20 марта 2016г.
Последние десятилетия в современном обществе вопросы социального характера являются объектом пристального внимания как субъектов социальной политики, так и научного сообщества. Об этом свидетельствует создание различных проектов и программ, касающихся социальной сферы, междисциплинарные исследования, интегрирующие достижения современного социогуманитарного знания, появление инновационных методов решения социальных проблем в рамках прикладной этики и конфликтологии.
Глобальные проблемы, вызванные современной цивилизацией, динамизм социальной жизни открыли для этики пространство ее прикладного, практического применения: экологическая, биомедицинская, профессиональная этика, этика бизнеса и др. потребовали от профессионалов формирования не только новых методологических подходов и парадигм, но и инновационных моделей в рамках теоретической этики для принятия решений.
Предметное поле прикладной этики - это открытые проблемы, имеющие междисциплинарный характер, они появляются в таких областях, как медицина, бизнес, образование, СМИ, право, политика, экономика и т.д. Все эти проблемы рассматриваются в пространстве социального, так как касаются общества в целом или конкретного человека как социального объекта/субъекта. В современном этическом дискурсе обозначен специальный термин, определяющий «социальное» в этике – социальная этика.
Принадлежность социальной этики к прикладной этике объясняется практическим, междисциплинарным и открытым характером ее проблем. Такие социальные проблемы как сиротство, бедность, обездоленность, помощь нуждающимся, проблемы престарелых, инвалидов и т.д. присутствуют в той или иной степени в современном обществе, зависят от воли этого общества и требуют институционального контроля. Как правило, решение многих проблем зависит от субъектов социальной политики: комитетов, государственных организаций или других институтов и является публичным и процессуально оформленным.
В современных этических исследованиях представлен довольно широкий диапазон определений социальной этики. Социальная этика трактуется как «учение о социальных целях и ценностях современного общества, т.е. нормативное обоснование групповых, институциональных и корпоративных отношений. К ней можно отнести политическую этику, экономическую этику, дискурсивную этику, институциональную этику и др.» [2. С.3.] , «исследования, направленные на изучение нравственной составляющей социальной деятельности (мотивы и ценностные ориентации участников общественных событий, оценки и их соотнесенность с фундаментальными принципами и т.д.), а также изучающая фундаментальные проблемы современного социума (общее благо, права человека, справедливость, война и примирение и т.д.)» [6. P.143.], «теория и практика ответственного существования человека в его отношениях с другими людьми и природой не в непосредственной форме, а в форме опосредованной общественными институтами» [4. С.80.], «этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе» [5]. Швейцарский теолог и экономист, организатор Института социальной этики при Цюрихском университете А. Рих выдвинул идею о том, что «интегральная этика синонимична этике социальной, включает в себя этику общественных структур и интегрирует все основные аспекты этической ответственности» [4. С.78.]. Рих видит социальную этику в качестве эмпирической, практической дисциплины.
В таком многообразии определений социальной этики все же прослеживается единая направленность мысли. В этическом дискурсе сложилось две интерпретации социальной этики: в широком смысле слова и в узком смысле слова. Первая предполагает обращенность к социальным проблемам, социальным отношениям, социальному благополучию общества в целом, то есть это - этика общества. В узком смысле слова под социальной этикой понимается система теоретических и практических социально-этических инструментов и методов, способствующих реализации социальных благ. Субъектом социальной этики является социальный институт, который регулирует общественные отношения. Подобными инструментами и методами решения социальным проблем могут быть разного рода социальные проекты (социальные программы, мероприятия и события, концерты, фильмы, плакаты, законы социального характера и т.д.), социальная реклама, акции и действия общественных организаций.
