04 февраля 2019г.
Аннотация: В статье описывается актуальность применения автомобильных ремней безопасности, разбираются способы популяризации их использования. Излагается опыт эксплуатации тренажера лобового столкновения в учебном процессе автошколы, его влияние на повышение качества подготовки водителей и безопасность дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, автомобильный ремень безопасности, автошкола, тренажер лобового столкновения.
Annotation: The article describes the relevance of the use of automotive safety belts; understand how to popularize their use. The experience of operating a head-on collision simulator in the driving school learning process, its impact on improving the quality of driver training and road safety is described.
Keywords: road safety, car seat belt, driving school, seat belt convincer.
Автомобильные ремни безопасности зачастую называют самым значимым изобретением, применяющимся для спасения человеческих жизней в дорожном движении. Первое серьезное исследование влияния ремней безопасности на дорожно-транспортный травматизм провели уже через 10 лет после их внедрения на автомобилях. Б. Турин и Дж. У. Гаррет, проанализировав 9717 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых 933 человека применяли ремни безопасности, а 8784 не были пристегнуты, в своем докладе 1960 года анонсировали снижение риска тяжелых и фатальных травм при использовании ремней безопасности на 35% [2].
Исследование М. Маккея, показало, что повышение процента использования водителем и пассажирами ремней безопасности с 30 до 90% в 1985 году снизило процент смертности на дорогах на 25% [3].
Пристегнутый ремень безопасности снижает риск гибели в ДТП людей, сидящих на передних сидениях автомобиля, на 45%. Вероятность получения ими тяжелых травм снижается ровно на половину [5]. В самых страшных по своим последствиям лобовых столкновениях шансы выжить у пристегнутых ремнями безопасности больше на 45 – 74% [6].
Д. Рейнфорд с командой единомышленников, подсчитал в 1988 году, что введение законодательной обязанности использовать ремень безопасности снизило количество погибших в ДТП на 6-21% в Австралии, 10-12% в Швеции, 15-21% в Великобритании, 7-10% в США и 25-30% в Германии. [4]
Всего же, с 1980 по 2005 год ремни безопасности смогли спасти от смерти 310000 водителей и пассажиров, а также предотвратить около 9 миллионов травм легкой и средней тяжести [6].
Однако, все вышеприведенные цифры не в состоянии убедить многих людей использовать эти средства пассивной безопасности. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения лишь 76% водителей и 20% задних пассажиров пристегиваются в России ремнями безопасности [1].
Правительство Соединенных Штатов предпринимало пять попыток уменьшить тяжесть получаемых водителем и пассажирами травм от ударов об элементы салона при ДТП и признало, что использование только технических достижений (ремни, подушки и прочие элементы пассивной безопасности автомобиля) без серьезной просветительской работы среди участников дорожного движения не способно принести хороших результатов [7].
Международная автомобильная федерация (FIA) двумя основными направлениями по повышению безопасности дорожного движения за счет использования ремней безопасности считает рекламу и образование [6].
Грамотно проведенные во многих странах рекламные компании по пропаганде использования ремней безопасности, смогли существенно повысить количество пристегивающихся ими водителей и пассажиров. Для примера, в Канаде так теперь поступают 90,6% человек, сидящих на передних сиденьях автомобиля и 79,6% сидящих сзади, в Швеции 90% и 75%, в Новой Зе ландии 92% и 70% соответственно. При этом, до начала активной популяризации ремней безопасности, в той же Швеции процент их использования составлял всего 20% [6].
Эффективным средством привития культуры использования ремней безопасности, является тренажер лобового столкновения. Он активно используется в кампаниях по повышению безопасности дорожного движения во многих странах. Например, в Японии на рубеже XXI века с его помощью удалось поднять процент использования ремней безопасности водителями и пассажирами с 62 до 84% [6]. А ведь речь, скорее всего, идет о тех гражданах, которых не смогли убедить никакие другие ранее осуществлявшиеся социальные проекты.
