07 марта 2016г.
Установлено, что большинство опасных ошибок совершают водители из-за неспособности своевременно и правильно отреагировать на неожиданное изменение дорожной обстановки, что нередко определяется их ограниченными психофизиологическими возможностями. Своевременное выявление и отстранение таких лиц от обучения и управления автомобилем является важным фактором в обеспечении безопасности дорожного движения [4, с. 117].
На кафедре «Автомобильный транспорт» ВолгГТУ была проведена
работа по изучению
характеристик транспортных потоков,
в том числе маршрутного пассажирского транспорта, на улично-дорожной сети г. Волгограда. Статистический анализ
дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта на территории Центрального района г.Волгограда в период с 2004 по 2006 год показал, что основными виновниками ДТП являются водители маршрутных коммерческих транспортных средств
(Рисунок 1).
На Рисунке 2 проиллюстрирован один из возможных взглядов
на то, как взаимодействие факторов производственной
среды и индивидуальных возможностей приводит к несчастным случаям. Меняющиеся требования производственной среды показаны
нижней волнистой линией; верхняя линия отражает возможности работника, относящиеся к этим требованиям. Несчастные случаи происходят тогда,
когда производственная среда (которая
включает инструменты, машины, шум и коллег по работе)
требует от работника
больше, чем он способен дать в настоящий
момент (Oborne, 1982).
Согласно модели Оборна, несчастный случай произошел потому,
что требования производственной обстановки превысили
возможности работника
в данный момент
[1, с. 298].
На кафедре
автомобильного транспорта ВолгГТУ совместно
с преподавателями кафедры нормальной физиологии и общей и клинической психологии ВолгГМУ была разработана анкета с перечнем
качеств, которые необходимы специалистам операторских профессий для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей. Каждое
профессионально-важное качество (ПВК) было включено в предлагаемый перечень на основе анализа доступных
литературных источников и нормативной документации, рассматривающих особенности профессиональной деятельности специалистов операторского труда.
Опросная анкета для экспертных
оценок профессионально-важных качеств водителей
пассажирского автотранспорта включает
в себя 53 качества
(в основном рецептивные, когнитивные и локомоторные).
В качестве экспертов
выступали преподаватели и студенты старших
курсов лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета в количестве 23 человек и студенты старших курсов, обучающиеся по направлению «Клиническая психология» – 20 человек, которые
по 10 бальной системе оценивали степень важности
каждого из перечисленных в анкете качеств
(10 баллов – наибольшая степень важности качества).
Компетентность экспертов подтверждается базовыми знаниями
каждого из них по курсам «Психология» и «Нормальная физиология». Все эксперты пользуются услугами маршрутных такси и знают особенности трудовой деятельности водителей, осуществляющих пассажирские перевозки. Более 80 % экспертов
имеют водительские права категории
«B» и управляют
личными транспортными средствами [3].
Результаты опроса экспертов
показаны в Табл.1.
Таблица 1 Наиболее важные профессионально-важные качества водителей
пассажирского автотранспорта, по мнению экспертной группы
№
|
Профессионально-важные качества
|
Ведущая психофизиологическая система
|
Значимость для профессии
|
1.
|
Реакция на движущийся объект
|
Сенсомоторные реакции
|
9,9
|
2.
|
Точность движений
|
Сенсомоторные реакции
|
9,7
|
3.
|
Координация движений
|
Сенсомоторные реакции
|
9,7
|
4.
|
Сила нервной системы
|
Свойства высшей нервной деятельности
|
9,7
|
5.
|
Подвижность нервной системы
|
Свойства высшей нервной деятельности
|
9,6
|
6.
|
Уравновешенность нервных процессов
|
Свойства высшей нервной деятельности
|
9,6
|
7.
|
Сложные сенсомоторные реакции
|
Сенсомоторные реакции
|
9,6
|
8.
|
Простая сенсомоторная реакция
|
Сенсомоторные реакции
|
9,5
|
9.
|
Концентрация внимания
|
Свойства внимания
|
9,5
|
10.
|
Эмоциональный интеллект
|
Свойства мышления
|
9,4
|
По результатам опроса
экспертов выявлены профессиональные качества, необходимые водителям, для эффективного управления пассажирскими автотранспортными средствами.
Значительную часть из представленных в таблице
ПВК, набравших наибольшее количество баллов, по мнению экспертной группы,
составляют сенсомоторные реакции.
Работа водителей пассажирского автотранспорта в условиях большого
города связана с частым возникновением опасных и аварийных ситуаций, где только быстрые
и точные действия могут предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Таким образом,
можно сделать вывод, что для эффективного управления пассажирскими автотранспортными средствами необходимо обладать не
только необходимой профессиональной подготовкой, но и высоким
уровнем развития
профессионально важных качеств
из группы сенсомоторных реакций.
Профессорско–преподавательский состав и студенты
Волгоградского государственного медицинского университета, участвующие в опросе в качестве
экспертов, обладают знаниями
в области психологии и нормальной физиологии, но не имеют профессионального опыта работы, связанного с пассажирскими автоперевозками. Однако
стоит отметить, что подобрать достаточное количество экспертов, обладающих теоретическими и профессиональными знаниями в психофизиологии и в области
пассажирских перевозок, не представляется возможным. В будущих
публикациях будут представлены результаты экспертных оценок профессиональных водителей пассажирского автотранспорта, и общая результирующая оценка необходимых ПВК будет более
объективной.
Список литературы
1. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — 720 с.: ил. — (Серия
«Учебник нового
века»).
2. Комаров, Ю.Я. Повышение уровня безопасности на пассажирском автотранспорте с использованием комплексного подхода
к профессиональному отбору
водителей / Ю.Я. Комаров,
М.Н. Дятлов // Автотранспортное предприятие. - 2014. - № 10. - C. 18-22.
3. Психофизиологические особенности трудовой деятельности водителей пассажирского автотранспорта / Ю.Я. Комаров, Р.А. Кудрин,
Е.В. Лифанова, М.Н. Дятлов // Автотранспортное предприятие. - 2015. - № 11. - C. 7-10.
4.
Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов.
- М.: Академия, 2002. - 224 с.