Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ УФИМСКИХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Хорошо известно, что во времена кризисов резко обостряются социально-экономические проблемы, в обществе снижается психоэмоциональный настрой, происходит ухудшение социального самочувствия населения.

В силу отсутствия стабильности, достаточного жизненного опыта, большой неопределенности перспектив, будущего места работы, шаткой материальной базы, студенческая молодежь является одним из наиболее уязвимых слоев населения. Вместе с тем она представляет собой социально активную группу молодых людей, обладающую большим потенциалом, готовящихся работать в сфере высокоинтеллектуального труда. Именно поэтому представляется актуальным изучение социального самочувствия студенческой молодежи и его влияния на их повседневную жизнь, планы на будущее и оценку настоящего. С этой целью автором была разработана анкета и проведен социологический опрос среди студентов трех столичных вузов республики Башкортостан - Уфимского государственного университета экономики и сервиса (УГУЭС), Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы (БГПУ им. Акмуллы) и Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Выбор этих вузов был сделан не случайно, т.к. их выпускники будут работать в совершенно разных отраслях народного хозяйства, а это значит, что опрос позволил получить более объективные данные о социальном самочувствии студенческой молодежи. Анкетирование проводилось анонимно в ноябре-декабре 2015 года. В нем приняли участие 162 студента, из них 76% девушки (124 человека) и 24% юношей (38 человек).

Под социальным самочувствием мы понимаем восприятие и оценку индивидом социального благополучия, уровень и качество жизни, степень удовлетворения потребностей и реализацию жизненных планов. [2; 73]

Поскольку в качестве респондентов выступали студенты вузов, то, естественно, речь не могла не идти об образовании. На вопрос "Насколько важно для Вас получение качественного высшего образования?" респонденты ответили следующим образом: очень важно ˗ 65% (девушки), 47 % (юноши); важно, но не очень ˗ 29% (девушки), 52,6 % (юноши); совсем не важно - 0%, (и девушки, и юноши); мне нужен только диплом ˗ 5,6% (девушки) 5,2% (юноши); затрудняюсь ответить ˗ 0% (и девушки, и юноши). Из опроса видно, что студенты, в общем и целом, стремятся учиться и получать образование. Ни один из респондентов не ответил, что качественное высшее образование для него совсем не важно.

Какие надежды связывают студенты с получением качественного образования? На этот вопрос отвечали те, кто в предыдущем вопросе отметили важность получения качественного высшего образования. На вопрос "Для чего Вам нужно получить качественное высшее образование?" студенты могли выбрать несколько ответов. Результаты получились несколько неожиданными: большинство респондентов отметили, что главное для них ˗ найти интересную работу ˗ (35%); на втором месте по популярности стал ответ "найти высокооплачиваемую работу" (28%); на третьем месте ответ "продвинуться по карьерной лестнице" (22%); чтобы родители были довольны ˗ 10%; другое ˗ 5%. Несмотря на экономические проблемы, снижение материального благосостояния, повышение цен, деньги не являются определяющей ценностью для студенческой молодежи. Следующий вопрос звучал так: "Насколько важна для Вас материально обеспеченная жизнь?" Ответ "очень важна, это самое главное" дали ˗ 18,5% (девушки), 15,7% (юноши); важна, но есть вещи и поважнее ˗ 80% (девушки), 81,5% (юноши); совсем не важна ˗ 0% (девушки), 3,8% (юноши); затрудняюсь ответить ˗ 0,9% (девушки), 0% (юноши). Таким образом, эти результаты подтвердили предыдущий вывод.

Наиболее остро в настоящее время в республике стоит проблема безработицы. По данным информационного портала занятости населения Минтруда РБ на 17 февраля 2016 года, "уровень общей безработицы составил 6,1% от численности экономически активного населения (в 3-м квартале 2015 ˗ 5,2%), в Российской Федерации ˗ 5,7%, в Приволжском федеральном округе ˗ 4,7%" [1]. Численность безработных граждан выросла за аналогичный период прошлого года на 20,2%. На 1 февраля 2016 года численность безработных в возрасте  16-24 лет составляет 8,5%, 25-29 лет  ˗ 11%. Среди имеющих высшее образование безработными являются 27,3%.[1].

Каким образом ситуация на рынке труда влияет на желание студентов работать и реализовываться в профессии? В анкете вопрос был сформулирован следующим образом: "Какая жизненная позиция из предложенных ниже Вам наиболее близка?" Респонденты ответили так: нужно совершенствоваться в профессии, много работать и хорошо зарабатывать ˗ 79% (девушки), 81,5% (юноши); лучше выйти замуж (жениться) за материально обеспеченного человека и не работать ˗ 1,6% (девушки), 0% (юноши); меня должны содержать родители ˗ 0% (девушки), 2,6 % (юноши); нужно найти работу, где можно было бы много получать, но мало работать ˗ 5,3% (девушки), 10,5% (юноши); другое ˗ 1,6% (девушки), 5,2% (юноши).

