Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРТИКУЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-03-00339 


Ресурсный потенциал социальных сетей позволяет создать площадки для взаимодействия в первую очередь граждан между собой, а затем граждан и власти, развить технологии, направленные на привлечение человеческого потенциала. Они позволяют все большему числу граждан испытывать чувство принадлежности, ощущать свою значимость и влияние на происходящие процессы, в данном случае политические. [3, С. 85]

Пожалуй, одними из самых успешных, популярных и изученных избирательных интернет-кампаний являются две кампании Барака Обамы (2008 г. и 2012 г.). [2, С. 109;]

Были задействованы следующие ресурсы и направления:

• официальная страница Обамы на сайте Белого Дома,

• 58 сайтов сторонников Барака Обамы по всему миру (в том числе 2 русскоязычных сайта и специальный «женский» сайт сторонниц),

• официальный сайт предвыборной кампании,

• сервисы e-mail-опросов,

•   странички в 16 социальных сетях (в 2008 году у страницы Барака Обамы на Facebook было 3 000 000 «фанов», через 5 лет ― 25 000 000),

• Твиттер (в 2008 году ― 129 000 подписчиков, в 2010 году ― 3 000 000, в 2012 году ― 12 000 000),

• YouTube: еженедельные видеообращения и специальный канал для предвыборных материалов,

• фотоальбомы на популярном среди блогеров фотохостинге Flickr.com,

• поисковая оптимизация,

• баннерная и контекстная реклама. [5]

Переломным моментом в процессе использования Интернета в политических кампаниях стало появление и развитие технологий и инструментов Web 2.0, поменявших представление об интерактивности и распространении контента в Интернете. Именно с применением Web 2.0-технологий связывается революция, совершенная Обамой на выборах 2008 года, победа на которых обозначила переход избирательного процесса в новую эру – эру социальных медиа. А выборы-2012 в США уже стали «первыми выборами в Интернете». Процесс вовлечения инструментов Web 2.0 в политический процесс идет в разных странах неравномерно – так, уверенным лидером и новатором в этой области являются США, а демократии Европы до сих пор, в большинстве своем, опираются на оффлайн-активности. [1]

Возможно не так активно, но тем не менее эта революция добралась и до развивающихся стран. К примеру, в Нигерии в марте 2015 г. состоялись выборы, на которых Мохаммад Бухари победил бывшего главу страны Гудлака Джонатана. Эти выборы вскрыли два удивительных для Нигерии факта: признание Джонатаном своего

  поражения в стране (политические лидеры в этой стране отчаянно цепляются за власть) и участие социальных медиа. Традицию использовать социальные медиа в своей кампании заложил еще Джонатан в 2011 г.: он написал книгу «Мои друзья и я», а также опубликовал официальное заявление в Facebook о своем намерении баллотироваться на пост президента, и с этих пор Facebook превратился в инструмент нигерийской политики. Однако нынешний кандидат пошел еще дальше: в сетях активно продвигалась личность генерала Бухари и его видения будущего Нигерии, посредством них он наладил диалог в первую очередь с молодёжью.

Действительно, социальные медиа помогли большому количеству молодых людей сформировать свое мнение на этих выборах, увеличили их политическую осведомленность, и смогли поднять планку для гражданского участия в будущих выборах в Нигерии. [7]

Основной принцип Web 2.0 можно назвать «принципом Тома Сойера» (в честь его способа покраски забора) – «они придут и всё сделают сами» вместо «мы сделаем, и они придут». В новых условиях политическое участие становится более доступным и легким. Онлайн среда позволяет избирателям принимать участие в политической борьбе очень легко, можно даже сказать в развлекательной форме, при этом не требуя от них особенных затрат. Элементарно - поставить «лайк» рядом  с высказыванием  какого-нибудь политика – уже политическое действие.

