Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧИМОСТЬ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
07 марта 2016г.

Установлено, что большинство опасных ошибок совершают водители из-за неспособности своевременно и правильно отреагировать на неожиданное изменение дорожной обстановки, что нередко определяется их ограниченными психофизиологическими возможностями. Своевременное выявление и отстранение таких лиц от обучения и управления автомобилем является важным фактором в обеспечении безопасности дорожного движения [4, с. 117].

На кафедре «Автомобильный транспорт» ВолгГТУ была проведена работа по изучению характеристик транспортных потоков, в том числе маршрутного пассажирского транспорта, на улично-дорожной сети г. Волгограда. Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта на территории Центрального района г.Волгограда в период с 2004 по 2006 год показал, что основными виновниками ДТП являются водители маршрутных коммерческих транспортных средств (Рисунок 1).

На Рисунке 2 проиллюстрирован один из возможных взглядов на то, как взаимодействие факторов производственной среды и индивидуальных возможностей приводит к несчастным случаям. Меняющиеся требования производственной среды показаны нижней волнистой линией; верхняя линия отражает возможности работника, относящиеся к этим требованиям. Несчастные случаи происходят тогда, когда производственная среда (которая включает инструменты, машины, шум и коллег по работе) требует от работника больше, чем он способен дать в настоящий момент (Oborne, 1982).

Согласно модели Оборна, несчастный случай произошел потому, что требования производственной обстановки превысили возможности работника в данный момент [1, с. 298].

На кафедре автомобильного транспорта ВолгГТУ совместно с преподавателями кафедры  нормальной физиологии и общей и клинической психологии ВолгГМУ была разработана анкета с перечнем качеств, которые необходимы специалистам операторских профессий для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей. Каждое профессионально-важное качество (ПВК) было включено в предлагаемый перечень на основе анализа доступных литературных источников и нормативной документации, рассматривающих особенности профессиональной деятельности специалистов операторского труда.

Опросная анкета для экспертных оценок профессионально-важных качеств водителей пассажирского автотранспорта включает в себя 53 качества (в основном рецептивные, когнитивные и локомоторные).

В качестве экспертов выступали преподаватели и студенты старших курсов лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета в количестве 23 человек и студенты старших курсов, обучающиеся по направлению «Клиническая психология» – 20 человек, которые по 10 бальной системе оценивали степень важности каждого из перечисленных в анкете качеств (10 баллов – наибольшая степень важности качества).

Компетентность экспертов подтверждается базовыми знаниями каждого из них по курсам «Психология» и «Нормальная физиология». Все эксперты пользуются услугами маршрутных такси и знают особенности трудовой деятельности водителей, осуществляющих пассажирские перевозки. Более 80 % экспертов имеют водительские права категории «B» и управляют личными транспортными средствами [3].

Результаты опроса экспертов показаны в Табл.1.



Таблица 1 Наиболее важные профессионально-важные качества водителей пассажирского автотранспорта, по мнению экспертной группы

Профессионально-важные качества

Ведущая психофизиологическая система

Значимость для профессии

1.

Реакция на движущийся объект

Сенсомоторные реакции

9,9

2.

Точность движений

Сенсомоторные реакции

9,7

3.

Координация движений

Сенсомоторные реакции

9,7

4.

Сила нервной системы

Свойства высшей нервной деятельности

9,7

5.

Подвижность нервной системы

Свойства высшей нервной деятельности

9,6

6.

Уравновешенность нервных процессов

Свойства высшей нервной деятельности

9,6

7.

Сложные сенсомоторные реакции

Сенсомоторные реакции

9,6

8.

Простая сенсомоторная реакция

Сенсомоторные реакции

9,5

9.

Концентрация внимания

Свойства внимания

9,5

10.

Эмоциональный интеллект

Свойства мышления

9,4

 

По результатам опроса экспертов выявлены профессиональные качества, необходимые водителям, для эффективного управления пассажирскими автотранспортными средствами.

Значительную часть из представленных в таблице ПВК, набравших наибольшее количество баллов, по мнению экспертной группы, составляют сенсомоторные реакции.

Работа водителей  пассажирского автотранспорта в условиях большого города связана с частым возникновением опасных и аварийных ситуаций, где только быстрые и точные действия могут предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Таким образом, можно сделать вывод, что для эффективного управления пассажирскими автотранспортными средствами необходимо обладать не только необходимой профессиональной подготовкой, но и высоким уровнем развития профессионально важных качеств  из группы сенсомоторных реакций.

Профессорско–преподавательский состав и студенты Волгоградского государственного медицинского университета, участвующие в опросе в качестве экспертов, обладают знаниями в области психологии и нормальной физиологии, но не имеют профессионального опыта работы, связанного с пассажирскими автоперевозками. Однако стоит отметить, что подобрать достаточное количество экспертов, обладающих теоретическими и профессиональными знаниями в психофизиологии и в области пассажирских перевозок, не представляется возможным. В будущих публикациях будут представлены результаты экспертных оценок профессиональных водителей пассажирского автотранспорта, и общая результирующая оценка необходимых ПВК будет более объективной.

 

Список литературы

1.     Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — 720 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

2.     Комаров, Ю.Я. Повышение уровня безопасности на пассажирском автотранспорте с использованием комплексного подхода к профессиональному отбору водителей / Ю.Я. Комаров, М.Н. Дятлов // Автотранспортное предприятие. - 2014. - № 10. - C. 18-22.

3.     Психофизиологические особенности трудовой деятельности водителей пассажирского автотранспорта / Ю.Я. Комаров, Р.А. Кудрин, Е.В. Лифанова, М.Н. Дятлов // Автотранспортное предприятие. - 2015. - № 11. - C. 7-10.

4.     Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. - М.: Академия, 2002. - 224 с.