Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ПЛАНУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М.М. СПЕРАНСКОГО

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Поиск идей наиболее оптимального устройства государства всегда находился в центре внимания учёных и правоведов. Актуален этот вопрос и в Российской Федерации в настоящее время. Для рационального устройства органов государства необходим анализ истории их формирования и развития. Особый интерес в этом отношении представляет «План государственных преобразований» М.М. Сперанского, так как в нём заложены основополагающие идеи для организации государственной власти XIX века.

   Идеи об «истинном управлении», о законности были распространены в российском обществе, особенно у прогрессивно настроенных представителей дворянского сословия. «Власть дворян, деятельность всех высших государственных органов оспаривалась с точки зрения гражданского равенства и необходимости отмены крепостного права»1.

  

1Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность,   политический взгляды М.М. Сперанского. М.,1993. С. 78.


    Важную роль в период правления Александра I сыграл М.М. Сперанский. Самым крупным его делом в послетильзитский период стало составление «Плана государственных преобразований». М.М. Сперанский ещё в начале XIX века занимался разработкой и изучением особенностей устройства государства и права в Российской империи, решал задачи управления ею.

    Главным критерием своевременности преобразований, по мнению М.М. Сперанского, было падение авторитета Александровского правительства. Реформатор считал нужным проводить не мелкие, частные реформы, а коренные преобразования, направленные на формирование в Российской империи правового государства.

   В своих ранних сочинениях М.М. Сперанский подчёркивал опасность преждевременных действий, но спустя некоторое время в них можно проследить изменение взглядов реформатора. Теперь он говорил об опасности промедления: «во все эпохи форма государственного правления должна строго соответствовать уровню развития государства. Там же, где форма правления идёт позади и обгоняет этот уровень, она свергается большим или меньшим переворотом»2.

     «План государственных преобразований» М.М. Сперанского был полностью  готов к 1809 году. Государственному устройству Российской империи был посвящён последний раздел. Основополагающим стал принцип разделения  власти, согласно которому должны были существовать три её ветви:  законодательная, исполнительная и судебная.

    Необходимо заметить, что проект реформ М.М. Сперанского содержит и озвучивает следующую мысль: «…правление до селе самодержавное, постановить и учредить на неприменяемом законе»3. То есть, реформатор говорил о верховенстве закона, о том, что Император, осуществляя управление Российской империей, должен руководствоваться им.

    Главным принципом функционирования ветвей власти, по мнению М.М. Сперанского, должно было стать наиболее гармоничное их взаимодействие между собой и наиболее оптимальное совмещение их сил. Реформатор видел необходимость и в единой организации деятельности государственных органов в каждой административной единице. То есть, органы государственной власти, судебные, законодательные или же исполнительные должны были быть однотипны. Немаловажно то, что М.М. Сперанский создал в «Плане» такую систему органов, при которой государственные органы должны были быть немноголюдными во избежание больших расходов бюджета на их обеспечение. Народ, в свою очередь, должен был принимать реальное участие в деятельности государственных органов.

     Этот тезис подтверждает и тот факт, что одной из основных идей проекта М.М. Сперанского стало участие народа в деятельности законодательной, исполнительной и  судебной ветвей власти. Уделяя внимание организации министерств, реформатор критиковал функции некоторых из них и принципы их организации в целом. Без критики М.М. Сперанский оставил законодательную и судебную ветви власти.

   М.М. Сперанский отмечал, что высшие органы государства должны были назначаться Императором. Немаловажная часть проекта реформатора отведена Государственному совету, который должен рассматривать представленные ему акты нижестоящих органов государственной власти.

   Нужно отметить, что реформы государственного аппарата Российской империи были тесно связаны с другими звеньями государственной системы, в том числе и с государственным устройством. М.М. Сперанский уделял этому особое внимание, говоря о том, что нельзя преступать к реформам, оставив прежнее административное деление. На наш взгляд, деление, предложенное М.М. Сперанским, было наиболее оптимально для Российской империи в начале XIX века.

   Рассматривая идеи реформатора в области административно-территориального деления, отметим, что оно, по его мнению, не подходило для реалий российской действительности, потому, что уезды Российской империи значительно отличались между собой по степени заселённости, и в некоторых из них отсутствовали люди, которым можно было доверить управление.

    Реформатор предлагал деление на области и губернии. Согласно «Плану» необходимо было выделить пять областей: Оренбургский край, Сибирь, Новороссийский край, Кавказ и Земля донских казаков. «Сии области суть: Сибирь по хребет уральских гор; край кавказский и астраханский с Грузею; край Оренбургский; Земля Донских Казаков; край Новороссийский»4. Можно сделать вывод, что М.М. Сперанский выделял территории, группирующиеся по историческим, социальным, бытовым признакам, и национальные окраины.

    

2 Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политический взгляды М.М. Сперанского. М., 1993. С. 79.

3 Сперанский М.М. Проекты и записки М., 1961. С. 148.

4 Сперанский М.М. Проекты и записки. М., 1961. С. 192


   Областям по «Плану» предоставлялась в определенном  смысле автономия: «…силы  государственные образуясь, восходят, наконец, к державной власти и в ней соединяются»5. Деление же на губернии оставалось неизменным. Округа должны были замениться на уезды, ключевым критерием деления которых должен был стать количественный. «Губерния составляет население от 100 до 300 тыс. душ. Губерния разделялась на округи»6. Низшей административной единицей была волость.

     Претворение в жизнь проекта М.М. Сперанского было важным и серьёзным шагом на пути к реформам, поэтому Александр I не решился сразу и полностью претворить его в жизнь и начал с наиболее безобидной части «Плана» — с образования Государственного совета.

    Идеи М.М. Сперанского были слишком «ранние» и смелые для начала XIX века. Либеральные замыслы реформатора на тот момент не могли быть реализованы конституционным путём, так как Александр I не ставил целью своего правления коренные преобразования и изменения строя Российской империи.

     «План государственных преобразований» представлял собой наиболее разработанный конституционный проект из всех, которые появились на рубеже XVIII-XIX вв.

    «План» — логическое завершение развития политического миросозерцания М.М. Сперанского. В нём впервые нашли своё начальное отражение буржуазные принципы правового государства, такие, как идея представительства, разделения власти, защиты собственности и прав граждан. Но при всей новизне и революционности проекта для начала XIX века, надо отметить, что сам «План» содержал эти принципы в первичном варианте, которому требовалось дальнейшее развитие. Деятельность реформатора представляет историческую ценность, так как проекты его реформ были попыткой ограничения монархии и развития идей конституционализма в Российской империи.

5Там же. С. 190.

6Там же. С. 192.

Список литературы

1.     Сперанский М.М. Проекты и записки. Под редакцией С.Н. Валка. М.Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 245 с.

2.     Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность,           политический взгляды М.М. Сперанского. М.: Воскресенье,1993. 238 с.