит выявление граждан региона, обладающих необходимыми навыками и заинтересованностью в прохождении государственной службы, примером таких проектов может служить проект "Новая энергия. Профессиональная команда Ставропольского края".

Как видно из вышесказанного, Ставропольский край имеет достаточно разработанную нормативную и эмпирическую базу для дальнейшего успешного развития государственной и муниципальной службы в регионе, повышения престижности такой службы, эффективности самих служащих.

Так, правовыми основами поступления на государственную гражданскую службу в регионе, согласно размещенной на официальном портале органов государственной власти в регионе, являются следующие нормативно-правовые акты:

1)   Указ Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [10];

2)   Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ [11];

3)   Закон Ставропольского края от 01 марта 2005 г. № 4-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» [1];

4)   Постановление Губернатора Ставропольского края от 25 июля 2008 года № 596 «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ставропольского края» [6];

5)       Постановление Губернатора СК от 18 сентября 2006 г. № 632 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы..." [5].

Помимо правовых основ поступления на государственную гражданскую службу, в регионе ведутся активные работы по совершенствованию формирования резервов управленческих кадров Ставропольского края.

Так, согласно Постановлению губернатора Ставропольского края от 12 мая 2014 г. №239 «О формировании, ведении, подготовке и использовании резерва управленческих кадров Ставропольского края»[2], резерв управленческих кадров формируется в целях:

1.       Повышения качества и эффективности работы органов исполнительной  власти, государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края;

2.       Обеспечения органов исполнительной власти, государственных органов и органов местного самоуправления работниками, отвечающими современным требованиям в области государственного и муниципального управления;

3.       Обеспечения непрерывности обновления кадрового состава и преемственности организации государственного и муниципального управления.

При этом, согласно данному Постановлению, формирование резерва управленческих кадров должно соответствовать определенным принципам, таким как:

-   Законности;

-   Доступности информации о резерве управленческих кадров;

-   Добровольности участия в конкурсе по формированию резерва управленческих кадров;

-   Объективности оценки профессиональных, деловых и личностных качеств лиц, претендующих на включение в резерв управленческих кадров;

-   Соблюдения равенства прав претендентов при формировании резерва управленческих кадров;

-    Создания условий для профессионального развития лиц, включенных в резерв управленческих кадров;

-   Эффективности использования резерва управленческих кадров.

Анализируя данные принципы, заложенные согласно Постановлению Губернатора Ставропольского края [2] в формирование системы резерва управленческих кадров, можно прийти к выводу, что использование данных принципов соответствует общей правовой направленности системы формирования кадровых резервов государственных служащих в стране. При этом особенно важно, что при формирования такого важного для страны кадрового резерва, как кадров государственной службы, лежат в основе принципы законности, объективности оценки качеств лиц, которые пытаются поступить на государственную службу, а также соблюдения равенства их прав, что соответственно уже на самом начале формирования системы кадрового резерва исключает необоснованное предпочтение определенным лицам на основе родственных и иных связей.

При этом органами власти Ставропольского края предпринимаются меры не только по совершенствованию механизмов реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе при поступлении на нее, но также выполняются различные меры для совершенствования навыков и знаний уже поступивших на государственную службу, таким лицам предоставляются возможности для повышения профессионального образования, карьерного роста. Так, согласно постановлению Губернатора Ставропольского края от 16 апреля 2014 г. №175 «О государственном заказе Ставропольского края на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ставропольского края»[4] определяются порядок формирования, утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа Ставропольского края на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ставропольского края.

Одной из мер, реализуемых властями Ставропольского края, которые призваны обеспечить полную реализацию конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе, является также выдача целевых направлений лицам, которые впервые получают высшее образование и желают работать в органах государственной власти.

Документом, регулирующим такие отношения, является Постановление Губернатора Ставропольского края от 14 октября 2010 г. №588 «О профессиональной подготовке кадров для государственной гражданской службы Ставропольского края» [3].

Согласно данному Постановлению, правом участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении имеют граждане Российской Федерации, которые достигли 18 лет и впервые получают высшее или среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или бюджета Ставропольского края.

Данная мера является положительной для обеих сторон, так как государственные органы смогут заранее обеспечивать формирование кадрового состава государственной службы в регионе, способствовать выполнению норм федерального законодательства о государственной гражданской службе, трудоустраивать молодое население; а лица, заключающие такой договор для обучения по целевому договору смогут обеспечить себя работой сразу по окончании учебного заведения, получить необходимые знания для нее необходимые.

При этом, согласно вышеуказанному Постановлению, размещение информации о конкурсе на заключение целевого договора также является открытым для всех, так как такое размещение информации проводится в форме объявлений, содержащих все необходимые сведения о конкурсе, такие как: перечень необходимых документов, представляемых на конкурс, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, информация о дате, месте и порядке проведения самого конкурса.

