21 января 2018г.
Аннотация: В статье раскрывается возможность реализации реформы государственного управления на 2018-2024гг. с учетом применения прикладных платформ. Анализируются направления
внедрения в жизнь граждан России ИТ-технологий, выявляются проблемы, которые могут возникнуть при реализации
данной
реформы.
Ключевые слова: реформа,
государственное управление,
современные
тренды,
технологии, платформы.
В административном праве, одной из наиболее
сложных проблем, которая до сих пор актуальна, как в теории, так и в практике, является реформа государственного управления.
Каждый год Президент РФ обращается к Федеральному собранию с посланием. Эта процедура
представляет собой ярчайшее отображение исполнения конституционных полномочий Главы государства. Также нужно обратить внимание на то,
что сам статус этого мероприятия, с точки зрения права,
не определен, и лишь служит базисом для совместного заседания российского парламента. Именно во время таких посланий обсуждаются важнейшие вопросы государственной важности, принимаются специальные
постановления. Все вовлечены в разработку и
исполнение выбранных законодательных инициатив.
Современная практика функционирования российской управленческой системы, и что наиболее
важно ее муниципальный уровень, свидетельствует о необходимости безотлагательных кардинальных мер в
плане ее оптимизации. Безусловными приоритетами в современной России остаются задачи сбережения нации, развития социальной инфраструктуры, роста благосостояния и социальной защищенности граждан.
Указанные вопросы, возможно, разрешать только через эффективное государственное управление различных уровней. Трансформационные процессы в системе государственного и муниципального
администрирования обусловили потребность в повышении роли государственного менеджмента,
дальнейшей рационализации процессов управления, совершенствовании системы организации
государственной и муниципальной службы.
Стоит особо подчеркнуть, что эффективность функционирования государственного аппарата во
многом зависит от организации деятельности государственной службы. Особая роль
отведена кадровой политике: подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров. Важное значение имеет соответствие профессиональной квалификации и организации труда кадров государственного управления современным требованиям.
Если говорить о перспективах на дольние годы, успех страны на мировой арене во многом будет
зависеть от того, насколько конкурентоспособна будет страна в погоне за человеческими ресурсами и в
развитии технологической экономики. Вместе с тем, как происходит изменение административного
аппарата, будет происходить контроль и над этими изменениями со стороны государства. По ходу изменений необходимо будет реагировать на возможные сложности, которые связаны непосредственно с
всеобъемлемой информатизацией, с работой с данными, поступающими в режиме реального времени, увеличением скорости принятия решений. Именно для решения таких задач и разрабатывается экспертами идея «Государства как платформы» [3].
Далее представлена сравнительная характеристика, достоинств и недостатков реформы государственного управления.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика
Достоинства
|
Недостатки
|
Технология API сократит время обработки
данных и издержки при получении государственных услуг
|
Отсутствие аналитической базы прошлых лет
и прогнозирования точных результатов
|
Увеличение степени защиты персональных
данных граждан
|
Компьютеризированная обработка данных не
позволяет формировать аналитически верное
реальное решение
|
Упрощение взаимодействия
межведомственных учреждений
|
Дезориентация всех сфер деятельности
граждан
|
Прозрачность проводимых операций
|
Отсутствие грамотных, подготовленных
кадров для реализации реформы в реальной
жизни
|
Сама идея государства как
платформы основывается на межмашинном взаимодействии, интерфейса программирования приложений (Application Programming Interface, API) – которая сложилась в сфере IT как практика выведения функций программных систем во внешнюю среду по отношению к организации. Этот метод поможет обеспечить автоматизированное взаимодействие новых сторонних продуктов и приложений с функционалом
организации.
Например,
вместо того
чтобы при установке приложения из AppStore или Google Market на ваш телефон вручную каждый раз вводить данные о себе, теперь вполне достаточно нажать кнопку «установить», и устанавливаемое приложение с помощью API автоматически настраивается,
начиная с вашего имени
и заканчивая погодой
и вашим географическом положением.
Использование API в государственных услугах предполагает, что многие функции, на которые государство зачастую растрачивает много ресурсов, автоматизируются с помощью приложений, разрабатываемых как государством, так и коммерческими компаниями социально-ориентированными организациями. Это сокращает и издержки, и время, которое
уходит на оказание услуги. При
всем
этом, органы исполнительной власти
являются не только администратором и дизайнером системы, но и сами присутствуют на платформе со своими услугами в режиме реального времени. Это создает условия практически для максимальной адаптивности, адекватности текущему моменту и гибкости. Важнейшая задача
на пути к воплощению
этого
подхода — обеспечение тройной защиты,
а именно защищенность данных о гражданах, компаниях и государственных институтах; защищенность интеграции всех элементов государственной платформы со встроенным механизмом исключения конфликтов; защищенность больших систем, в том числе критически
важных структур.