В рамках специальной федеральной акции «Пристегнись!» тренажер лобового столкновения также провезли и по некоторым городам России. Однако, далее разовой акции дело не дошло.
Вместе с тем, на какой-либо значимый эффект от использования любого инструмента можно рассчитывать только в случае длительного и целенаправленного его использования.
В своей автошколе мы сконструировали и включили в учебный процесс подготовки водителя автомобиля тренажер лобового столкновения (рис. 1).
Тренажер лобового столкновения представляет собой оборудованное ремнем б езопасности автомобильное кресло на подвижной платформе, которая удерживается с помощью запора в верхней части специальной металлической конструкции. После снятия блокировки, платформа с креслом и пристегнутым в нем учеником скатывается по специальным направляющим полозьям вниз, где останавливается резиновым буфером.
Тренажер лобового столкновения позволяет нам решать две учебные задачи.
1. Обучать слушателей правильному использованию ремня безопасности, наглядно демонстрируя , к каким последствиям может привести неверное расположение или натяжение его плечевой и поясной ленты.
2. Имитировать ДТП на скорости 8 км/ч, позволяя кандидату в водители, ощутить силу удара и возникающие при нем перегрузки. Осознать насколько серьезными могут быть последствия столкновений
даже на таких небольших
скоростях в случае игнорирования им и его пассажирами ремней безопасности.
Это особенно актуально в силу того, что многие водители, недооценивая силу столкновения на невысоких скоростях, при непродолжительных городских поездках ленятся пристегиваться ремнями безопасности.
Таким образом, использование тренажера лобового столкновения в учебном процессе автошколы, позволяет нам повысить качество контраварийной подготовки кандидата в водители , научить его грамотно использовать имеющиеся в его распоряжении средства пассивной безопасности автомобиля, наглядно продемонстрировать всю опасность игнорирования ремней безопасности на любой скорости движения автомобиля, стимулировать у него требовательность к применению ремней безопасности ег о пассажирами. А значит, как следствие всего вышеперечисленного, повысить общую безопасность дорожного движения.
Внедрение занятий на тренажере лобового столкновения в учебный процесс российских автошкол позволит внести существенный вклад в снижение дорожно-транспортного травматизма. Подобное обучение позволит охватить большую целевую аудиторию и в долгосрочной перспективе окажется значительно эффективнее и дешевле разовых рекламных кампаний.
Список литературы
1. ВЦИОМ: 76% российских водителей всегда пристегиваются за рулем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/society/20170629/1497515101.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 16.12.2018).
2.
Intas G. Seat belt syndrome: A global issue / Intas G, Stergiannis P // Health Science Journal. – 2010. - Volume 4, Issue 4.
– p.202 – 209.
3.
Mackay M. Seat belt use under voluntary and mandatory conditions and its effect on casualties / Mackay M. // Human Behavior and Traffic Safety / Mackay M. - New York, 1985. – p.259 – 278.
4.
Reinfurt D.W. Evaluating the North Carolina safety belt wearing law / Reinfurt D.W., Campbell B.J., Stewart R.J., Stutts J.C. // Accident Analysis & Prevention. – 1990. - Volume 22, Issue 3. – p.197 – 210.
5.
Seat Belts – A Small Pain to Prevent Serious Harm [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.idrivesafely.com/seat-belts-a-small-pain-to-prevent-serious-harm/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 23.12.2018).
6.
Seat belt campaign toolkit / FIA Foundation. - London.: FIA Foundation for the Automobile & Society, 2006. – 146 p.
7.
Waters W. A half century of attempts to re-solve vehicle occupant safety: understanding seatbelt and airbag technology // Waters W, Macnabb M.J. // 16th International Technical Conference on the Enhanced Safety of Vehicles. – Windsor, 1998. - Volume: 2. – p.1337 – 1346.