Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛИ И СУЩНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Рассмотрение сущностных характеристик организации борьбы с коррупцией необходимо начать с выявления понятия коррупции. Правильное понимание коррупции, как негативного явления напрямую зависит от формирования стратегии и тактики практической деятельности государственных органов по преодолению коррупции. А так же постановка на государственном уровне целей, определение сил и средств их борьбы с коррупцией, уровня нормативного, материального, финансового и иного обеспечения.

Сущностью коррупции является порождение социальных противоречий в обществе, государстве, его властных структурах. Известный ученый-криминолог В.В. Лунеев в одной из своих работ писал:

«Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии…»[5, c. 269]. К специфическим особенностям российской коррупции следует отнести: теневую экономику, расхищение огромных богатств, высокую терпимость населения к коррупции, огромную дифференциацию между доходами самых богатых и самых бедных слоев общества, а также проникновение коррупции во все эшелоны власти. Злоупотребление общественной властью в процессе управления–это чаще всего злоупотребление в системе органов государственной власти с целью получения выгоды.

Основными причинами, порождающими коррупцию по мнению ряда известных ученных [6, c. 289] являются: - экономический кризис и политическая нестабильность вследствие распада СССР; юридическая неграмотность большей части населения страны; несовершенство законодательной системы; неэффективность деятельности институтов государственной власти; низкая заработная плата российского чиновника; неразвитость демократических институтов, слабость гражданского общества и отрыв его от власти в виду ограниченности доступа к знаниям всех членов общества и другие.

Отсутствие контроля за действиями чиновника является одной из основных причин появления коррупции.  Роль законов и подзаконных актов в действиях должностных лиц, чиновников в последние годы неизбежно ограничивают масштабы коррупции.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979, коррупция трактуется как «... совершение определенных действий при выполнении обязанностей, или в связи с этими обязанностями в результате принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие «Такое определение содержит не только получение должностным лицом материальных ценностей, а ее служебное поведение» [3]. В этом международно-правовом акте понятие коррупции включает в себя неправомерное поведение должностного лица в результате получения подарков, то есть учитывает ее моральный аспект.

По мере усложнения понятия коррупции, кроме взятки и подкупа, международная организация Independent Commission Against Corruption, например, относит целый спектр должностных нарушений и преступлений, которые рассматриваются как отдельные «случаи коррупции». При этом термин «коррупция» становится чисто номинальным и употребляется для обозначения конкретных противоправных действий, связанных с использованием общественных ресурсов (в том числе и власти) для достижения индивидуальных целей.

В Российском законодательстве, а именно в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) понятие коррупции представлено несколько по иному – «коррупция - а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица»[9].

Таким образом вопросы сущности феномена коррупции в России теснейшим образом связаны с его определением. В России под коррупцией и ее сущностными чертами понимается целый спектр действий, как должностных лиц, так и простых граждан, а именно: коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Цель коррумпированных действий - получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Недостаточность четкости определения коррупции в российском законодательстве, затрудняет понимания и сущности этого негативного явления, что обусловило определенные дискуссии в научных кругах и среди юристов.

Часть ученых, в том числе и иностранных, рассматривает коррупцию как явление многосложное, которое проявляется не только в конкретных действиях, но и в плане отклонений поведения должностных лиц от общих социальных и культурных ценностей общества. Так, по мнению Норкина Б.Н., коррупция в административно-правовом смысле представляет собой систему общественных отношений, основанную на предусмотренных конкретным составом коррупционного правонарушения действиях публичных должностных лиц [7, c.98]. По другому определению ученого, коррупция - это комплексное понятие, которое охватывает совокупность взаимосвязанных правонарушений: уголовно-правовых; административно-правовых; дисциплинарных. И уже этот факт объясняет наличие разнообразия определений коррупции различными авторами и проблемы с формулировкой общего, единого определения этого явления.

Определение понятия «коррупция» предложили Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р., раскрывая его сущность, они считают целесообразным законодательно подтвердить дефиницию: коррупция -   это деятельность государственных служащих, связанная со злоупотреблением служебным положением с целью получения незаконных доходов и льгот материального характера. Раскрывая многоплановый характер этого понятие, авторы связывают ее с организованной преступностью, рассматривая их как единое целое [8, c.139].

