Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КЫРГЫЗСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Ош, Кыргызская Республика
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Радикальные реформы всех сфер государственной и общественной жизни непосредственно отразилось и на законодательстве Кыргызской  Республики. За последние  десятилетия законодательство страны  существенно обновилось. Обновление законодательства и в настоящее время безусловно является важнейшим условием общественных преобразований в Кыргызской Республике. Вместе с тем законодательство не может рассматриваться как количественная  совокупность законодательных и иных актов. Оно представляет собой системно организованный нормативно-правовой массив, со своей структурой, внутренними частями и связями.

   Действующее в нашей стране законодательство противоречиво, содержит декларативные положения и зачастую не обеспечено механизмом реализации. В массиве законодательства должно обеспечиваться строгое соблюдение принципов построения системы права, чтоб не нарушить внутренней логики отраслей законодательства. Следует отметить и о низком уровне «расчистки» действующего законодательства и приведение его в соответствие со вновь принятыми законами.

   В Кыргызской Республике создание качественно нового законодательства находится на стадии формирования, наталкиваясь на многочисленные барьеры антидемократического, авторитарного характера, на противостояние различных структур государственной власти.

   Под законодательством подразумевается совокупность формально-юридических источников права, которые используются в процессе правового регулирования. Согласно Закону Кыргызской Республики «О нормативно-правовых актах» [1] нормативно-правовой акт выступает как основной формально-юридический источник права. Совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно- правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права составляют систему законодательства.

   Система законодательства Кыргызской Республики в структурном плане имеет вертикальное и горизонтальное деление.

   Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности. Юридическая сила нормативно-правового акта является критерием вертикального деления системы законодательства. Вместе с тем юридическая сила нормативного акта находится в зависимости как от его формы (законы, подзаконные акты), так и  от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на различных уровнях).

   Деление системы законодательства по горизонтали происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное деление представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединенных в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Различаются отраслевое и межотраслевое деление законодательства. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство  распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует общественные отношения, объединяемые каким-либо связующим элементом, и возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т. п.). В этой связи, позиции о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), дискуссионны, ибо, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

    Совершенствуя и упорядочивая нормативный материала с целью поддержания системности законодательства были созданы новые сводные нормативно-правовое акты – кодексы, что явилось результатом коренной переработки действующего законодательства в Кыргызской Республики. На сегодняшний день в нашей стране общественные отношения в различных отраслях регулируются шестнадцатью действующими кодексами, четыреста тридцатью законами, в том числе семью конституционными законами.

   В рамках горизонтального деления законодательства выделяется текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

  Текущее законодательство Кыргызской Республики характеризуется комплексом нормативно-правовых актов, посредством которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально- политической ситуации.

    Правовое регулирование, которое осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации, посредством комплекса нормативно-правовых актов называется чрезвычайным законодательством. В этой связи можно отметить о принятых декретах Временного правительства после свержения государственной власти в Кыргызской Республике 7 апреля 2010 года. Созданное Временное Правительство, как орган власти переходного периода выступило временным органом власти в условиях острого социально-политического кризиса. Особенность управления страной в условиях острого кризиса, имевшее место в апреле 2010 года в Кыргызской Республике, заключался в необходимости принятия Временным Правительством, решений в форме декретов, направленных на стабилизацию или изменение общественно-политической ситуации. Вместе с тем следует отметить, что декрет как нормативный акт не предусмотрен среди видов нормативно-правовых актов установленных Законом Кыргызской Республике «О нормативно-правовых актах». Декреты принимались вне установленных нормотворческих процедур и не обладают формальными признаками нормативных правовых актов. Тем не менее, декреты по своему целевому предназначению обеспечивали полноценное функционирование страны во всех сферах его жизнедеятельности в кризисный период социально-политической ситуации.

   Законодательство общего характера представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, которые включают наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, которые обязательны для всех без исключения субъектов права.

   Законодательство специального характера включает нормативно-правовые акты, которые регламентируют регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т. д.).

   Законопроекты принимаемые представительным органом власти должны способствовать развитию страны, выходу экономики из кризиса. Законодательство страны должно соответствовать реальной действительности, а так же реагировать на изменения, происходящие в мире, и быть направлено на внутреннее развитие и межгосударственных отношений. Реагируя своевременно на изменения, происходящие как внутри страны, так и за ее пределами, принимая соответствующие поправки в законодательные акты можно говорить о развитии общества. Без современной, четкой законодательной базы в государстве, не может быть ни какого прогресса.

   Кыргызское законодательство испытывает некоторые проблемы, но в тоже время компетентными органами государственной власти предпринимаются меры для их устранения. В отдельных сферах деятельности многие отношения законодательно не урегулированы, вследствие чего экономика страны теряет значительные средства. С развитием общественных отношений определенная часть законодательных актов устаревает, что указывает на необходимость принятия новых. Зачастую большинство принятых законопроектов декларативны и не исполняются. Принятие большого количества законов, которые утверждаются «хорошими», но по каким‐то причинам не реализовываются на практике, не может выступать позитивным проявлением. Закон может признаваться безупречным лишь в том случае, если регулируемые им отношения полностью реализованы, а законодательные предписания исполнены в полном объеме [2].

   Состояние несовершенства и коллизионности нынешнего кыргызского законодательства негативно сказываются на деятельности государственных органов и должностных лиц по решению стоящих перед ними задач, что ослабляет режим законности, снижает уровень правопорядка в стране. Такое положение демонстрирует неэффективность государственного правового регулирования.

   Хотя, казалось бы, что законопроекты направлены на улучшение жизни людей и должны быть положительно восприняты обществом. Субъекты, уполномоченные осуществлять надзор и проверки за соблюдением законодательства, не осуществляют должным образом свои обязанности.

   Коррупционные проявления, с которой в последнее время идет усиленная борьба, все еще сохраняют свою живучесть во всех эшелонах власти. Парламентарии зачастую принимают законопроекты как бы по «заказу», что дает преимущества, или учитывает интересы конкретных лиц.

   Законодательство независимой Кыргызской Республики довольно молодое, оно развивается по пути проб и ошибок, перенимая положительный опыт соседних стран и в то же время особенности присущие только нам. Потребуются немалые усилия и времени, чтобы Кыргызстан по своему развитию как законодательно, так и по качеству и продолжительности жизни мог сравняться с развитыми странами.

  

Список литературы

1.     Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года № 241/ «Эркинтоо» от 7 августа 2009 года № 68-69.

2.     Мамаакиров Р.У. О состоянии права в условиях переходного периода развития Кыргызской Республики Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С.354-358.

3.     Чикеева, З.Ч. Система источников права Кыргызской Республики в переходный период [Текст] / З. Ч. Чикеева // Право. -2013. - № 4. - С. 154 - 161