В настоящей статье описан опыт проведения трехмерного лазерного сканирования одной из стен камеры шлюза №2 канала имени Москвы. Работа была выполнена для оценки возможностей современных способов проведения геотехнического мониторинга с целью определения текущего технического состояния восточной стены камеры шлюза №2 Канала имени Москвы. При проведении работ была создана объемная модель поверхности восточной стены камеры и частично здания башни верхней головы, по которой оценивались дефекты, деформации и другие повреждения.
Ключевые слова: гидротехническое сооружение, лазерное сканирование, геотехнический мониторинг, камера шлюза, подпорная стена, наблюдение за перемещениями, облако точек, деформации, дефекты, осадки.
Введение
Наблюдение за состоянием основных несущих конструкций как уже существующих, так и строящихся сооружений является одной из важных задач, обеспечивающих безопасность эксплуатации, а также сохранность жизни и здоровья людей, которые находятся в инженерном сооружении.
С развитием нормативной базы [1-4] контроль технического состояния инженерного сооружения (мониторинг) носит обязательный характер как в строительный, так и в эксплуатационный периоды. При этом в последние 5-10 лет значительно развилось современное оборудование для измерения геометрического положения объекта в пространстве. Так в дополнение к автоматическим тахеометрам, способным определять координаты отдельных точек без участия оператора, появились приборы, способные совершать тысячи таких измерений в секунду, позволяя фактически снять ограничения по количеству наблюдаемых точек, что в свою очередь позволило сканировать сооружения, получая их объемные высокоточные компьютерные модели. Все это позволило оценивать динамику перемещений не по отдельным деформационным маркам, а в целом, опираясь на смещения инженерного сооружения.
Особенно интересно применение такого подхода при наблюдении за сложными инженерными сооружениями, в которых тесно переплетаются технологические процессы с их конструктивом и архитектурой. Без сомнения, к таковым относятся различные гидротехнические сооружения и, в частности, камеры шлюзов. Тем более, применение современных способов мониторинга за состоянием становится актуальным, когда рассматривается такое гидротехническое сооружение как Канал имени Москвы, который функционирует уже более 80 лет, и при этом отдельные его части представляют собой памятники архитектуры и инженерного искусства, которые необходимо сохранить и содержать в достойном состоянии.
В мае 2016 года, по просьбе службы эксплуатации Канала имени Москвы, сотрудниками НИИОСП им. Н.М. Герсеванова было проведено обследование восточной стены камеры шлюза №2 для определения состояния бетона лицевой поверхности стены и локализации дефектов. Работы выполнялись на безвозмездной основе. В ходе обследования осуществлено сканирование восточной стены и башен верхней и нижней голов в общем виде. Детальное обследование (сканирование), по данным которого можно подробно сделать вывод о состоянии лицевой поверхности стены, выполнено на четырех секциях камеры. В состав обследуемых секций вошли секции с наихудшим состоянием бетона.
Краткая характеристика основных конструкций камеры шлюза №2
В настоящее время Канал имени Москвы является одним из крупнейших каналов на территории Российской Федерации.
Судоходные сооружения Канала находятся в эксплуатации почти 80 лет. За долгие годы эксплуатации на стенах камер шлюзов наблюдаются множественные деструктивные изменения в поверхностном слое бетона (трещины, каверны с обнажением арматуры, очаги фильтрации). Первые дефекты в бетонном массиве камер были выявлены в зоне переменного уровня воды, а в последующие годы, получили распространение по всей площади стен. Общий вид камеры шлюза №2 представлен на рисунке 1.
Незатухающие перемещения стен и образование трещин привели к необходимости принятия мер для восстановления разрушений бетона и прекращения прогрессирующих деформаций, а именно: разгрузке стен от обратной засыпки, установке дополнительных армоэлементов, установке составных наклонных и вертикальных нагелей в районе тыловой грани стен, закреплению стен анкерными тягами, ремонту лицевого бетона стен.
Выполненные мероприятия не лишены недостатков, но в совокупности они повышают возможность более надежной эксплуатации шлюзов.
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает состояние восточной стены камеры шлюза №2, незатухающие перемещения которой продолжаются и в настоящее время. Также именно шлюз № 2 стал первым, где в самом начале эксплуатации были обнаружены перемещения стен в камеру шлюза и применены различные мероприятия по повышению безопасности его эксплуатации.
Шлюз №2 – однокамерный, докового типа, общая длина шлюза - 367,0 м, полезная длина камеры – 290,0 м, полезная ширина камеры – 30,0 м. Минимальная глубина на пороге – 5,52 м. Камера разделена на 15 секций. Толщина днища 4,0 м, толщина стен по низу 6,0 м, по верху 1,0 м. Высота стен камеры 16,0 м. Схема камеры шлюза №2 представлена на рисунке 2.
В основании камеры залегает преимущественно суглинок с гравием и валунный суглинок. Пазухи за стенами камеры шлюза засыпаны моренным суглинком и частично супесью в смеси с песком. Западная пазуха засыпалась талым грунтом, восточная с примесью мерзлого грунта, т. к. отсыпка производилась в зимний период, засыпка грунта производилась без уплотнения[5].
Методика проведения работ. Приборы и оборудование
Для получения объемной модели восточной стены камеры шлюза было применено лазерное сканирование, выполненное с базовых точек, закрепленных на противоположной стороне камеры. Общий вид оборудования в процессе проведения сьемки представлен на рисунке 3.
В основе технологии трехмерного лазерного сканирования лежит метод определения множества трехмерных координат X, Y, Z отдельных точек на снимаемом объекте. Измерения выполняются с помощью высокоскоростного лазерного дальномера. Для перехода на следующий узел мнимой сетки луч лазерного дальномера после каждого замера разворачивается системой зеркал на некоторый заданный угол.
Для выполнения инженерно-геодезических работ по фасадной съёмке (трёхмерному лазерному сканированию) применялся электронный сканирующий тахеометр Leica MS60 (рисунок 3). Технические характеристики используемого оборудования представлены в [6]. Был принят шаг сканирования: 5мм х 5мм на расстояния от 50м до 200м; точность определения расстояния до точки сканирования равна 1,5-3 мм; скорость сканирования была определена как высокоскоростная до 1000 точек за 1 секунду на расстоянии до 200 метров.
Основные результаты, полученные при проведении сканирования стенки камеры шлюза
В результате проведения работ по сканированию была получена объемная модель восточной стены камеры шлюза №2 общий вид, которой представлен на рисунках 4-7.
Выполненное обследование показало, что лазерное сканирование позволяет в достаточно короткие сроки и с высокой достоверностью получить модель сооружения с точным расположением на ней выявленных дефектов, оценить пространственные деформации сооружения.
По результатам обследования восточной стены получены данные о точном расположении дефектов лицевой поверхности, их размерах и площади. Полученные материалы позволяют с большей достоверностью выполнить оценку технического состояния сооружения и рассчитать объемы материалов для выполнения ремонтных работ.
Список литературы
1. ГОСТ 24846-2012 «Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений»/ НИИОСП им. Н.М. Герсеванова и НИЦ «Строительство»./М.:2013 г.;
2. СВОД ПРАВИЛ СП 22.13330.2011 ОСНОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83* Москва 2011 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/М.:2011 г;
3. Свод Правил СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96. МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/М.:2012 г;
4. ГОСТ Р 22.1.13-2013 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации
5. Материалы Правительственной комиссии по приему Канала Москва-Волга. Гидротехническая секция. Бетонная группа. 1937 г., стр. 12-20 http://leica-geosystems.com/products/total-stations/multistation