Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

В статье рассматриваются исторические этапы зарождения и развития института общественного контроля в России, проводится анализ правовой базы, послужившей основой для современного правового регулирования данного института.

Ключевые слова: общественный контроль, народный контроль, исторические этапы развития общественного контроля, конституционализм, Общественная палата Российской Федерации.

Основой для формирования любого правового демократического государства является создание и эффективное функционирование всех механизмов участия граждан в государственном и муниципальном управлении. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации отметил главенствующую роль прав и свобод человека и гражданина во всех сферах и призвал укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества [3].

На сегодняшний день институт общественного контроля является одной из приоритетных форм участия населения в решении социально значимых государственных задач, общественно-политических вопросов и представляет собой деятельность институтов гражданского общества, направленную на осуществления комплекса мер по наблюдению за реализацией властных полномочий, и оказанию содействия органам власти при осуществлении государственного и муниципального управления. Общественный контроль выступает в качестве механизма обратной связи между обществом и властью, помогает вести между ними «открытый диалог».

Зарождение и развитие института контроля в России обусловлено особенностями формирования российского государства. Остановимся на основных этапах становления данного института.

Прообразом института общественного контроля можно считать появившиеся в 1864 году губернские и уездные земские учреждения, ставшие первым российским опытом организации местного самоуправления на принципах всесословности и самофинансирования.

Законодательство Российской империи в условиях проводимых реформ 1860-1870 гг. способствовало образованию системы общественных объединений, создаваемых по инициативе власти для непосредственного участия представителей общества в решении некоторых государственных вопросов. Такую функцию выполняли представители общественных объединений, входившие в состав Государственного совета. Затем в начале XX в. одной из ключевых форм общественного воздействия являлись активно проводившиеся съезды - дворянские, земские, иные носящие сословный характер (крестьянские, купеческие и т.д.).

Советский период развития общественного контроля условно можно разделить на три основных этапа: с 1917 по 1964 г.; с 1965 по 1989 г.; с 1990 по 1991 г.

Первый этап связан с Октябрьской революцией, в начале которой ВЦИК было издано Положение о рабочем контроле (1917 год). С января 1918 г. рабочий контроль приобрел характер государственного и его организационной формой стала Центральная контрольная коллегия и учетно-контрольные коллегии и контрольные комиссии на местах. В июле 1918 г. в связи с принятием Конституции РСФСР Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР.

Второй этап советского периода ознаменован созданием народного контроля. Для эффективной реализации контрольных функций и привлечения граждан к их осуществлению 9 декабря 1965 года был принят Закон «Об органах Народного контроля в СССР», в соответствии с которым органы партийно- государственного контроля преобразованы в органы Народного контроля, возглавляемые Комитетом народного контроля СССР. В связи с принятием Закона СССР № 1159-X «О народном контроле в СССР» 30 ноября 1978 года деятельность органов общественного контроля обрела законодательную основу [5].

Третий этап советского периода связан с распадом СССР и упразднением органов общественного (народного) контроля. Так, 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «Об упразднении органов народного контроля в РСФСР», которым упразднились органы народного контроля в России. Конституционной комиссии поручалось подготовить предложения об изменениях в соответствующих статьях Конституции РСФСР.

Постсоветский или переходный этап связан с трансформацией государственной системы в 1991- 2005 г.г. Впервые попытка создать орган общественного контроля над действиями органов власти была предпринята Б.Н. Ельциным в 1993 году путем учреждения Общественной палаты Конституционного совещания. После принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 г. и выборов в Государственную Думу распоряжением Президента РФ от 16 февраля 1994 г. № 78рп данный орган был преобразован в Общественную палату при Президенте РФ, основная цель которой заключалась в получении экспертной оценки действий власти от представителей общественности и рекомендаций по улучшению законопроектов. А уже спустя два года Указом Президента РФ от 25 июня 1996 г. № 989 «О Политическом консультативном совете» Общественная палата преобразована в Политический консультативный совет. В августе 2000 года Указом Президента РФ Политический консультативный совет был упразднен, но вместе с этим администрации Президента РФ было дано поручение проработать вопрос об организации и функционировании консультативных и совещательных органов при Президенте Российской Федерации.

Необходимость развития института общественного контроля прослеживалась в ряде документов данного периода. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» отмечалось, что назрела потребность в тщательной инвентаризации активов и результатов деятельности социальных ведомств, внебюджетных фондов, а также многочисленных ведомственных фондов развития. Наведение порядка в социальных ведомствах, повышение управляемости внебюджетных фондов, усиление государственного и общественного контроля - залог успеха намеченных социальных реформ [6, 19].

Следующий значимый этап развития общественного контроля в России связан с созданием Общественной палаты РФ. О необходимости создания Общественной палаты было официально заявлено Президентом РФ на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г. после трагических событий в г. Беслане. Общественная палата, по мнению Президента РФ, призвана стать площадкой для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений, и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение. Парламентом данная инициатива главы государства была поддержана и реализована путем принятия Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» [2].

В последнее время в ключевых федеральных документах стратегического планирования большое значение уделяется развитию института общественного контроля. Так, например, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666, говорится об усиление общественного контроля за реализацией государственной национальной политики Российской Федерации [4].

С момента создания и начала функционирования Общественной палаты все острее вставал вопрос о необходимости принятия специального федерального закона об общественном контроле. И только 21 июля 2014 года, спустя 9 лет с момента создания Общественной палаты РФ, Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1], ознаменовавший современный этап развития института общественного контроля.

 

Список литературы

 

1.   Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета.- 23.07.2014. - № 163.

2.   Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. - 07.04.2005. - № 70.

3.   Послание Президента Федеральному Собранию 2018 года// Российская газета.- 02.03.2018. - № 46.

4. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»// Собрание законодательства РФ. - 24.12.2012. - № 52. - Ст. 7477.

5. Закон СССР от № 1159-X «О народном контроле в СССР»// Ведомости ВС СССР .- 1979. - № 49. -Ст. 840.

6.     Садовникова Г.Д. Общественная палата РФ и её роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право.- 2006.- № 1. - Стр. 17-20.