Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ТРАНСФОРМАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

В современных условиях демографические изменения в сторону увеличения доли лиц пожилого возраста делает проблему старения актуальной, так это имеет первостепенное значение для всех государств мира, поскольку существенно влияет на их благосостояние и социальное развитие. Старение населения несет новые проблемы, которые в первую очередь, связываются с нарастанием иждивенческой нагрузки как на экономику в целом, так и семью. Коренные сдвиги в демографической структуре населения мира побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, выработать базовые принципы и целевые установки, определяющие политику в интересах пожилых людей и защите их прав. Эта система базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием соответствующих мер поддержки пожилых людей на международном и национальных уровнях.

В основе указанной системы взглядов лежит идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации их социального потенциала.

Стратегическим направлением в условиях массового постарения населения выступает деятельность по выработке мер, снижающих отрицательные последствия старения для личности и общества, а также поиск социально-геронтологической модели, помогающей выявить и максимально эффективно реализовать огромный положительный социальный потенциал пожилых людей.

Для нас важно определить, какой смысл мы вкладываем в понятие «социальный потенциал лиц пожилого возраста».

Понятие «потенциал» рассматривается нами как «средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в  действие, использованы  для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [4, с. 27].

Таким образом, когда говорят о потенциале чего-либо, то имеют ввиду действенность, силу, мощь, способность, которые свойственны какому-либо явлению и при определенных благоприятных условиях способные достичь своей цели.

Применительно к нашему исследованию «социальный потенциал лиц пожилого возраста» (лат. — potencia — обобщенная совокупность, возможность, сила) — совокупность объединенных в   систему, имеющихся у пожилых людей возможностей (физических, профессиональных, образовательных, нравственных, психологических), вести социально-активную жизнь.

По мнению Н.Мышеловской [3], совокупность возможностей пожилого человека включает в себя: карьерные и жизненные ориентации (уровень притязаний, социальные и профессиональные ценности); психофизические характеристики индивида (здоровье, работоспособность, склонности и способности); компетентности (объем и качество знаний, умений и  навыков, квалификация); личностные характеристики (личностные качества, мотивы, потребности, интересы).

Социальный потенциал лиц пожилого возраста способен при определенных условиях, являться важнейшим ресурсом в развитии общества.

К сожалению, приходится констатировать, что в российском обществе в настоящее время является

доминирующей точка зрения, согласно которой образ пожилого человека представлен в виде немощного, обессилевшего человека, нуждающегося в медико-социальном обслуживании.

Мы полагаем, что пожилые люди представляют собой для любого государства мощнейший ресурс, так как обладают высоким социальным потенциалом.

Анализ  литературы  [1;  2]  позволил  нам  выделить  в  структуре  социального  потенциала  лиц пожилого возраста следующие его виды: социально-политический, социально-трудовой и социально- нравственный. Рассмотрим содержание каждого из указанных потенциалов более подробно.

Социально-политический потенциал лиц пожилого возраста — совокупность их возможностей (здоровья, свободного времени, потребности в самореализации) проявлять активность в общественной и политической жизни общества.

Социально-трудовой потенциал лиц пожилого возраста — совокупность их возможностей  (здоровья, образования, квалификации, мотивации) проявлять активность в общественно-организованном труде.

Социально-нравственный потенциал лиц пожилого возраста — совокупность их возможностей (здоровья, мировоззрения, жизненного опыта, духовных ценностей) проявлять активность в межпоколенческом взаимодействии.

В области эффективного использования социально-политического потенциала лиц пожилого возраста можно дать следующие рекомендации.

По нашему мнению,  использование социально-политического потенциала  пожилых людей в общественной  жизни  нуждается в  определенном финансировании со  стороны государства и муниципалитета. Поиск путей развития социально-политического потенциала пожилых людей зависит от инновационного мышления и политической воли муниципальных и региональных руководителей. Необходима   реализация   системы   социального   заказа   на   выполнение   того   или   иного   проекта: муниципальный      или     региональный     грант,     спонсорская     помощь      для      увеличения     эффективности деятельности общественных объединений пожилых людей и т. п.

СМИ     могут     сыграть    огромную     роль    в     эффективном     использовании     обществом     социально- политического потенциала пожилых людей. Для этой цели необходимо сосредоточить усилия системы Интернет, СМИ на создание позитивного образа старости среди всех возрастных групп.

Со стороны государства пока не имеется четкой концепции по эффективному использованию социально-политического потенциала  старшего поколения. Вместе с тем, самоорганизация пожилых людей в различные объединения и клубы является очевидным фактом. В подобных группах они пытаются оказать друг другу посильную помощь и решить свои проблемы. Стремление лиц пожилого возраста к самореализации в клубах и объединениях свидетельствует о высокой их потребности к  проявлению активности, и стимулирует общество к созданию оптимальных условий для проявления социально- политического потенциала.

В этой связи информация о существующих организациях, которые оказывают реальную помощь, должна быть доступна пожилым людям. Кроме того, важно наладить связи между самими организациями, т. к. это поможет гораздо эффективнее использовать их социально-политический потенциал. Более скоординированной и максимально эффективной поможет сделать работу организаций взаимный обмен опытом, знаниями, наработками, информационной базой полезных контактов. Еще одним направлением активизации социально-политического потенциала пожилого населения могло бы стать, на наш взгляд, создание сети клубов по интересам для людей «третьего возраста».

Инновационной формой, которая существенно расширила  бы возможности лиц пожилого возраста и способствовала более эффективному использованию их социально-политического потенциала, может стать повсеместное создание Центров социальной адаптации пожилых людей. В таких центрах была бы объединена деятельность клубов по интересам, общественных и государственных организаций, университетов образования, волонтерского движения. Пожилой человек, в зависимости от собственных предпочтений, получил бы возможность участвовать в различных направлениях деятельности Центра социальной адаптации, что, в свою очередь, активизирует процесс интеграции в социально-политическую жизнь современной России пожилых людей.

В области эффективного использования социально-трудового потенциала лиц пожилого возраста можно дать следующие рекомендации.

Для работающих пожилых сотрудников должны быть обеспечены безопасные условия на рабочем месте, исключена возрастная дискриминация при найме и в процессе работы.

Экономический статус старшего поколения требуется повысить, с этой целью должны быть реализованы конкретные меры, а, именно: содействовать участию СМИ и институтов гражданского общества в деле обеспечения в условиях рыночной экономики трудовой занятости старшего поколения; на федеральном уровне необходимо принять Закон о стандартах уровня жизни, гарантированных государством. С этой целью важно пересмотреть в рамках социально-геронтологической политики в сфере труда и занятости возможность предоставления пожилым людям активной трудовой занятости.

Мы полагаем, что основными направлениями расширения возможных способов реализации социально-трудового потенциала лиц пожилого возраста выступают следующие: 1) правовое, связанное, во- первых, с тем, чтобы работодатели содействовали пожилым людям в получении и сохранении работы, и, во-вторых, создание нормативно-правовой базы действенных  организационных мероприятий по  интеграции в деловую среду работающих пенсионеров; 2) экономическое, которое касается экономического статуса пожилых людей, и заключается в разработке «выгодных» льготных мер по налогообложению учреждений и организаций, принимающих на работу людей пенсионного возраста; 3) профессионально- образовательное, которое заключается в создании специальных образовательных программ и проектов, как для пожилых людей, так и для руководителей организаций, служб занятости, отделов кадров; 4) профессионально-реабилитационное, смысл которого заключается в разработке рекомендаций профессионального самосохранения, определении путей реабилитации и снижения уровня профессиональных деформаций в пожилом возрасте.

В условиях рыночной экономики включение пожилого человека в предпринимательскую среду является одним из оптимальных вариантов решения вопроса реализации социально-трудового потенциала пожилых людей, имеющих желание и возможность продолжать трудовую деятельность.

В области эффективного использования социально-нравственного потенциала лиц пожилого возраста можно дать следующие рекомендации.

Все  социальные  институты  должны  быть  нацелены  на  поощрение,  развитие  эффективного  и всестороннего диалога между представителями различных возрастов. В этой связи, все факторы, приводящие к социальной изоляции  и дискриминации пожилого населения страны, необходимо устранить. Социально-геронтологическая политика требует разработки концептуального государственного документа, в котором будут учтены интересы всех возрастных групп, и в котором социально-нравственные возможности пожилых людей будут признаваться как социально-значимая ценность, необходимая для гармоничного развития общества.

На законодательном уровне необходимо закрепить право лиц пожилого возраста повышать свой образовательный и культурный уровень. Различные образовательные программы, предоставляющие пожилому человеку возможность делиться своим опытом и мудростью с  подрастающим  поколением, может реализовать это право. Институты образования, СМИ должны способствовать созданию позитивного образа межпоколенческого взаимодействия.

Среди мер, повышающих значимость старшего поколения в обществе, можно указать такие, как: создание инновационных технологий диалогического взаимодействия между различными поколениями; развитие служб, содействующих социально-психологической адаптации и профессиональной переподготовке пожилого населения; активизация деятельности обучающих центров, в которых смогут пополнить знания представители всех возрастов.

Поиск общих зон соприкосновения между старшим поколением и более молодым поколением, реализация межпоколенческих проектов стимулирует общество к внедрению просветительских мер, связанных с тем, что старость и пожилой возраст будут позиционироваться на основе современных научных подходов, основывающихся на комплексных стратегиях в сфере диалогового взаимодействия.

Таким образом, можно констатировать, что активизации в обществе установки на эффективное использование социального потенциала лиц пожилого возраста могут содействовать все указанные выше мероприятия.

 

Список литературы

1.     Алексеева О. Образование в «третьем возрасте»// Социальная защита. — 2012. — № 3. — С. 15— 18.

2.     Арутюнян       М.Ю.       Изменение        «института       бабушек»:       социально-психологический       аспект//Народонаселение. — 2012. — № 1. — С. 76—85.

3.     Мышеловская Н. Внимание: «Третий возраст»! // Библиотека. — 2011. — № 11. — С. 51—54.

4.     Рыбаковский Л.Л.  Миграционный  потенциал:  понятие  и  критерии  оценки  //  Социологические исследования. — 2009. — № 2. — С. 29—36.