Анализ понятия «социальная этика» в современной отечественной этической мысли подтверждает сложность и многогранность понимания этого термина. В 2006-2007 годах в рамках российско-белорусского исследовательского проекта «Общественная мораль: методология исследования, нормативно-этические и прикладные проблемы» проходила дискуссия, посвященная прояснению понятия «общественная мораль», где поднимался вопрос и социальной этики. Р.Г. Апресян в работе «Перфекционистский и дисциплинарный языки морали» приводит следующее определение социальной этики: «совокупность тех моральных норм и ценностей, посредством которых организуется социальное пространство морали. Но также и те моральные нормы и ценности, которые действуют на уровне социального взаимодействия людей» [1. С. 43].
А.В. Прокофьев в рамках этой дискуссии в ряде статей, посвященных основаниям социальной этики и дисциплинарному и перфекционистскому элементам морали, затрагивает понятие «социальной этики»: «Социальная этика, в отличие от перфекционистской, реализует себя в области организации жизни индивидов в рамках больших и малых сообществ. Для данного измерения морали или ограниченного ее прочтения критерием моральности действий является их адекватность потребностям и целям системы» [3]. Для работы данной системы, как считает автор, должны быть сформированы нормы, которые будут обеспечивать выполнение обязанностей и гарантировать права индивидов.
Дискуссия об общественной морали на протяжении ряда лет, развернувшаяся в отечественной этике, была во многом инициирована попытками определения социальных смыслов и значений социальной этики в зарубежной литературе.
В иностранной научной литературе термин «социальная этика» более четко выявлен и определен. Профессор юридических наук Юридической школы в Университете Вандербильта (США) Дон Уэлш в статье
«Социальная этика» рассматривает понятие «социальная этика» и считает, что она является «отражением моральной стороны социальных структур, систем и сообществ» [7. P. 134.]. По его мнению, социальная этика – это отрасль прикладной этики, которая предусматривает применение этических рассуждений к социальным проблемам. Перечень вопросов, рассматриваемых социальной этикой, включает: права животных, эвтаназия, аборты, дискриминация, порнография, преступление и наказание, война и мир и т.д. Социальная этика трактуется весьма расширительно, включая в свое предметное поле биомедицинские, политические, правовые области проблем. К основным задачам социальной этики автор относит: «(1) рассмотрение социальных условий и определение проблемных условий с учетом норм; (2) анализ возможных действий, которые могут изменить условия, признанные проблемными; (3) предписание решений, основанных на изучении проблем и анализа вариантов действий [7. P.134.]. Дон Уэлш утверждает, что люди являются творениями социальной среды, а их действия на основе заданных средой ценностей в свою очередь влияют на среду. Таким образом, главной задачей социальной этики является изучение взаимозависимости личности и общества и поддержание здоровья социального тела.
Выход социальной этики в практическую сферу является доказательством ее востребованности и актуализации в современном обществе. Современная ситуация дискуссионности определения понятия «социальная этика» требует от специалистов не только выработки и концептуализации теоретического аппарата и междисциплинарных методов исследования в области социальной этики, но, прежде всего, разработки этического инструментария и внедрение его в социальную практику.
Список литературы
1. Апресян Р.Г. Перфекционистский и дисциплинарный языки морали// Оправдание морали: Сб. научных статей к 70-летию профессора Ю.В. Согомонова. М.- Тюмень, 2000.
2. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Социальная этика. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
3. Прокофьев А.В. Метанормативные основания социальной этики/ http://iph.ras.ru/page48204276.htm/ 04.12.2014.
4. Рих А. Хозяйственная этика / Пер. с нем. Е.М. Довгань, отв. ред. В.В. Сапов. – М.: Посев, 1996.
5. Философский энциклопедический словарь. 2010/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3366/%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B% D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF/ 20.02.2015.
6. Elsbernd M. Social Ethics // Theological Studies, Vol. 66. №1. 2005.
7. Welch D.D. Social Ethics, Overview // Encyclopedia of Applied Ethics. Second Edition. RUTH CHADWICK. Cardiff University,Cardiff, UK. Academic Press is an imprint of Elsevier. 2012. (перевод автора статьи).