Аннотация: Предложено для повышения технологической прочности наплавленных сплавов системы титан-алюминий легировать никелем в процессе наплавки. Установлено влияние никеля на структуру, механические и эксплуатационные свойства наплавленного металла.
Ключевые слова: наплавка, сплавы титан-алюминий, никель, износостойкость, твердость.
Введение: Интерметаллидные сплавы титан-алюминий находят все более широкое применение в промышленности, что связано с их уникальным комплексом механических и эксплуатационных свойств. Алюминиды титана имеют более высокую жаростойкость и жаропрочность, чем промышленные титановые сплавы, их плотность в 2,5 раза ниже плотности жаропрочных никелевых сплавов. Благодаря низкой плотности и достаточно высоким прочностным характеристикам интерметаллиды титан-алюминий и сплавы на его основе превосходят существующие жаропрочные сплавы на основе титана, железа и никеля поудельным значениям модулей упругости и показателям жаропрочности в широком интервале температур вплоть до 850 °С [1].
Как и большинству интерметаллидам алюминидам титана свойственна высокая хрупкость, особенно при комнатной температуре, что затрудняет их практическое применение в качестве конструкционных материалов [1]. Одним из методов повышения технологической прочности алюминидов титана является легирование. В качестве легирующих элементов рекомендуется применять никель, кобальт, хром, ниобий [2].
Для легированием никелем наплавленных сплавов системы титан-алюминий при автоматической аргонодуговой наплавке с применением присадочной проволоки на основе алюминия [3] было предложено укладывать никелевую проволоку перед сварочной горелкой (рисунок 1).
Методика проведения исследований. Исследования влияния легирующих элементов на свойства наплавленных сплавов системы титан-алюминий на специальной автоматической двухкординатной установке с использованием сварочной горелки AUT-TIG 400W фирмы Abicor-Bensel и универсального сварочного источника Migatronic BDH 550 [3].
Для наплавки
использовали образцы из титана марки ВТ1-0 размером 120×120×10 мм и
присадочную проволоку СвА5 диаметром 1,2 мм и никелевую проволоку НП1 диаметром 1,2 мм.
Присадочную проволоку СвА5 вводили в хвостовую часть жидкометаллической ванны, что обеспечивало стабильное формирование наплавленного валика и уменьшало потери алюминия на угар и разбрызгивание. Никелевая проволока диаметром 1,2 мм, длиной 120 мм укладывалась на образец титана и переплавлялась в процессе наплавки. Количество никелевых проволок варьировалось от 1 до 3 шт. Скорость подачи алюминиевой присадочной проволоки изменялась в пределах Vп/пп Al= 1–6 м/мин при постоянных значениях скорости наплавки Vн= 0,154 м/мин и силы тока Iн= 270A.
Исследование химического состава наплавленного металла проводились методами растровой электронной микроскопии на комплексе сканирующего электронного микроскопа LEO 1455 VP (ZEISS, Германия) с блоками рентгеновского энергетического спектрометра INCA Energy-300 и рентгеновского волнового спектрометра INCA Wave-500.
Износостойкость образцов при абразивном изнашивании определялась при трении о закрепленные абразивные частицы и оценивалась относительной износостойкостью:
& = Δlэ/Δlм
где Δlэ — линейный износ эталона;
Δlм — линейный износ испытуемого материала. В качестве эталонов использовали сталь 45.
Склонность к образованию трещин оценивалась по количественному содержанию трещин и отслоению металла на определенном участке наплавки, длина участка наплавки составляла 100 мм.
Результаты исследований и их обсуждение. Проведенные исследование показали, что при выбранных режимах наплавки формировался валик со стабильными геометрическими параметрами (рисунок 2). Увеличение скорости подачи присадочной проволоки, а так же введение никелевой проволоки способствовало захолаживанию сварочной ванны, что привело к уменьшению проплавления основного металла и увеличению ширины, высоты наплавленного валика, что в свою очередь уменьшило долю основного металла в составе валика. Содержание титана в наплавленном металле при этом снизилось (таблица 1).
Исследование химического состава показало, что по сечению наплавленного валика наблюдалась незначительная неравномерность по химическому составу. Содержание алюминия и никеля снижалось по высоте от поверхности валика к
линии
сплавления и от центра к
линии сплавления.
С увеличением скорости подачи присадочной проволоки увеличивалось содержание алюминия в наплавленном металле, в связи с увеличением массового расхода проволоки и уменьшения площади проплавления основного металла. Содержание алюминия в наплавленном металле в зависимости от режимов наплавки и количества укладываемых никелевых проволок находилось в пределах 7,9-27,3%.
Увеличение количества никелевой проволоки так же приводит к повышению содержания никеля в наплавленном валике и уменьшению содержания алюминия (Таблица 1). Содержание никеля в наплавленном металле при применении одной проволоки составляет 2,86-3,75 %, с двумя проволоками 6,71- 6,75 %, а с тремя- 10-12,1%
Таблица 1. Химический состав в зависимости от режимов наплавки.
|
№ образца |
Vпп, м/мин |
Vсв, м/мин |
Iсв, А |
Ni проволока d=1,2 мм |
Ti,% |
Al,% |
Ni,% |
|
1 |
1 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
90,052 |
9,948 |
0 |
|
2 |
1,5 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
84,845 |
15,15 |
0 |
|
3 |
2 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
81,82 |
18,18 |
0 |
|
4 |
3 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
74,702 |
25,298 |
0 |
|
5 |
3,5 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
72,648 |
27,351 |
0 |
|
6 |
1 |
0,152 |
270 |
1 |
89,048 |
7,906 |
3,041 |
|
7 |
1,5 |
0,152 |
270 |
1 |
81,94 |
14,245 |
3,75 |
|
8 |
2 |
0,152 |
270 |
1 |
78,362 |
18,772 |
2,86 |
|
9 |
3 |
0,152 |
270 |
1 |
72,725 |
24,14 |
3,063 |
|
10 |
3,5 |
0,152 |
270 |
1 |
71,465 |
25,63 |
2,906 |
|
11 |
2 |
0,152 |
270 |
2 |
81,18 |
12,09 |
6,71 |
|
12 |
3 |
0,152 |
270 |
2 |
76,1 |
17,15 |
6,75 |
|
13 |
2 |
0,152 |
270 |
3 |
76,03 |
12,83 |
12,1 |
|
14 |
3 |
0,152 |
270 |
3 |
69,75 |
20,049 |
10 |
Склонность к образованию трещин при легировании никелем незначительно снизилась, о чем можно было судить по уменьшению количества трещин на наплавленных валиках.
Твердость наплавленных валиков изменялась в пределах 36–51 НRC, а износостойкость в пределах 2- 11 (таблица. 2).
Повышение содержания алюминия в нелегированных наплавленных валиках приводит к повышению твердости металла. Твердость при этом изменяется в пределах 36-48,5HRC. Значения относительной износостойкости составляли 3,6-7,5. Максимальные значения относительной износостойкости наблюдались в образце №4 при содержании алюминия около 25%.
Таблица 2.Режимы наплавки, твердость и износостойкость.
|
№ образца |
Vпп, м/мин |
Vсв, м/мин |
Iсв, А |
Ni проволока d=1,2 мм |
HRC |
ξ износ |
|
1 |
1 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
36 |
3,66 |
|
2 |
1,5 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
38,8 |
4,75 |
|
3 |
2 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
43 |
7,33 |
|
4 |
3 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
46 |
7,5 |
|
5 |
3,5 |
0,152 |
270 |
отсутствует |
48,5 |
5,5 |
|
6 |
1 |
0,152 |
270 |
1 |
38,8 |
3,75 |
|
7 |
1,5 |
0,152 |
270 |
1 |
51,5 |
11 |
|
8 |
2 |
0,152 |
270 |
1 |
48,9 |
5,7 |
|
9 |
3 |
0,152 |
270 |
1 |
45,5 |
5,5 |
|
10 |
3,5 |
0,152 |
270 |
1 |
44,5 |
5,3 |
|
11 |
2 |
0,152 |
270 |
2 |
42 |
3,75 |
|
12 |
3 |
0,152 |
270 |
2 |
51 |
5,5 |
|
13 |
2 |
0,152 |
270 |
3 |
46,4 |
2,83 |
|
14 |
3 |
0,152 |
270 |
3 |
45,1 |
2 |
Легирование никелем повысило твердость наплавленного металла. При этом максимальные значения твердости наблюдались при содержании никеля в пределах 3,75% и содержании алюминия около 14%. Дальнейшее повышения степени легирования никелем алюминида титана незначительно снижало твердость валика (таблица 2). Легирование никелем повысило значения относительной износостойкости только при содержании алюминия до 14% и содержании никеля до 3,75%. Более высокое содержания легирующих элементов снижает значение относительной износостойкости наплавленного металла.
Исследования аргонодуговой наплавки системы титан-алюминий показали, что легирование никелем наплавленного металла при помощи никелевой проволоки увеличивает ширину и высоту наплавленных валиков и уменьшает в незначительной мере глубину проплавления, а так же приводит к уменьшению содержания алюминия в наплавленных образцах.
При легировании никелем интерметаллидов системы титан-алюминий при наплавке, наблюдается незначительное повышение трещиноустойчивости и твердости наплавленного металла.
1. Колачев Б.А., В.И. Елагин, Ливанов В.А. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. М.: МИСИС, 2005. 432 с.
2. Деменюк А.О., Ганеев А.А., Деменюк О.Б., Кулаков Б.А. Выбор легирующих элементов для сплавов на основе алюминида титана/ А.О. Деменюк, А.А. Ганеев, О.Б. Деменюк, Б.А. Кулаков//Вестник ЮУрГУ. Серия «Металлургия».-2013.-Т.13. №1.-С.95-102.
3. Ковтунов А.И., Плахотный Д.И., Гущин А.А., Бочкарев А.Г., Плахотная С.Е. Влияние режимов наплавки на структуру и свойства покрытий системы титан-алюминий// журнал «Сварка и Диагностика» №2 2016 года. С – 35-37.