Платформенный подход позволит разрешить множество серьезнейших проблем современного госуправления. Он устранит проблемы в межведомственном взаимодействии, обеспечит доступ к данным, которые не собираются традиционной статистикой, но необходимы для принятия решений по госрасходам,
и повысит
качество
взаимодействия
государства
с бизнесом
и гражданами.
Но, к сожалению, современные тренды — это настоящий вызов для систем государственного управления.
С чем сталкивается госуправление в настоящем времени: ежегодная смена технологий и
бизнес- моделей в традиционных отраслях, низкая скорость принятия решений, новое поколение (Y, Z) – смена
психотипа общества, развитые облачные технологии, большие данные, уберизация экономики, глобальная
конкуренция за финансовый
и человеческий капитал[2].
Далее, на рисунке, представлена подробная сравнительная характеристика моделей
государственного управления, которая существует сейчас, и какую планируется достичь посредствам реформы.
Но, несмотря на все наглядные преимущества этой
реформы,
существует и
немало ее противников.
Например, появилось множество критиков, которые предполагают неудачный исход этой реформы для граждан страны, аргументируя это тем, что реформа затрагивает все аспекты жизни и деятельности
людей. Предполагается, что без точного подведения итогов всех прошедших реформ за 25 лет, которые
касались всех сфер жизнедеятельности, опять предлагаются изменения, причём, довольно масштабные, и в который раз всех
подсистем одновременно. Не приводятся выводы и оценки, какие ресурсы для этого
необходимы. Именно такой подход привёл страну к катастрофе 1990-ых гг., выдвигая неэффективный вектор её развития и в 2000-ые годы. Люди будут заменены компьютерами, но ведь компьютеры позволяют манипулировать информацией, а не готовят настоящие решения и не обрабатывают информацию с точки
зрения социума. Они не являются аналитиками. Этот аспект, к сожалению, не принимается во внимание.
Любая реорганизация
той
или иной
системы
приводит
к
её дезорганизации
и
увеличивает
издержки текущего функционирования. Обычное сокращение персонала, затрат в одной подсистеме автоматически
может означать возникновение этих или ещё больших затрат по другим направлениям, когда сокращённых людей понадобится устраивать в другом месте или переобучать. Все это требует больших вложений, в том числе на подготовку людей. Также нужны реальные аналитики в области управления, экономисты- исследователи
в рамках министерства, отвечающего за разработку стратегии развития страны. Таких кадров на сегодняшний день практически нет, а если и есть, то их действительно мало [2].
Критерии качества завуалированы и сама необходимость изменений, они слабо показаны и доказаны, а это является первым признаком их будущей
неэффективности.
В идеале, новое цифровое государство станет более прозрачным подотчетным, открытым. Новая
статистика обеспечит большую открытость,
которая
основывается
на больших
данных,
собираемых
и обрабатываемых под запрос со значительно большими, чем у традиционной статистики, возможностями
мониторинга. Это означает, что будет больше информации, меньше ошибок, проверок и злоупотреблений.
Возникнет большая прозрачность, поскольку платформа и всеобъемлющая цифровизация документооборота
на
всех государственных и муниципальном уровнях заблокируют значительную часть коррупционных схем, сделают невозможной
бюрократизацию. Действительно ли это сработает, покажет лишь время [1].
На основе вышеизложенного выше можно сделать вывод о том, что концепция «Государства как платформы» это направление государственной структуры будущего и ее открытость, и прозрачность позволит содержать управленческий аппарат в надлежащем виде без затрачивания на это колоссальных человеческих ресурсов. Возможность такого подхода будет основываться на использовании машинных ресурсов для манипуляции
информацией
различного уровня.
К сожалению, на данный момент продуманность внедрения и функционирования данной
концепции остается под вопросом, из-за не разрешения, которого и отдаляется возможность проведения такой реформы в государственном управлении.
Список литературы
1. Русская народная линия [Электронный ресурс] режим доступа:
http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/21/reforma_kudrina_mozhet_predstavlyat_bolshuyu_opasnost_dlya_stra ny/
2. Мария Шклярук Савва Шипов:Как цифровизация изменит госуправление линия [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/06/20/594783599a7947080264623e
3.
В администрации
президента обсуждают реформу госуправления [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3319169