Подобная практика привлечения студентов к работе на должностях государственной гражданской службы является одной из перспективных в настоящее время.

Стоит отметить и то, что, как говорилось выше, в Ставропольском крае проводятся мероприятия не только по привлечении новых кадров к дальнейшему прохождению государственной гражданской службы, но в нем также проводятся мероприятия по профессиональной подготовке кадров для гражданской службы и получению гражданскими служащими дополнительного профессионального образования. Так, согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 17 февраля 2016 г. №57-п [7] в регионе утвержден государственный заказ на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ставропольского края на 2016 год, который принят в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края», постановлением Губернатора Ставропольского края от 16 апреля 2014 г. №175 «О государственном заказе Ставропольского края на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ставропольского края».

Также, помимо вышеназванных мер по реализации конституционных прав  граждан на равный доступ к государственной службе, в Ставропольском крае принимаются и иные меры. К их числу можно отнести создание Банка кадровых возможностей и проекта «Новая энергия. Профессиональная команда Ставропольского края».

Так, модуль «Банк кадровых возможностей» создан и введен в промышленную эксплуатацию с целью информационного взаимодействия населения Ставропольского края с органами местного самоуправления муниципальных образования Ставропольского края по вопросу формирования кадрового состава на государственной и муниципальной службе на официальном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края.

Особый интерес представляет проект «Новая энергия. Профессиональная команда Ставропольского края», введенный Постановлением Губернатора Ставропольского края от 24 февраля 2016 г. №72 [8].

Так, целью данного проекта является выявление из числа населения лиц, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, стратегическим мышлением и потенциалом профессионального и личностного развития, для привлечения их на управленческие должности в органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, а также на руководящие должности  в подведомственных им организациях.

В данном проекте могут участвовать граждане Российской Федерации в возрасте от 21 года до 45 лет включительно, которые владеют государственным языком России, имеют высшее образование и не имеют судимости. Данный проект проводится в три этапа, которые проводятся в течении года. Стоит отметить, что порядок и форма проведения каждого из этапов позволяет с успехом выполнять цели, заложенные самим проектом. Так, первый этап, заключающийся в тестировании, является в какой-то мере предварительным, призванным выделить из общей массы лиц, принимающих участие, тех, кто ответил на больше, чем половину тестов. Вторым этапом является личное собеседование с одноименной подачей необходимых документов, указанных в Постановлении, и, наконец, последний этап является заключительным. Что примечательно, лауреатам Проекта выдаются свидетельства в формах, утвержденных экспертным советам. И, помимо этого, лауреаты проекта, соответствующие установленным Губернатором Ставропольского края квалификационным требованиям для замещения государственных должностей Ставропольского края в Правительстве Ставропольского края, должностей руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края, образуемых Губернатором Ставропольского края или Правительством Ставропольского края, должностей глав муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, глав администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, глав администраций районов в городе, на которые в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 12 мая 2014 г. №239 «О формировании, ведении, подготовке и использовании резерва управленческих кадров Ставропольского края» формируется функциональных резерв управленческих кадров Ставропольского края, и не состоящие в функциональном резерве, с их согласия включаются в функциональный резерв без проведения конкурсных процедур на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края.

Из анализа нормативно-правовой базы Ставропольского края и мер, реализуемых на его территории органами государственной власти видно, что на территории региона применяется обширный комплекс действий для полной реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе.



Список литературы

 

1.       Закон Ставропольского края от 01.03.2005 N 4-кз "О некоторых вопросах государственной гражданской  службы Ставропольского края" (принят Государственной  Думой Ставропольского края 17.02.2005) // СПС КонсультантПлюс

2.       Постановление Губернатора Ставропольского края от 12.05.2014 N 239 "О формировании, ведении, подготовке и использовании резерва управленческих кадров Ставропольского края" // СПС КонсультантПлюс

3.       Постановление Губернатора Ставропольского края от 14.10.2010 N 588 "О профессиональной подготовке кадров для государственной гражданской службы Ставропольского края" // СПС КонсультантПлюс

4.        Постановление Губернатора Ставропольского края от 16.04.2014 N 175 "О государственном заказе Ставропольского края на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ставропольского края" // СПС КонсультантПлюс

5.        Постановление Губернатора Ставропольского края от 18.09.2006 N 632 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Правительства Ставропольского края" // СПС КонсультантПлюс

6.        Постановление Губернатора Ставропольского края от 25.07.2008 N 596 "Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ставропольского края" // СПС КонсультантПлюс

7.        Постановление Правительства Ставропольского края от 17 февраля 2016 г. № 57-п // СПС КонсультантПлюс

8.       Постановлением  Губернатора  Ставропольского  края  от  24  февраля  2016  г.  №72  //  СПС КонсультантПлюс

9.       Сухинин А.В. Государственная кадровая политика применительно к кадрам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2015. - №1. – С. 64-68.

10.     Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (ред. от 19.03.2014) "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

11. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс