Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
21 января 2018г.

Аннотация: В статье раскрывается возможность реализации реформы государственного управления на 2018-2024гг. с учетом применения прикладных платформ. Анализируются направления внедрения в жизнь граждан России ИТ-технологий, выявляются проблемы, которые могут возникнуть при реализации данной реформы.

Ключевые слова:  реформа, государственное управление, современные тренды, технологии, платформы.

В административном праве, одной из наиболее сложных проблем, которая до сих пор актуальна, как в теории, так и в практике, является реформа государственного управления.

Каждый год Президент РФ обращается к Федеральному собранию с посланием. Эта процедура представляет собой ярчайшее отображение исполнения конституционных полномочий Главы государства. Также нужно обратить внимание на  то, что сам статус этого мероприятия,   с точки зрения права, не определен, и лишь служит базисом для совместного заседания российского парламента. Именно во время таких посланий обсуждаются важнейшие вопросы государственной важности, принимаются специальные постановления. Все вовлечены в разработку и исполнение выбранных законодательных инициатив.

Современная практика функционирования российской управленческой системы, и что наиболее важно ее муниципальный уровень, свидетельствует о необходимости безотлагательных кардинальных мер в плане ее оптимизации. Безусловными приоритетами в современной России остаются задачи сбережения нации, развития социальной инфраструктуры, роста благосостояния и социальной защищенности граждан. Указанные вопросы, возможно, разрешать только через эффективное государственное управление различных уровней. Трансформационные процессы в системе государственного и муниципального администрирования обусловили потребность в повышении роли государственного менеджмента, дальнейшей рационализации процессов управления, совершенствовании системы организации государственной и муниципальной службы.

Стоит особо подчеркнуть, что эффективность функционирования государственного аппарата во многом зависит от организации деятельности государственной службы. Особая роль отведена кадровой политике: подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров. Важное значение имеет соответствие профессиональной квалификации и организации труда кадров государственного управления современным требованиям.

Если говорить о перспективах на дольние годы, успех страны на мировой арене во многом будет зависеть от того, насколько конкурентоспособна будет страна в погоне за человеческими ресурсами и в развитии технологической экономики. Вместе с тем, как происходит изменение административного аппарата, будет происходить контроль и над этими изменениями со стороны государства. По ходу изменений необходимо будет реагировать на возможные сложности, которые связаны непосредственно с всеобъемлемой информатизацией, с работой с данными, поступающими в режиме реального времени, увеличением скорости принятия решений. Именно для решения таких задач и разрабатывается экспертами идея «Государства как платформы» [3].

Далее представлена сравнительная характеристика, достоинств и недостатков реформы государственного управления.

Таблица 1. Сравнительная характеристика

 

Достоинства

Недостатки

Технология API сократит время обработки

данных     и      издержки      при     получении государственных услуг

Отсутствие аналитической базы прошлых лет

и прогнозирования точных результатов

Увеличение степени защиты персональных

данных граждан

Компьютеризированная обработка данных не

позволяет формировать аналитически верное реальное решение

Упрощение                               взаимодействия

межведомственных учреждений

Дезориентация     всех      сфер      деятельности

граждан

Прозрачность проводимых операций

Отсутствие       грамотных,      подготовленных

кадров для реализации реформы в реальной жизни

 

Сама идея государства как платформы основывается на межмашинном взаимодействии, интерфейса программирования приложений (Application Programming Interface, API) – которая сложилась в сфере IT как практика выведения функций программных систем во внешнюю среду по отношению к организации. Этот метод поможет обеспечить автоматизированное взаимодействие новых сторонних продуктов и приложений с функционалом организации. Например, вместо того чтобы при установке  приложения  из AppStore или Google Market на ваш телефон вручную каждый раз вводить данные о себе, теперь вполне достаточно нажать кнопку «установить», и устанавливаемое приложение с помощью API автоматически настраивается, начиная с вашего имени и заканчивая погодой и вашим географическом положением.

Использование API в государственных услугах предполагает, что многие функции, на которые государство зачастую растрачивает много ресурсов, автоматизируются с помощью приложений, разрабатываемых как государством, так и коммерческими компаниями социально-ориентированными организациями.  Это  сокращает  и издержки,  и время,   которое   уходит   на   оказание   услуги. При всем этом, органы исполнительной власти являются не только администратором и дизайнером системы, но и сами присутствуют на платформе со своими услугами в режиме реального времени. Это создает условия практически для максимальной адаптивности, адекватности текущему моменту и гибкости. Важнейшая    задача    на пути    к воплощению    этого    подхода — обеспечение    тройной    защиты, а именно защищенность данных о гражданах, компаниях и государственных институтах; защищенность интеграции всех элементов государственной платформы со встроенным механизмом исключения конфликтов; защищенность больших систем, в том числе критически важных структур.

