Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Авторы:
Город:
Шахты
ВУЗ:
Дата:
31 января 2017г.

В законодательстве и в юридической литературе понятие «правовой статус» употребляется довольно часто. В практической деятельности юристов данный термин также имеет широкое применение. Данный термин позволяет дать характеристику положению конкретного субъекта права, кроме того определить характерные права и обязанности.

В среде ученых-конституционалистов высказываются различные точки зрения на вопрос о соотношении конституционных понятий, категорий правового статуса личности. Конституционно-правовой статус человека и гражданина представляет собой интегральное образование, имеющее значение не только для личности, но и для государства, поскольку является важной предпосылкой оптимального взаимодействия личности и государства. Правовой статус следует рассматривать в контексте системы юридического закрепления фактического положения человека в обществе.

Правовой статус военнослужащих по своей структуре может быть разделен на общую часть, специальную и особенную. Общая часть правового статуса относит к своему ведению характеристику правого положения гражданина в общем. Специальная часть включает в себя общие права и обязанности военнослужащих. Особенная часть разъясняет специфические права и обязанности отдельных категорий военнослужащих. Кроме того, общая часть правового статуса может подразделяться на общегражданскую специально характеризующая только права и обязанности граждан и специально характеризующая правовой статус военнослужащих.

По своей структуре правовой статус военнослужащего является сложной конструкцией. Так как став военнослужащим   гражданин наделяется специальными, общими и должностными правами и обязанностями. Отдельные категории военнослужащих могут быть наделены особыми полномочиями. Понятия «конституционно-правовой статус» и «правовой статус» личности соотносятся как часть и целое. В данной концепции конституционно-правовой статус личности являет собой один из важнейших институтов конституционного права. Конституционно-правовой статус личности может быть охарактеризован как закрепление в нормах конституционного законодательства фактического места человека и гражданина в сфере системы общественных отношений. «К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности».

Конституционно-правовой статус личности можно рассматривать и как структурную категорию конституционного права. Существуют разнообразные мнения по данному вопросу. Какие же элементы входят в понятие конституционно-правового статуса личности? Например, Стрекозов В.Г. отмечает, что «совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации именуется «правовой статус гражданина».

С нашей точки зрения, конституционно-правовой статус личности включает в себя общую правосубъектность (правоспособность и дееспособность), основные права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности, гарантии и юридическую ответственность. Безусловно, ядром конституционно-правового статуса личности являются конституционные права и свободы. Как совершенно справедливо отмечает Баглай М.В., «...институт прав и свобод является центральным в конституционном праве».

При анализе норм конституционного законодательства мы приходим к выводу о необходимости выделения конституционно-правового статуса военнослужащих как особой категории граждан Российской Федерации. Исследование конституционно-правового положения военнослужащих необходимо проводить с учетом структурного характера конституционного статуса человека и гражданина, поскольку все элементы, составляющие конституционно-правовой статус, имеют большое значение как для человека, так и для государства. Конституционно-правовой статус военнослужащего внутренних войск представляет собой нормативное оформление в конституционном законодательстве реального положения военнослужащего в российском обществе. Конституционно-правовой статус военнослужащего имеет особенности, которые характерны для всех элементов, составляющих данный статус. Соответственно, следует изучать правовой статус военнослужащего сквозь призму многоаспектности характера исследования. Постараемся выделить наиболее важные специфические черты конституционно-правового статуса военнослужащего.

Общая правосубъектность военнослужащего возникает с момента подписания военнослужащим контракта (либо призыва на военную службу). Современное законодательство позволяет состоять на военной службе не только гражданам Российской Федерации, но и иностранным гражданам. Однако граждане Российской Федерации имеют массу преимуществ перед иностранными гражданами в сфере реализации права состоять на военной службе Российской Федерации.

Важнейшим элементом конституционно-правового статуса российских военнослужащих являются права и свободы, которые представляют собой целый комплекс основных прав - личных, политических, социально-экономических, экологических, культурных. Однако Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не следует рассматривать данные конституционные предписания как нормы, которые ущемляют конституционные права и свободы военнослужащих. Во-первых, анализируемые законодательные положения направлены на защиту интересов общества и государства. Во-вторых, ограничения конституционных прав и свобод компенсируются комплексом социальных гарантий, предоставленных государством военнослужащему внутренних войск. 

