Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗНИКНОВНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ВЕНГРИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   К большому сожалению, о начале развития права в Венгрии сохранилось мало достоверных источников, однако сохранившиеся фрагменты могут помочь нам реконструировать события. Труды таких мудрецов, как Ибн Фанд и Лев Мудрый [1, С.226], сохранили ссылки на то, что венгерское право существовало. На основании записей летописцев девятого века купля-продажа земли и прочих ценностей было обычным делом. В дополнение к письменным источникам мы можем полагаться на результаты языкознания, изучение развития венгерского языка.

    Семья была основной ячейкой венгерского общества в феодальную эпоху, она же являлась одновременно юридической категорией. Средневековое семейное право определяло семью как своеобразное общество с имуществом, во главе которого был глава семейства, то есть отец. Членами семьи были муж и жена, дети, как свои, так и опекамые. Независимо от того, достигли ли дети совершеннолетия или нет, они должны были подчиняться отцовской воле, а жена воле мужа. Если дети не подчинялись воле отца, то этим действием, согласно закону, они лишали себя материальной поддержки. Если отец семейства умирал до наступления совершеннолетия детей, то они получали опеку. Дети освобождались от отцовской опеки в случае его смерти, но только лишь если они сами достигли совершеннолетия.

   Необходимо отметить, что средневековое венгерское семейное право знало учреждения опеки и попечительства. Данные понятия в важнейших юридических документах той эпохи не очень существенно разграничивались между собой.

   Эти два учреждения схожи в том, что в обоих случаях определенное назначенное законом лицо следит и охраняет имущество физически ограниченных или недееспособных лиц. Правила опекунства и попечительства характеризуются схожими принципами, так как происходят от личных отношений, которые играли особенно важную роль в общественных отношениях в начале феодальной эпохи и древних кланах.

   В развитии семейного права в Венгрии можно выделить несколько важных этапов, каждый из которых характеризуется своими отличительными признаками.

   Так, согласно обычаям древнего семейно-брачного права, будущую жену у отца выкупали. О покупной цене за невесту договаривались отцы семейств. Тем не менее древнее право давало возможность жениться и бедным юношам путем кражи невесты. Похищение женщин было распространено еще в тринадцатом веке, но после этого времени уже трудно найти информацию о широком существовании этого обычая. Впоследствии в некоторых регионах страны остались свадебные обычаи, напоминающие похищение невесты.

   С распространением христианства и, соответственно, церковных браков, в XI-XII веках стал применяться канонический принцип, согласно которому брак между мужчиной и женщиной лежит в основе внутренней божественной клиники слияния. Согласно этому принципу, брак может быть заключен лишь по обоюдному согласию сторон. В то же время стало принято официально декларировать свое желание вступить в брак перед священником, чтобы после него последовало благословение от церкви. По принятому в 1116 году указу Кальмана I, венгерского короля (1095-1116), именно такая форма заключения брака приветствовалась.

   Согласно каноническим правилам помолвка могла быть совершена между мальчиком и девочкой, достигшими семилетнего возраста, и осуществляться только лицом, не являющимся безумным или нетрезвым.

    Обручение налагало определенные моральные обязательства на обе стороны, заключающие брак. С момента помолвки стороны были обязаны хранить верность друг другу. В случае несоблюдения этого на провинившуюся сторону навлекалось церковное наказание.

    Вступающих в брак не могли насильно заставить обручиться. Однако помолвку невозможно было прервать путем простого соглашения по желанию помолвленных, брак должен был быть обязательно заключен. Некоторые более поздние постановления говорили также о том, что, если не находившиеся в браке мужчина и женщина спали вместе, то мужчина должен был жениться на данной особе. Однако, были случаи, когда это оставалось лишь пустым обещанием.

   Расторгнуть помолвку можно было лишь по полномочиям церковной юрисдикции судьи, в случае обоюдного согласия на это или же в одностороннем порядке, причем только при наличии достаточно веской причины для расторжения.

   В случае обнаружения некоторых препятствий брак не мог быть заключен. Этими препятствиями являлись следующие: если стороны были в кровном родстве между собой, уже находились в другом браке, либо не желали этого. А также если одна из сторон была в рабстве, придерживалась другой религии.

    Хотя в соответствии с каноническим правом, брак – это неразрывная связь, средневековое венгерское право признавало возможность развода на основе взаимного согласия расстающихся сторон.

   В определенных случаях разрыв мог происходить также и по инициативе одной из сторон. Так, на основе решения первого Синода в городе Эстергом, в случае доказанной супружеской неверности жены мужчина имел право заключить с другой женщиной новый брак. В одностороннем порядке расторгнуть брак имели право также и женщины: этот закон применялся в случае, когда муж ложно обвинил жену в супружеской измене, или, когда ее муж оставил ее.

   В феодальное время брачное имущественное право также обладает определенными особенностями. Изначально, согласно установкам средневекового брачного имущественного права, женщина, выходя замуж, выходила из-под контроля отцовской власти и переходила под власть мужа. С течением времени эта всеохватывающая и почти ничем не ограниченная власть, когда женщина не имела никаких имущественных прав, была преобразована, так, например, муж стал законным представителем жены и действовал в соответствии с ее интересами.

    Цена за «покупку» женщины, бытовавшая в древние времена, в свою очередь, преобразовалась в личное имущество невесты, приданое. Приданое составлялось из женских нарядов, движимого имущества и прочих вещей для нового хозяйства. Девушки получали приданое от отца или же от человека, под руководством и отцовским наставлением которого они жили.

   Размер приданого девушки зависел от семейного имущества и социального статуса. Иногда перед замужеством список приданого составлялся по несколько месяцев.

    По обычаю, в честь помолвки девушка получала в подарок от отца или жениха ювелирное изделие или предмет одежды.

  Согласно нормам феодального венгерского брачного имущественного права, у женщины могло быть отдельное от мужа имущество, которое приобреталось еще до составления брака или было получено во время брака в порядке наследования, королевского дара, покупки, обмена или иной сделки.

   В отличие от феодальной эпохи, институт семьи в Новое время утратил значимость имущественного права. Благодаря отмене юридических норм древности, обеспечивалась свобода завещания имущества и имущественные права; право наследования, связанное с средневековым семейным правом в значительной степени было устранено, хотя его некоторые элементы остались, например, правовая защита семейного имущества.

    Еще одним важным шагом вперед по сравнению с средневековым правом является то, что органы опеки и попечительства были подробно разграничены и описаны в соответствии с соответствующими гарантиями и существующим ныне регулированием. Все эти реформы были проведены в 1870 году.

   Одним из важнейших законов, регламентировавших брачные имущественные отношения в Новое время, стал Закон о гражданском браке 1894 года, в котором подробно рассматриваются финансовые отношения в семье. Согласно этому закону, брак в основном создает семейную, общую собственность между супругами, но они также могут иметь собственное имущество во время брака.

   Изучая развитие семейного права в Венгрии, мы, в том числе, начинаем лучше понимать венгерскую юридическую культуру, ее возникновение и развитие. Юридическая культура в целом является важным элементом национальной культуры страны.

 

Список литературы

1.     Gregory, T. E. A History of Byzantium. — Blackwell Publishing, 2005.

2.     Rady M. Customary Law in Hungary. Courts, Texts, and the Tripartitum. – Oxford University Press. – 2015.