Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Цель любой принимаемой правовой номы – это достижение социально- полезного результата. Но стоит отметить, что не всегда эта цель достигается в полной мере и результат получается такой, каким его запланировали. Возможно несколько вариантов конечного результата: 1) достижение цели в полном объеме. Это идеальный вариант, при котором в конечном итоге получили то, что планировали, правовая норма реализовала себя в полной мере и эффективно «работает» в той отрасли, на улучшение которой она и была направлена; 2) при данном варианте развития событий, результат не будет максимальным, то есть он будет достигнут лишь от части. В принципе, можно говорить о том, что норма работает, поскольку результат есть, но в тоже время, он не настолько эффективный, насколько это было запланировано. В таком случае, можно говорить о том, что качество подобной правовой нормы не на достаточно высоком уровне, поскольку она не выполняет свою задачу и не может в полной мере достичь поставленной цели; 3) следующий вариант конечного результата может быть не только неэффективным в какой-либо части, а более того, иметь негативные последствия. Это говорит о том, что норма недостаточно проработана, не учтены факторы, влияющие на ее результативность. В связи с подобными последствиями возникает проблема определения эффективности правовых норм и предупреждения возможных негативных последствий их реализации.

   В юридической литературе можно найти предположение о том, что эффективность правовой нормы определяется как соотношение между фактическим результатом ее действия, то есть тем, что получилось в итоге, и той целью, собственно для достижения, которой эта норма и была изначально принята.

   Необходимо отметить, что эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии соответствия требованиям нравственности, а также при реальной адаптации к современному состоянию общественной жизни. Другими словами, правовые нормы должны быть актуальными в той среде для которой они принимаются, если же они не будут соответствовать реалиям, то их действие может привести к негативным последствиям, поскольку правовая норма будет отдалена от сути проблемы. Ориентация на регулируемые отношения – вот базисный критерий, который поможет сделать правовую норму эффективной. Также необходимо сказать о том, что важным для правовой нормы является ее четкость, понятность и доступность для понимая тем слоям общества, для которых она и создается. Большая масса населения соблюдает законы, но при этом даже не знает конкретного их содержания. Они просто знают, «что это плохо», «так нельзя делать», и так далее, но почему так должно быть и что конкретно прописано в законе люди даже не знают и не понимают. Поэтому особую значимость для эффективности нормы имеет качество работы правотворческих органов, которые непосредственно создают эту норму и планируют ее результативность.

   Социальная эффективность правовой нормы напрямую зависит от точности выявления тех факторов, на которые она должна повлиять. Если изначально не будет четкого определения «на что конкретно» должна быть направлена правовая норма, то ждать от нее эффективности и высокой результативности не стоит. Это опять-таки касается правотворческих органов, в чью компетенцию входит детальный анализ той среды, для которой и будет приниматься норма. Важным является изучение закономерности развития потенциальных регулируемых отношений, обобщение подобного опыта в зарубежных практиках, а также необходимо реально оценить современное социально-экономическое и политическое состояния в стране, где планируется принять правовую норму. Только проведя анализ различных составляющих, можно говорить о желаемой цели воздействия от этой нормы.

    Также необходимо отметить и то, что для достижения любой социально значимой цели необходим комплекс как правовых так и неправовых средств, к последним относят мораль, религиозные, политические и культурные взгляды и ценности. Зачастую правовые средства имеют второстепенное значение и в большей степени эффективность и результативность правовой нормы завит от того, на сколько социально она значима. Кроме того, эффективность правовой нормы невозможно определить сразу, выводы о том, выполнила она свою цель или же нет, можно проверить в результате ее действия, то есть на практике. При этом важно, чтобы используемые в результате ее создания средства (правовые и неправовые) были в достаточном объеме для достижения реальных и четко поставленных целей. В противном случае, либо цели не будут достигнуты, либо ее издержки будут выше, чем польза, что само по себе уже говорит о недостаточно высоком уровне такой нормы. Необходимо задействовать оптимальный комплекс средств, способов и методов такого воздействия, а также обеспечить его должное технико-юридическое оформление и связь с иными нормативными предписаниями, а также выбрать надлежащий уровень и форму юридического документа. Применяемые для создания правовой нормы средства должны отвечать уровню адресата, например, уровню правосознания, образования, культуры, владения техническими средствами и так далее. Другими словами, правотворец должен «говорить» на понятном для адреса языке.

    Еще одним критерием, влияющим на эффективность правовой нормы, можно назвать уровень профессионализма правотворческих органов [1], их независимость от внешних факторов при выполнении своего служебного долга. Можно заметить, что эффективность различных разновидностей правовых норм может проявляться по-разному. Так, чем больше используются предписания управомочиваюших норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами, реализуясь в правомерном поведении субъектов.

   Подводя итог  всему выше сказанному, можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1.     Совершенствование правотворчества до того уровня, когда в нормах права будут в большей степени выражаться интересы общества, с адаптацией под современные реалии различных сфер жизни;

2.     Совершенствование правоприменения дополнит действенность нормативного регулирования. Правоприменение позволит анализировать и учитывать эффективность вновь созданных правовых норм, позволит увидеть в статистике насколько та или иная норма «работает». Сочетание правотворчества и правоприменения позволит выявлять те сферы, которые действительно необходимо регулировать и в дальнейшем контролировать;

3.     Повышение уровня правовой культуры или, как еще можно сказать, правовой грамотности субъектов права, чтобы они понимали зачем та или иная норма создается и принимается, и как ее эффективная реализация скажется на жизни общества;

4.     Экспертиза нормативно-правовых актов на предмет соответствия действующему законодательству. Выявление дефектов таких норм и как следствие выработка рекомендаций по их устранению, с четким обоснованием своей позиции, позволят решить проблему повышения эффективности правового регулирования;

5.     Механизм по установлению «внешнего контроля», то есть контроль общественности за законопроектной работой, позволят также повысить эффективность правовых норм.

   На наш взгляд, это именно те пути решения проблемы эффективности правовой нормы, которые позволят достичь желаемого результата. В любом случае, интересы, как отдельного человека, так и всего общества – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования и как следствие - повышения его эффективности.

    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Волгоградской области РФ, в рамках проекта проведения научных исследований " Дихотомия права/закона и правоприменительной практики в избирательных процедурах: на материалах выборов, проводимых на территории Волгоградской области (история и современность)" № 14-13-34014.

 

Список литературы

1. Боков Ю.А. Правотворческая культура и законодательная деятельность// Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции /Под ред. Н.Н. Вопленко. Волгоград: Издательская группа ВРО МСЮ, 2001. – С. 129 – 132.