Введение. Благодаря простоте конструкции шестеренные гидромашины получили очень широкое распространение в качестве нерегулируемых насосов, применяемых для питания гидропередач небольшой мощности с дроссельным управлением, для подачи смазки, для питания систем управления. Зубчатые шестеренные гидромашины являются обратимыми механизмами, самыми простыми и имеющими наименьшую стоимость из всех гидрообъѐмных гидромашин. Однако они не нашли широкого применения в трансмиссиях транспортных средств из-за сложности обеспечения бесступенчатого регулирования крутящего момента на выходном валу и изменения его частоты вращения. Проблема осуществления регулирования зубчатых гидромашин решается в случае преобразования их в гидромеханические дифференциальные механизмы [1, 2].
Использование в качестве исполнительных механизмов в дифференциальных гидрообъемных передачах шестерѐнчатых гидронасосов и гидромоторов обусловлено следующими свойствами последних:
- зубчатые шестеренные гидромашины легко трансформируются в дифференциальный механизм, в котором центральная шестерня является ведущей, если это гидронасос, или ведомой, если это гидромотор, шестерни в количестве не менее двух, установленные на осях в подвижном корпусе являются сателлитами;
- величина потока мощности на каждой из шестерѐн изменяется с изменением размеров шестерѐн и, соответственно, с изменением передаточного числа между ними;
- суммирование мощности происходит частично за счѐт силового взаимодействия в зубчатом зацеплении при передаче мощности с одной шестерни на другую, и частично за счет преодоления моментов сопротивления обусловленных действием неуравновешенных гидростатических сил давления жидкости, которые создают неравные окружные моменты на каждой из шестерен [3, 4].
Моменты, приложенные к шестерням шестеренной гидромашины, определяются действием сил давления жидкости на те же площадки, которые определяют процесс образования подачи. Для расчета подачи на рисунке 1, шестерни гидронасоса заменены плоскими системами, в которых точка А – точка зацепления шестерен в рассматриваемый момент времени t. Прямые О1А = ρ1 и О2А = ρ2, соединяющие эту точку с центрами шестерен, и прямые О1F1 и О2F2 разделяют области всасывания и нагнетания.
Учитывая это мгновенное значение момента на валу гидронасоса запишется как
Анализируя формулу зависимости коэффициента λн от параметров зубчатого зацепления и график можно сделать вывод, что наибольшее влияние на коэффициент λн оказывает значение передаточного числа гидронасоса и угол зацепления αw. Увеличение числа ведомых колес гидронасоса не оказывает влияние на перераспределение моментов.
1. Исходя из анализа сил и моментов, действующих в шестеренных гидромашинах можно сделать вывод, что шестеренные гидромашины можно преобразовать в гидромеханические дифференциальные механизмы, которые можно рассматривать как первую ступень гидромеханических вариаторов.
2. Гидромеханический дифференциальный механизм имеет следующие особенности:
- имеет две степени свободы;
- коэффициент распределения моментов от неуравновешенных гидростатических сил давления определяет наличие и величину голономных и неголономных связей между ведущими и ведомыми звеньями зубчатых гидромашин;
- использование потока рабочей жидкости в качестве гидравлической связи между гидромеханическим дифференциалом и одним из возможных механизмов преобразования гидравлической энергии в механическую, позволяет создать бесступенчатую гидромеханическую передачу;
- механический момент, снимаемый с водила гидромеханического дифференциального механизма можно суммировать с другим механическим моментом, получаемым после преобразования мощности гидравлического потока;
- при изменении угловых скоростей звеньев гидромеханического дифференциального механизма, происходит изменение подачи гидронасоса, что обеспечивает внутренний автоматизм при преобразовании мощности гидравлического потока в механический.
Это позволит решить задачу создания высокомоментных гидромеханических вариаторов.
Список литературы
1. Волошко В.В., Мавлеев И.Р. Автоматические трансмиссии с динамическими связями на базе дифференциальных гидромеханичексих вариаторов. [Текст] // Справочник. Инженерный журнал. М: ООО«Издательский дом «Спектр». – 2012. – №9. – С 50-55.
2. Фасхиев Х.А., Волошко В.В., Мавлеев И.Р. Силовые соотношения в гидромеханическом дифференциальном механизме [Текст] // Справочник. Инженерный журнал. – 2013. – №9. – С. 38-43.
3. Фасхиев Х.А., Волошко В.В., Мавлеев И.Р. Анализ распределения силового потока в гидромеханическом дифференциальном механизме [Текст] // Вестник Ижевского государственного технического университета.– Ижевск: Изд-во ИжГТУ. – 2007. – № 4. – С. 20-24.
4. Волошко В.В., Галимянов И.Д., Салахов И.И., Мавлеев И.Р. Кинематический и силовой анализ универсального многопоточного дифференциального механизма автоматических коробок переда [Текст] // Известия Московского государственного технического университета «МАМИ». – М: МГТУ «МАМИ», 2012. – Т. 1. №2(14). – С. 318-328.
5. Мавлеев И.Р. Разработка рациональных схем и конструкций высокомоментных гидромеханических вариаторов для транспортных средств: автореф. дис. …канд. техн. наук. – Набережные Челны, 2007. – 19 с.
6. Салахов И.И. Разработка рациональных схем автоматических коробок передач на основе планетарной системы универсального многопоточного дифференциального механизма: автореф. дис. …канд. техн. наук. – Ижевск: ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2013. – 23 с.
7. Мавлеев И.Р. Разработка рациональных схем и конструкций высокомоментных гидромеханических вариаторов для транспортных средств: дис. …канд. техн. наук. – Набережные Челны, 2007. — 147 с.
8. Салахов И.И. Разработка рациональных схем автоматических коробок передач на основе планетарной системы универсального многопоточного дифференциального механизма: дис. …канд. техн. наук. – Ижевск: ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2013. – 177 с.