Главная задача политики онлайн - перевод в офлайн, то есть перевод виртуальной активности в мобилизацию сторонников на активность в офлайн, будь то голосование, агитация, участие в мероприятиях и т.д. [6] Технические возможности новых медиа по переходу в офлайн продиктованы развитием рынка мобильных устройств и систем геолокализации. Мобильные устройства, приложения и геолокационные сервисы — одно из новейших и наиболее эффективных приобретений интернет-кампаний. По сути, и те, и другие меняют традиционное разграничение офлайн и онлайна, но осуществляют это двумя разными способами. [5]

В зависимости от особенностей той или иной страны разнится и стиль интернет – кампаний: то, что было эффективно и успешно реализовано Обамой в ходе своих кампаний возможно не в полной мере уместно для европейских избирателей, и уж тем более для развивающихся стран, которые только-только осваивают Интернет на политической арене. В первую очередь это связано с различием политических культур, в частности в Европе социальные сети менее популярны, интернет-грамотность европейских политиков часто оставляет желать лучшего. Таким образом нельзя сформулировать единые правила или советы по привлечению сторонников в социальных сетях  для любого политика, однако на основе анализа проводимых интернет кампаний  как  за рубежом, так и в нашей стране можно сделать наиболее общие выводы:

1.     Самой главной отправной точкой интернет-кампании является официальный сайт кандидата, на котором будут замыкаться все медиа каналы. Начинать работу на этом сайте необходимо задолго до развертывания избирательной кампании в полнофункциональном режиме.

2.     Одновременно с обращением к широкой публике важно таргетирование:  разделить аудиторию на целевые группы (студенты, пенсионеры, домохозяйки, военнослужащие и др.) и четко обращаться к конкретной группе. В контент-стратегии  кампании В. В. Путина 2012 г. были  задействованы знаменитости: известные спортсмены, артисты, музыканты. В целом, авторитеты были подобраны таким образом, чтоб охватить практически весь электорат. [4]

3.     Параллельно работе по переводу своих сторонников из онлайн среды в среду офлайн необходимо помнить о группах, которые возможно еще не определились со своими политическими предпочтениями. И в этой связи важно усилить работу на тех участках сети, где чаще всего пребывает данный контингент избирателей.

4.     Весьма эффективным является прием, когда избирателям предлагается выбрать не кандидата, а образ кандидата, который неотделим от жены, детей. Как правило, это достигается путем сопровождения кандидатов супругой (супругом) на официальных мероприятиях, выкладыванием в  сеть визуальных материалов  с изображением семьи и их реакции на различные события и подготовку в ходе кампании.

5.     Не пренебрегать современными интернет технологиями. В частности, речь идет о всевозможных приложениях, позволяющих собирать данные об избирателях и тем самым более эффективно на них воздействовать. Помимо активного продвижения контента, команде кандидата открывается возможность оперативно реагировать действия оппонентов. Интересная стратегия была выбрана ирландской оппозиционной партией Fine Gael: вместо партийного сайта, заполненного информацией о политиках и кандидатах партии, в преддверии кампании было решено создать публичный форум, позволяющий ирландским гражданам высказать свое мнение относительно актуальной ситуации в стране. Было получено более 40 000 комментариев - относительно безработицы, иммиграции, системы здравоохранения, налогов, и недостатков ирландской политической системы и т.д. А также, естественно, было получено огромное количество зарегистрировавшихся на сайте пользователей вместе с их данными. [1]



Список литературы

1.     Власть и контроль в мире социальных сетей: предвыборные кампании в Интернете: опыт Европы и США: докл. / Фонд открытой новой демократии. — М., 2013. – Режим доступа: URL: http://fondfond.org/wp- content/uploads/doc_aug13_fond.pdf

2.     Гандалоева М. Т. Социальные медиа в российском электоральном процессе[Текст] / М. Т. Гандалоева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 3. – С. 109-115.

3.     Морозова Е., Мирошниченко И.,  Рябченко Н. Фронтир сетевого общества [Текст] / Е.  Морозова, И. Мирошниченко, Н. Рябченко // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — № 2, т. 60. — С. 83-97

4.     Путин отказался заводить аккаунт в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://newsland.com/news/detail/id/795680/ (дата обращения 21.12.2015).

5.     Социальные медиа в избирательной гонке: сравниваем опыт Америки и России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://blog.blogun.ru/election_2012/ (дата обращения 11.12.2015).

6.     Morozova E.V., Miroshnichenko I.V. Crowdsourcing in Public Policy: Technologies, Subjects and its Socio- Political Role/ E.V. Morozova., I.V. Miroshnichenko // Asian Social Science. - 2015. Vol.11, № 7. doi:10.5539/ass.v11n7p

7.     The role of social media in the 2015 Presidential elections in Nigeria [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.voicesofyouth.org/en/posts/the-role-of-social-media-in-the-2015-presidential-elections-in- nigeria (Дата обращения 11.12.2015).