Ограничения конституционных прав и свобод касаются сферы реализации различных категорий прав и свобод, в частности политических прав. Например, возможность состоять в политических партиях. Военнослужащий не имеет права состоять в политической партии, что предписано федеральным законом. Известно, что в настоящее время ряд представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления формируются посредством применения пропорциональной избирательной системы, т.е. депутатские места распределяются между политическими партиями пропорционально числу голосов, поданных за конкретную политическую партию. Избиратель голосует за список членов политической партии, не за конкретного кандидата. Получается, что в данном случае военнослужащий может потенциально стать депутатом в том случае, если будет включен в список кандидатов от политической партии. Нельзя согласиться с мнением, согласно которому военнослужащий реально лишен пассивного избирательного права, т.е. права быть избранным депутатом по пропорциональной системе. Политические партии могут включать в партийный список граждан, которые не состоят в данной партии. Таким образом, если военнослужащий хочет быть депутатом представительного органа власти, это будет возможным, если он будет включен в список кандидатов от политической партии. Необходимо отметить, что данные рассуждения потеряли свою актуальность в контексте реализации права военнослужащих быть избранными депутатами Государственной Думы в будущем, поскольку, как известно, Государственная Дума «переведена» на смешанную избирательную систему (теперь депутаты вновь будут избираться по мажоритарной и по пропорциональной системе).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, которые расположены на территории муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в список избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме. Ряд авторов полагают, что данное ограничение ущемляет права военнослужащих, нарушает ст. 19 Конституции РФ, устанавливающую принцип равноправия. Другие ученые называют данное законодательное ограничение «военным цензом». Рассматриваемое законодательное предписание обусловлено объективными обстоятельствами. Речь идет о невключении в списки избирателей только тех военнослужащих, которые до призыва или учебы не проживали на территории муниципального образования; кроме того, речь идет только и именно о муниципальных выборах. Ведь на выборах в органы местного самоуправления, согласно самой идее народного представительства на местном уровне, должны принимать участие те лица, которые знакомы с местными условиями, традициями, быть в курсе тех проблем, которые сложились в конкретном муниципальном образовании.

Военнослужащим запрещается ведение на территории воинской части любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей время лично, без оружия участвовать в собраниях, демонстрациях, проводимых вне территории воинской части.

Лица, которые назначены на командные должности в воинской части, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и других нормативных правовых актах социальных гарантий и компенсаций, а также иных мер социального характера; правовой механизм их реализации. Социальная защита является функцией государства и предусматривает: реализацию прав военнослужащих; совершенствование механизма социальной защиты; охрану жизни, здоровья; применение мер, которые направлены на создание условий нормальной жизнедеятельности военнослужащих и членов их семей.

Роль одного из существенных элементов конституционно-правового статуса военнослужащего внутренних войск призвана выполнять юридическая ответственность. Юридическую ответственность военнослужащего внутренних войск, на наш взгляд, можно рассматривать в различных аспектах. Она (в широком понимании данного понятия) представляет собой совокупность общественных отношений, которые складываются между государством и военнослужащим в результате совершения последним деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы права. Ответственность можно рассматривать и в узком смысле - как отрицательные последствия, которые наступают для военнослужащего внутренних войск, преступившего предписания правового акта, и заключаются в необходимости претерпеть лишения.

Ответственность служит способом восстановления нарушенного права. Ответственность ряд авторов отождествляют с санкциями, предусмотренными в правовых актах, для военнослужащего, который совершил правонарушение. Ответственность выступает, в том числе и как реакция государства на совершение предусмотренных законодательством правонарушений в различных сферах.

Военнослужащие несут юридическую ответственность наряду с другими гражданами. В то же время специфика военной службы, особенности конституционного статуса военнослужащих обусловливают особенности юридической ответственности. Особый характер юридической ответственности военнослужащих можно выразить в следующих важных постулатах: государство устанавливает более широкий круг правонарушений, за совершение которых несут ответственность только военнослужащие; за совершение ряда правонарушений устанавливается повышенная ответственность; командиры наделяются широкими полномочиями по привлечению к юридической ответственности подчиненных военнослужащих; за совершение ряда административных правонарушений предусмотрена дисциплинарная ответственность военнослужащих; закон определяет особые меры ответственности, которые применяются только к военнослужащим (снижение в звании, назначение вне очереди в наряд по службе и т.д.).

Соответственно, особенности юридической ответственности военнослужащих проявляются также и в ее видах. Военнослужащие несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную и уголовную ответственность.

Таким образом, в процессе анализа всех вопросов, которые возникают как в ходе законодательной регламентации правового положения военнослужащих, так и практических проблем, складывающихся в этой сфере, следует основываться на том, что все элементы конституционного статуса военнослужащих характеризируются специфическими чертами. Понятия «конституционный статус» и «правовой статус» соотносятся как часть и целое. Существующие ограничения конституционных прав и свобод военнослужащих должны расцениваться именно как особенности их реализации. «Ограничения» основных прав и свобод компенсируются комплексом гарантий прав военнослужащих, которые обеспечивает Российское государство.

 

Список литературы

 

1.                   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2.                   Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета. № 104. 02.06.1998.

3.                   Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. // М.В. Баглай. - М.:Норма. - 2013. - 397 с.

4.                   Шветова К.Г. Ограничения и запреты в структуре правового статуса военнослужащих // Военное право: электрон. научн. изд. 2014. Выпуск № 3.