Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Широкое использование виртуальных ресурсов трансформирует все элементы современной социальной системы. Виртуальная реальность воспринимается как благо, так как снимаются проблемы: территориальной удаленности, времени поиска информации, отсутствие материального оснащения, недостаток интеллектуальных ресурсов и пр. Несмотря на все вышеперечисленные плюсы, внедрение виртуальных ресурсов приводит к возникновению новых социальных страхов, к возникновению внешних и внутренних барьеров личности. Виртуальная реальность становится новой социальной ценностью, игнорировать которую уже невозможно. Этот факт отметил М. Кастельс говоря, что виртуализация человеческой деятельности приводит к становлению новых форм различных социальных институтов, структур и сообществ. [1; 493] Не смотря на агрессивный характер, виртуальная реальность становится естественной средой обитания, как когда то это произошло с миром культуры. Основная опасность, которую обозначает Отюцкий, связана с «…надвигающаяся на нас третья компьютерная революция, может быть, приведет к трудно предвиденным результатам, к созданию компьютеров немыслимых скоростей и интеллектуальных компьютеров. Будут ли эти компьютеры превосходить человеческий интеллект, станут ли они соперниками, друзьями, врагами, помошниками или господами человека…» [2; 66]. Обозначается новая антропологическая проблема, проблема самотождественности, которая в отличие от классического понимания, начинает рассматриваться сквозь призму двойного опосредования «Я». Виртуальная реальность это вторая после культуры искусственная реальность. Отличительными чертами которой является снятие проблемы диалектического отношения «социального и биологического» [2; 65].

Работы, посвященные анализу влияния виртуальности условно можно сгруппировать следующим образом:

-   Самая актуальная и обсуждаемая проблема посвящена влиянию виртуальной реальности на социальные трансформации (Кастельс М., У.Экко, Галкин Д.В., Отюцкий Г.П., Лукиных Т.Н., Можаева Г.В., Нуралеева Л.В., Ладов В.А...)

-    Работы, посвященные проблеме отчуждения, одиночеству (Громыко Н.В., Сухейль Ф., Долженко О.В., Тарасова О.И., Ильин Г.Л…)

-    Работы, посвященные проблеме влияния виртуальности на сознание (Фрумкин К.Г., Митрофанова А., Горобец Т.Н., Ковалев В.В., Азаренов Н.В...)

-   Работы, посвященные влиянию виртуальности на обесценивание социальных авторитетов. (Быстрицкая Е.В., Лукина Н.П., Сулимов В.А., Шелекета В…)

В связи с чем есть необходимость изучения новообразованных страхов как одной из причин отсутствия каких-либо перспектив презентации собственного «Я» в реальном мире.

1.    Страх потери носителя памяти, а значит и знаний приводит к эпистемологическому одиночеству и отчуждению. В современных условиях сама необходимость развития  памяти человеком снимается,  ее роль выполняют искусственные накопители. Главное - быть активным пользователем, поисковиком, транслятором. При наличии определенных технических средств, всегда есть возможность получения информации любого характера вне зависимости от места нахождения. Человек определяет свое место в мире опосредованно через геолакацию. Отсутствие гаджета приводит к внутреннему ощущению потерянности во времени и пространстве. Человек переживает панику, когда связь через гаджет становится невозможной, чувство фрустрации приводит к когнитивному диссонансу.

2.      Отсутствие необходимости в регулярной активизации сознания, требующей самостоятельного мышления, порождает страх разрушения смыслового континуума. Нивелируется прогностическая функция мышления, система миропонимания становится описательной, а не критичной. Мышление направленно на получение информации, а не на выявление внутренней логики, алгоритма ее содержания. Виртуальные ресурсы содержат необозримое количество информации, это приводит к ситуации неопределенности и дезориентированности. Резко снижается коэффициент затраченных усилий, а, следовательно, активность работы сознания, отсутствует критичность при отборе информации. Так, например, для того, чтобы написать доклад, необходимо найти критерий для отбора авторитетных источников, отобрать материал, самому его прочитать, выявить главное и систематизировать изученный материал. Такой подход позволяет глубоко и полно проработать нюансы изучаемого вопроса, в то время как найденная информация в интернете, как правило, уже готовая к подаче, содержит в себе необходимую информацию, но исключает возможность контекстуального ее насыщения собственной рефлексией. Такое знание поверхностно, не может претендовать на глубинное ее понимание, а самое главное, оно носит зрелищный, репрезентативный характер. Страх быть не зрелищным, не репрезентативным требует создания более ярких, зрелищных компьютерных инсталляций.

