Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

    Центральный Банк России молодой, но очень влиятельный орган в банковской системе РФ, его история начинается 2.12.1990 с принятия Закона РСФСР от №394-1 "О Центральном Банке». В настоящее время его статус регулирует главным образом Конституция РФ и ФЗ от 10.07.2002 N  86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

   Однако, не смотря на то, что Банк России действует в соответствии со специальным НПА, на вопрос о его статусе многие ученые до сих пор ищут ответ. В своем исследовании мы попытались так же ответить на вопрос: является ли Центральный Банк государственным органом, а если он юридическое лицо, то какой организационно- правовой формы?

   В Конституции сказано, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». [1] Как продолжение данного принципа в Федеральном Законе о ЦБ указано, что «функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» [3]. Следовательно, раз Банк России осуществляет свои функции независимо от других государственных органов, то он ни в одну из ветвей власти не входит, а их напомню три: законодательная, судебная и исполнительная. Казалось можно сделать вывод, что он не государственный орган, однако в статье 7 ФЗ «О Центральном Банке» «Банк России  по вопросам, отнесенным к его компетенции издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц». [3] Мы видим, что законодатель прямо не определяет Банк России как госорган, однако явно указывает на его принадлежность к этим органам.

    Данилов Кирилл в своей работе «О правовом статусе Центрального Банка» провел сравнительный анализ Банка России с Министерством и Службой РФ. И сделал вывод, что из функций, возложенных на ЦБ видно, что он наделен полномочиями отраслевого министерства. Он разрабатывает и проводит единую политику, осуществляет правовое регулирование в банковской сфере. При сравнении со Службой было выявлено, что Банк России также наделен функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности [5], таким образом, Федеральный закон относит к полномочиям Банка и те, которые обычно принадлежат Службам. Приведем еще некоторые факты:

· Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

·   Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

    В том же НПА в статье 1 указано, что Банк России является юридическим лицом. Согласно Гражданскому кодексу «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». [2] В этой же статье в части 4 отведено отдельное место Банку России. «Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации». [2] Данный факт ярко демонстрирует, что ЦБ в данной ситуации снова не подпадает под общее правило. Однако попробуем определить его организационно-правовую форму. Решающее значение здесь имеют цель и характер деятельности. В зависимости от цели лицо может быть коммерческим или некоммерческим. Если юридическое лицо преследует цель извлечения прибыли, в качестве основной, то оно коммерческое, если такая цель отсутствует и если она не распределяется между участниками, то – некоммерческое.

    Статья 3 ФЗ «О Центральном Банке» четко говорит, что «получение прибыли не является целью деятельности Банка России» [3], следовательно, Банк России - некоммерческое юридическое лицо. Д.В. Виноградова в своей работе «Проблемы правового статуса Центрального Банка» отметила что, юридические лица –   сфера частного права, а ЦБ скорее публичный орган. [4]

     Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Банк России обладает противоречивым и сложным статусом. Он обладает функциями государственного органа, а организационно-правовая форма у него некоммерческой организации, он может издавать НПА, выдавать лицензии, осуществлять контроль и надзор. Такой двойственный  статус на наш взгляд  обусловлен сферой, в которой  Банк  России  осуществляет свою деятельность и некоторыми историческими аспектами. Как мы помним в Советском Союзе была командно- административная экономика, а сейчас мы встаем на «рельсы» рыночной, так и Центральный Банк России (Государственный Банк СССР) контролировавший раньше всю экономическую жизнь, теперь отдает ряд своих полномочий на свободное «плавание» на рынке. Находится в стадии перестроения с государственного органа в некоммерческую организацию, он словно застыл по середине, но не следует забывать про те важнейшие цели, которые стоят перед Банком России:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

· развитие финансового рынка Российской Федерации;

· обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

  Эти задачи должны решаться на государственном уровне, при полном исключении вмешательства со стороны.

     В ходе работы мы часто употребляли слово независимый. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова независимость – это «политическая самостоятельность, отсутствие подчинѐнности, суверенитет». [6] В дополнение к тому, что мы  указали выше можно  привести статью 2 Федерального закона о Банке России «государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов». [3] Однако, не все так просто. Существует ряд особенностей правового статуса Центрального Банка, где мы явно видим ограничение той самой независимости. Например, статья 5 «Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».[3] В чем заключается подотчетность? «Государственная Дума:

· назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

· назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

· направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;

· рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

· рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

· принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета;

· заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики)». [3]

   Как мы видим независимость то в полной мере не достигается. Так ли это? На наш взгляд независимость необходима, так как Банк России проводит важнейшие для нашей экономики реформы, он не должен завесить ни от какого органа, именно поэтому Государственная Дума осуществляет скорее надзор, т.е. деятельность органа наделенного специальными полномочиями по наблюдению за чем–либо.

   Таким образом, статус Центрального Банка России один из самых противоречивых, однако урегулированное законом сочетание функций государственного органа и некоммерческой организации способствуют нормальному функционированию отношений в сфере денежно-кредитной политики государства.

 

Список литературы

1.      Конституция  Российской  Федерации  (принята  всенародным  голосованием  12.12.1993)//  Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2.      Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  (часть  первая)  от  30.11.1994  N  51-ФЗ//  Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3.      ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

4.      Виноградова Д.Ю. Проблемы правового статуса Центрального Банка // Гражданское общество и правовое государство. 2011. Т. 2. С. 66-69.

5.      Данилов К.С. О правовом статусе Центрального Банка // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2011. № 12 (263). С. 22-28.

6.      Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка (П-Р). // Издательство "Азъ", 1992.