Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЦЕДУРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

      Вопрос символизма, условно говоря, определение значения, которые присущи символам, и их функциональной роли, является не только философским вопросом, но и практическим, поскольку во всех сферах общественных отношений можно найти символы либо следы их присутствия. Право не является исключением: в каких-то отраслях права они проявляются в меньшей степени и неявно, в других отраслях — в большей степени и зримо. В публичном праве, в частности, они получили правовое закрепление в понятии «официальные символы» -   герб, флаг и гимн.

     Символы публично-правовых образований — государства в целом, а также административно- территориальных единиц и муниципальных образований — имеют долгую историю, отражая различные особенности их существования — историческое развитие, географическое положение, этнический или конфессиональный состав и многое другое. Кроме этого, специалистами выделяются генеральные смысловые функции символов. Так, они выступают как один из признаков государства, который позволяет в сочетании с другими признаками провести четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной — с другой. Предполагается также, что символы выступают как отражение ценностей, на которые ориентируется государство.

   Указанные выше теоретические позиции бесспорны, но при одном условии — символ не должен пониматься как самодостаточный объект, а быть вписанным во внешний (конкретно-историческую среду) и внутренний (в структуру иерархически организованных символов) контексты. Значимость этого условия в полной мере проявляется при обращении к опыту разработки и использования территориальной символики, в частности гербов, в России.

    Территориальные символы сопровождают процесс политогенеза на всех его этапах: первые следы символов государственных образований можно обнаружить в период существования Киевской Руси. Однако историю развития территориальной символики как целенаправленной и теоретически обоснованной деятельности по западноевропейским моделям следует датировать XVIII веком. Этот процесс продолжается с перерывами по настоящий день.

    На современном этапе территориальная символика получила широкое распространение и правовое закрепление в многочисленных нормативных правовых актах. В федеральном уровне правового регулирования, согласно ч.1 ст.70 Конституции Российской Федерации «государственные флаг, герб и гимн, их описание и порядок официального использования устанавливается федеральным конституционным законом». Порядок принятия федеральных конституционных законов урегулирован ст.108 Конституции Российской Федерации в части предмета и особенностей процедуры принятия.

   В субъектах Российской Федерации согласно частям 1 и 2 ст.66 Конституции Российской Федерации статус соответствующего субъекта определяется совместно Конституцией Российской Федерации и Конституцией (Уставом) субъекта. В Санкт-Петербурге официальные символы в виде краткого описания закреплены в ст.6 Устава Санкт-Петербурга. Согласно той же статьи Устава «детальное описание и порядок их использования устанавливаются законом Санкт-Петербурга». Порядок принятия законов Санкт-Петербурга урегулирован ст.32 Устава Санкт-Петербурга.

    Право муниципальных  образований устанавливать свою официальную символику предусмотрено ст.9 Федерального закона №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. Официальные символы муниципальных образований и порядок еѐ официального использования, согласно ч.3 ст.9 указанного Федерального закона, регулируется уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В муниципальном образовании Санкт- Петербурга муниципальный округ «Оккервиль» согласно частям 3 и 4 ст.1 Устава официальные символы и порядок их использования утверждается нормативным правовым актом Муниципального Совета МО МО Оккервиль, и подлежат государственной регистрации. Порядок принятия этих нормативных правовых актов урегулирован частично статьями 21-25, 41-42 Устава данного муниципального образования и статьями 68-73 Регламента Муниципального Совета.

   Таким образом, в Российской Федерации территориальная символика широко распространена, будучи закрепленной на федеральном, региональном и местном уровне. Приведенные выше данные позволяют сделать следующие утверждения, которые касаются особенностей процедуры  установления официальной символики публично-правовых образований.

   Во-первых, символы публично-правовых образований закреплены в нормативных правовых актах, обладающих высшей юридической силой — это Конституция Российской Федерации, Конституция (Устав) субъекта Российской Федерации и Устав муниципального образования.

   Во-вторых, утверждение символики происходит посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов. На федеральном уровне таким актом является федеральный конституционный закон — особый вид законов, а вот на региональном и местном уровне подобных специфических форм нормативных правовых актов не предусмотрено и используются формы закона субъекта Российской Федерации и решение представительного органа муниципального образования соответственно.

    В-третьих, утверждение официальной символики требует установления особых, более жестких требований к данной процедуре. На федеральном уровне Конституция Российской Федерации устанавливает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, требующих одобрения большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации, обязательного (без права вето!) подписания Президентом Российской Федерации и обнародования (опубликования). Аналогичные по существу требования применяются на региональном и местном уровнях: Конституция (Устав) субъекта Российской Федерации требует одобрения большинством не менее двух третей голосов от установленной численности депутатов представительного органа (ст.32 Устава Санкт-Петербурга), а в муниципальном образовании решение принимается большинством в две трети от установленной численности депутатов представительного органа (ст.44 Федерального закона №131-ФЗ; ч.2 ст.42 Устава МО МО Оккервиль).

     В-четвертых, ч.4 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ требует обязательного официального опубликования (обнародования) проектов Устава или муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, порядка учета предложений граждан по проектам и порядка участия граждан в их обсуждении. Иными словами, применяется институт публичных слушаний (ч.1 ст.42 и ст.14 Устава МО МО Оккервиль). Аналогичных требований при осуществлении соответствующих процедур на федеральном и региональном уровне не предусмотрено.

    В-пятых, требование государственной регистрации официальных символов уполномоченным органом — Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации — закреплено в ч.2 ст.9 Федерального закона №131-ФЗ только в отношении символов муниципальных образований.

 

 

Список литературы

1.      Авакьян, С.А. Конституционное право. - 2-е изд. - Т.2. - М., 2006.

2.      Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. и доп.// СПС-Консультант плюс.

3.      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев // СПС- Гарант.

4.      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

5.      Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 23 сент. 2009 г.№420-79 с изм. и доп. // СПС-Кодекс.

6.      Об утверждении официальных символов МО МО Оккервиль: Решение Муниципального Совета от 18 января 2007 г. №2 // СПС-Кодекс.

7.      Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Т.1. - М., 2002.

8.      О Государственном флаге Российской Федерации: федер. конст. закон от 25 декабря 2000 г. №1-ФКЗ с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

9.      О Государственном гербе Российской Федерации: федер. конст. закон от 25 декабря 2000 г. №2-ФКЗ с изм. и доп.// СПС-Консультант плюс.

10.   О Государственном гимне Российской Федерации: федер. конст. закон от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ с изм. и доп.// СПС-Консультант плюс.

11.   О детальном описании официальных символов Санкт-Петербурга и их использовании: Закон Санкт- Петербурга от 13 мая 2003 г. №165-23 с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

12.   Регламент заседаний Муниципального Совета МО МО Оккервиль: Постановление Муниципального Совета от 15 декабря 2005 г. №140 с изм. и доп. // СПС-Кодекс.

13.   Устав муниципального образования муниципальный округ Оккервиль: Постановление Муниципального Совета муниципального образования Оккервиль от 19 мая 2005 г. №85 с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

14.   Устав Санкт-Петербурга: принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 28 февр. 1998 г. с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.