Разрушается понятие эстетического как собственного творческого начала, являющегося сущностью человека. Самостоятельность и уникальность заменяется компиляцией имеющихся образцов, отказ от оригинальности собственного мышления приводит к экзистенциальной проблеме появления человека с техническим интеллектом. «Технический интеллект, лишенный чувств и интуиций, способности понимания и прозрения, становится одной из самых опасных вещей в мире» [3; 37].

3.  Страх разрушения образовательно-воспитательной системы, конституирующей единое контекстуальное социальное пространство. Разрушается роль как преподавателя в образовательном процессе, так и роль авторитетов на которые опиралась система образования. Роль преподавателя заключается в формировании единого, объективного смыслового пространства, начинают заменять информационные технологии. Так, например, дистанционная форма обучения вообще исключает непосредственное влияние личности преподавателя на учащегося. Современная образовательная парадигма делает акцент на самообразовании, которое нивелирует роль преподавателя до контролирующей функции.

4.   Страх смысловой диструкции. Целостность восприятия текста отвечающего за понимание, разрушается в связи с формированием нового виртуального сленга, с появлением новых сленговых слов, лексики, понятий, не имеющих четкого смыслового пространства, что способно привести к смешению смыслового пространства, его опустошению (симулякривности), что грозит лингвистической катастрофой. Так с позиции теоретика постмодернизма У. Экко «Компьютерный сленг - столь распространенные сокращения слов и сообщений в слое виртуального общения людей – образец телефатической редукции как предвестия Вавилона и смешения языков, предвестие лингвистической катастрофы» [4, 33].

Скорость, насыщенность и быстрота восприятия материала зависит от погруженности читателя в целостное текстуальное пространство. Работая с печатными изданиями на бумажном носителе, текст воспринимается как нечто целостное и законченное. Перелистывая страницы, читатель контролирует объем как прочитанного, так и непрочитанного текста. Это обеспечивает системность восприятия, понимание места того или иного отрывка в контексте целого текста. Восприятие материала, отображенного на мониторе, исключает возможность системного восприятия. Чтение одной страницы, расположенной на всем мониторе, не позволяет воспринимать текст целостно.

«Опыт познания, заложенный в классической процедуре рефлексирования (работа с текстом, реконструкция содержания), сведен в данном случае на нет: тексты не были прочитаны, самостоятельные мысли не выделялись». [5;  82] «Создается иллюзия  овладения  знаниями, умениями, навыками которая  становится действительной лишь при условии интернет доступа». [5; 84]

5.   Идологический страх. Появляется новая форма фетишизма. Виртуальный мир превосходит реальный по объему, скорости получения информации и решению проблем, зрелищности. Это новый ритуал общения, предполагающий новые формы ритуальных отношений, который создает ощущение эйфорию от собственных познавательных возможностей. Виртуал - это новый идол

Масштабность использования интернет технологий охватывает фактически все сферы человеческой жизни заменяя реальные объекты бытия виртуальными копиями (опосредованными виртуальными аналогами) . Это меняет само отношение к реальной жизни.

 

Список литературы

1.     Кастельс  М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1999. - С. 492 – 505

2.     Отюцкий Г.П. Лекция одиннадцатая. Человек эпохи компьютерной революции:развитие методологических подходов к исследованию//Социальные технологии, исследования. – 2015. - №2. – С. 65-82.

3.     Фрумкин  К.Г.  «Клиповое  мышление»  и   судьба  линейного  текста  (Электронный  ресурс)//  URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения)

4.     У. Экко «Под сетью» (Электронный ресурс)// URL: http://philosophy.ru (дата обращения )

5.     Галкин Д.В. Проблема образования в контексте информатизации: в поисках модели критической педагогики// Гуманитарная информатика: сб. статей / под ред. Г.В. Можаевой. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – С.81-88.