24 апреля 2016г.
Несбалансированный отток поверхностных вод с обрабатываемых агрофонов вследствие неудовлетворительного состояния мелиоративных систем, естественное природное переувлажнение в период проведения основных сельскохозяйственных работ, буксование движителей обрабатывающей колёсной техники и её многократный проход приводят к почвенному повреждению и формированию переуплотнённого поверхностного слоя, что в условиях зоны экстремального земледелия, к которой относится Амурская область, является причиной разрушения баланса плодородной и водно-воздушной структуры, развития эрозионных процессов и снижения урожайности возделываемых культур. [2] При чём последствия разового интенсивного уплотнения сохраняются в течение 2-5 лет.
Нейтрализации воздействия негативных факторов можно добиться применением ресурсосберегающих методов в технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Так реконструкция мелиоративных систем, направленная на качественное улучшение состояния существующего фонда мелиорированных земель, применение минеральных и органических удобрений, правильное чередование культур в севообороте с учётом принципов их совместимости поможет предотвратить падение плодородия почв и урожайности, а применение новых конструкторских решений при их внедрении в ходовую систему сельскохозяйственной техники сможет снизить до минимальных значений влияние неоднократных проходов машин по обрабатываемым почвам [1].
Известно, что плотность почвы по следам движения колёсной сельскохозяйственной техники в пахотном слое составляет от 1,2-1,3 г/см3 до 1,4-1,5 и 1,5-1,6 г/см3. Нормальной степенью уплотнённости являются параметры до 1,0-1,1 г/см3, к переуплотненным относятся почвы с плотностью: 1,3-1,5 г/см3 (средняя степень уплотнения) и 1,5-1,6 г/см3 и выше (сильная степень уплотнения)[3]. Основной причиной переуплотнения, как известно, является буксование колёсных движителей в ходе выполнения транспортных или сельскохозяйственных операций [4,5]. Предлагаемые конструкторским коллективом сотрудников Дальневосточного государственного аграрного университета устройства, а именно стабилизатор высоты протектора движителя трактора (Рисунок 1),
выполненный в виде пружинного механизма, состоящего из двух плоских пружин рессорного типа 3, объединённых в окончаниях болтовым фиксатором с гаечными ограничителями 2, при чём центральная часть внешней пружины установлена при помощи косыночного упора с подшипником 1 на оси ведущего моста трактора, а внутренняя пружина центральной частью зафиксирована болтовым соединением в прижимном кронштейне крепления и установлена в технологических резьбовых отверстиях в верхней части ступицы трактора, и рабочего узла, состоящего
из цепной силовой связи 5, через крайние звенья которой проходит ось болтового фиксатора, с крюковыми
ограничителями 4, встроенными
с внутренней части в крыло
кабины трактора [6] и скребковый очиститель движителя трактора (Рисунок 2, Рисунок 3),
выполненный в виде несущую оси 1, состоящей из торсионных соосных цельнометаллических стержней 2 с установочными шлицами, сопряжённых упругой муфтой 3, установленной в кронштейне 4 на болтовых соединениях коробки перемены передач трактора 5, и опорно-скребкового механизма 6, содержащего
опорную площадку 7 с внутренними установочными шлицами, вставленную в шлицы соосных торсионных цельнометаллических стержней 2 несущей оси 1, и скребка 8, изготовленного из отрезков металлического троса [7],
при их внедрении в ходовую систему сельскохозяйственной техники, за счёт максимального очищения глубины и рисунка протектора (пурификации) колёсного движителя, снижают буксование агроагрегата до 10-12 %, что является приемлемым параметром, характеризующим их эффективность в качестве ресурсосберегающего компонента в технологии возделывания.
В ходе экспериментальных исследований, проведённых в реальных условиях эксплуатации в Амурской области в период сентября-октября 2015 года установлено, что применение предлагаемых устройств в ходовой системе энергетического средства позволило повысить агротехническую скорость машинно-тракторного агрегата (МТА) на 12 %, в сравнению с серийным энергетическим средством, за счёт снижения величины буксования, что также уменьшило техногенное воздействие на почвы по ходу движения МТА.
Список литературы
1.
Кузнецов, Е.Е. Использование многоосных энергетических средств класса 1,4: монография/Е.Е.Кузнецов [и др.]// ДальГАУ- Благовещенск, 2013. -153 с.
2. Кашпура Б.И., Захарова Е.Б., Немыкин А.А. Почвозащитные элементы технологии в растениеводстве // Дальневосточный аграрный вестн. - 2008. - Вып. 2. - С.25-30.
3. Ногтиков А.А. Уплотнение почвы ходовыми системами машинно-тракторных агрегатов // Достижения науки и техники. - 2004. - №3. - С.34-36.
4. Спириданчук,
Н.В. Повышение
эффективности использования колёсных
тракторов
класса 1,4
на транспортных работах/Н.В.
Спириданчук//Дальневосточный аграрный
вестник.
Научно-практический журнал.-2011. № 1(17).-С.39-45.
5.
Щитов С.В. Пути повышения агротехнической проходимости колёсных тракторов в технологии возделывания сельскохозяйственных культур Дальнего Востока: дис…. д-ра техн. наук: 05.20.01. Благовещенск, 2009. 325 с.
6.
Стабилизатор высоты протектора движителя трактора /С.В. Щитов, Е.Е. Кузнецов//Патент на полезную модель № 158328, заявитель и патентообладатель Дальневосточный гос. агр. университет. заявка № 2015117099 заявл. 05.05.2015, зарегистрирована ФИПС 05.05.2015., опубл. 27.12.2015, Бюл. № 36.
7.
Скребковый
очиститель движителя трактора /С.В. Щитов, Е.Е. Кузнецов//Патент на полезную модель № 158093, заявитель и патентообладатель Дальневосточный гос. агр. университет. заявка № 2015119326 заявл. 21.05.2015, зарегистрирована ФИПС 21.05.2015., опубл. 20.12.2015, Бюл. № 35.