Платформенный подход позволит разрешить множество серьезнейших проблем современного госуправления. Он устранит проблемы в межведомственном взаимодействии, обеспечит доступ к данным, которые не собираются традиционной статистикой, но необходимы для принятия решений по госрасходам, и повысит         качество         взаимодействия         государства         с бизнесом         и         гражданами.

Но, к сожалению, современные тренды — это настоящий вызов для систем государственного управления. С чем сталкивается госуправление в настоящем времени: ежегодная смена технологий и бизнес- моделей в традиционных отраслях, низкая скорость принятия решений, новое поколение (Y, Z) – смена психотипа общества, развитые облачные технологии, большие данные, уберизация экономики, глобальная конкуренция за финансовый и человеческий капитал[2].

Далее, на рисунке, представлена подробная сравнительная характеристика моделей государственного управления, которая существует сейчас, и какую планируется достичь посредствам реформы.


Но, несмотря на все наглядные преимущества этой реформы, существует и немало ее противников.

Например, появилось множество критиков, которые предполагают неудачный исход этой реформы для граждан страны, аргументируя это тем, что реформа затрагивает все аспекты жизни и деятельности людей. Предполагается, что без точного подведения итогов всех прошедших реформ за 25 лет, которые касались всех сфер жизнедеятельности, опять предлагаются изменения, причём, довольно масштабные, и в который раз всех подсистем одновременно. Не приводятся выводы и оценки, какие ресурсы для этого необходимы. Именно такой подход привёл страну к катастрофе 1990-ых гг., выдвигая неэффективный вектор её развития и в 2000-ые годы. Люди будут заменены компьютерами, но ведь компьютеры позволяют манипулировать информацией, а не готовят настоящие решения и не обрабатывают информацию с точки зрения социума. Они не являются аналитиками. Этот аспект, к сожалению, не принимается во внимание. Любая реорганизация той или иной системы приводит к её дезорганизации и увеличивает издержки текущего функционирования. Обычное сокращение персонала, затрат в одной подсистеме автоматически может означать возникновение этих или ещё больших затрат по другим направлениям, когда сокращённых людей понадобится устраивать в другом месте или переобучать. Все это требует больших вложений, в том числе на подготовку людей. Также нужны реальные аналитики в области управления, экономисты- исследователи в рамках министерства, отвечающего за разработку стратегии развития страны. Таких кадров на сегодняшний день практически нет, а если и есть, то их действительно мало [2].

Критерии качества завуалированы и сама необходимость изменений, они слабо показаны и доказаны, а это является первым признаком их будущей неэффективности.

В идеале, новое цифровое государство станет более прозрачным подотчетным, открытым. Новая статистика обеспечит большую открытость, которая основывается на больших данных, собираемых и обрабатываемых под запрос со значительно большими, чем у традиционной статистики, возможностями мониторинга. Это означает, что будет больше информации, меньше ошибок, проверок и злоупотреблений. Возникнет большая прозрачность, поскольку платформа и всеобъемлющая цифровизация документооборота на всех государственных и муниципальном уровнях заблокируют значительную часть коррупционных схем, сделают невозможной бюрократизацию. Действительно ли это сработает, покажет лишь время [1].

На основе вышеизложенного выше можно сделать вывод о том, что концепция «Государства как платформы» это направление государственной структуры будущего и ее открытость, и прозрачность позволит содержать управленческий аппарат в надлежащем виде без затрачивания на это колоссальных человеческих ресурсов. Возможность такого подхода будет основываться на использовании машинных ресурсов для манипуляции информацией различного уровня.

К сожалению, на данный момент продуманность внедрения и функционирования данной концепции остается под вопросом, из-за не разрешения, которого и отдаляется возможность проведения такой реформы в государственном управлении.

Список литературы

 

1. Русская народная линия [Электронный ресурс] режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/21/reforma_kudrina_mozhet_predstavlyat_bolshuyu_opasnost_dlya_stra ny/

2. Мария Шклярук Савва Шипов:Как цифровизация изменит госуправление линия [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/06/20/594783599a7947080264623e

3. В администрации президента обсуждают реформу госуправления [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3319169