Экономисты не считают эти определения исчерпывающими. Они полагают, что коррупцию следует рассматривать в виде ренты за монопольное положение государственных должностных лиц [11, c. 32].

Долгова А. И. определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [4, c. 442].

Яркую и образную характеристику этого явления даёт А.И.Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозионная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» [2, c. 17].

Одно из самых кратких и точных определений коррупции предложил Ю. Сентура – злоупотребление публичной властью ради частной выгоды.

Анализируя мнения ряда ученных, а так же нормативные основы коррупции в России в части коррупционных деяний, можно сделать вывод, что коррупция – это преступление, ведь все, за что предусмотрена уголовная ответственность, является преступлением. Но найдется много желающих, которые будут утверждать, что преступление – это когда причиняется кому-нибудь вред, а какой же вред от коррупции, когда выигрывает тот, кто дает взятку, и тот, кто ее получает? Получается – все довольны, а значит, и преступления никакого нет.

Вместе с тем, при совершении коррупционного деяния, в любом случае страдает население в целом, а особенно – наименее защищенные категории. Это связано с тем, что так или иначе, благодаря действиям должностных лиц, которые получили взятку, предоставляются безусловные преимущества лицам, которые давали взятку. При этом нарушаются, а иногда и игнорируются права и интересы других лиц, которые могли бы претендовать на такие преимущества на законных условиях.

В целом, коррупционные связи ограничены отношениями сторон, ведут к получению выгоды, основаны на добровольности и осознанности. Однако, даже самый обширный перчена правонарушений не сможет исчерпать содержание коррупции, т.к. не даст возможность оценить морально-этическую сторону и ее значимость в том случае, когда прямого нарушения закона нет, а имеются только действия в противовес интересам общества [10, c. 23]. В справочных документах ООН феномен трактуется как злоупотребление государственной властью для получения в личных целях определенных выгод. При этом совершенно непонятно, относится ли деяние к разряду противозаконных или законных, каким образом оно подрывает чувство справедливости, имеет ли какие-либо последствия [1, c. 20].

В широком смысле слова сущность коррупции представляет собой такое использование государственными и муниципальными служащими служебного положения, авторитета, статуса, полномочий в собственных интересах, которое наносит ущерб значимым экономическим, политическим, морально- этическим и социальным ценностям, и интересам общества и государства и вовлекает иных людей или организации в коррупционные отношения, создавая устойчивую систему коррупционных связей. В подобном определении отражается всеобъемлющая сущность коррупции, в орбиту которой втянуто все общество. Причем необходимо отметить, что в широком смысле понятие коррупции не ограничивается только государственной или муниципальной службой, феномен распространяется также на профессиональные союзы, политические партии, частный сектор, благотворительные организации, каждую отдельную личность.

 

Список литературы

 

1.       Артемьев А.Б. Антропология коррупции: монография / под ред. проф. С.А. Комарова. – СПб.: Изд- во Юрид.ин-та (Санкт-Петербург), 2011. - 271 с.

2.       Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 2009. – С.17.

3.       Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года)// http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1017680

4.       Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общей редакциейА.И. Долговой. – М., 2009. – С.501.

5.       Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Изд.НОРМА, 1999. с. 269.

6.       Мамитова Н.В. Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Российской Федерации // Вопросы правоведения. 2013. № 1. С. 288-295; Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Журнал российского права. 2007. № 5.

7.       Норкин Б.Н. Системные проблемы борьбы с коррупцией в России. – М.: Облиздат, 2011. – 320с.

8.       Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2013. — 304 с.

9.       Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)//Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12164203/#ixzz3yXex5FZy. Дата обращения 20.11.2017 г.

10.    Хромова Е.И. Коррупция как социально-правовой феномен/Е.И. Хромова//Вопросы экономики и права. – 2011. - № 5. – С. 22-28.

11.    Шихата И. В. Взятка как рента за монопольное положение чиновников // Чистые руки. – 2009. – С.32.