Таким образом, подавляющее большинство студентов ˗ 79% девушек и 81,5% юношей ˗ хотят реализоваться в профессии, имеют желание работать, однако мы видим, что 5,3% девушек и 10,5% юношей предпочли бы хорошо зарабатывать, не прилагая особых усилий. Следует также заострить внимание на том, что только 2,6% считают, - причем это юноши, среди девушек таковых не оказалось вовсе - что их должны содержать родители. Хотелось бы отметить, что, несмотря на частые обвинения в адрес молодых людей, особенно девушек, в меркантильности и желании жить за чужой счет, мы видим, что только 1,6% девушек нацелены на то, чтобы решить свои материальные проблемы за счет обеспеченного в браке партнера, среди юношей, по данным этого социологического опроса, таковых нет. Автор считает, что эти показатели достаточно оптимистичны и не вполне соответствуют существующим в обществе представлениям о молодежи.

Помимо социально-экономических проблем, наша страна находится в состоянии довольно агрессивной информационной атаки как извне, так и изнутри, которая подрывает авторитет и социальные устои России. В ходе опроса автор пытался выяснить, насколько информированы студенты о происходящих событиях. На вопрос "Следите ли Вы за тем, что происходит в нашей стране и в мире?" были получены следующие ответы: да, постоянно слежу за новостями ˗ 21% (девушки), 34% (юноши); слежу за новостями время от времени ˗ 70% (девушки), 50% (юноши); не слежу, мне это не интересно ˗ 8% (девушки), 10,5% (юноши); затрудняюсь ответить -   0,8% (девушки), 5,2% (юноши). Как видим из опроса, подавляющее большинство студентов имеет в основном поверхностное представление о положении дел в стране и в мире и, по-видимому, не вполне ориентируется в сегодняшней ситуации.

Поскольку студенческая молодежь представляет собой интеллектуальный фонд страны, важно также получить информацию о том, намерены ли они реализовать свой потенциал в своей стране и на ее благо. На вопрос "Как Вы относитесь к России, к той стране, в которой живете?" были получены такие ответы: люблю свою страну и связываю свое будущее с ней ˗ 48% (девушки), 57,8% (юноши); люблю свою страну, но считаю, что нужно временно поработать за рубежом ˗ 28% (девушки), 15,8% (юноши); люблю свою страну, но считаю, что мне будет лучше жить только в другой стране ˗ 4,8% девушки), 10,5% (юноши); свою страну не люблю, но вынужден(а) жить в ней ˗ 4,8% (девушки), 10,5% (юноши); затрудняюсь ответить ˗ 12,9% (девушки), 5,2% (юноши). По мнению автора, здесь прослеживается довольно тревожная тенденция. Несмотря на то, что почти половина девушек (48%) и чуть больше половины юношей (57,8%) хотели бы жить и работать в России, нельзя не принимать во внимание, что другая половина считает, что жизнь за границей более комфортна и перспективна. Конечно, нам следует задуматься о том, как сделать  условия в нашей стране более привлекательными для молодежи, чтобы она не стремилась уезжать в другие страны.

Как правило, в сложные периоды жизни наблюдается снижение социальной активности, нарастание апатии. Студентам был задан вопрос "Является ли для Вас ценностью активная деятельная жизнь?". На вопрос ответили: да ˗ 61% (девушки), 60,5% (юноши); нет ˗ 2,4% (девушки), 10,5% (юноши); иногда ˗ 31,5% (девушки), 26% (юноши); затрудняюсь ответить ˗ 4,8% (девушки), 2,6% (юноши). Мы видим, что и девушки, и юноши достаточно активны. Следующий вопрос звучал так. "Активная деятельная жизнь для Вас - это: постоянное участие в общественной жизни Вуза, активная деятельность в сфере своих увлечений, хобби; посещение театров, концертов, клубов; занятия в спортивных секциях (фитнес центре, бассейне и т.д.); участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях в масштабах города; другое." Из предложенных ответов можно было выбрать несколько. Оказалось, что большинство студентов вовлечены в общественную жизнь Вузов, активны в сфере своих увлечений, многие занимаются спортом и участвуют в различных городских мероприятиях.

Таким образом, анализируя социальное самочувствие студенческой молодежи г.Уфы в период кризиса, можно утверждать, что студенты в основной своей массе настроены вполне оптимистично, стремятся получить качественное высшее образование, надеются на собственные силы, нацелены реализовать себя в профессиональной деятельности, ведут достаточно активный образ жизни.

 

Список литературы

1.     Информационный портал занятости населения Минтруда РБ. Ситуация на регистрируемом рынке труда Республики Башкортостан в январе 2016 года. [электронный ресурс] http://www.bashzan.ru/posts/43793

2.     Чигаева В.Ю. Современные теории социального благополучия. ˗ Кемерово: КГУ.˗ 2014 г.