Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖСЕКТОРНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Социальная работа по месту жительства – важный инструмент решения актуальных проблем современных российских семей. Анализ опыта данной деятельности, осуществленный нами на примере Республики Мордовия, свидетельствует, что чем меньше территория места жительства, тем лучше специалисты социальных служб информированы о проблемах конкретной семьи, о причинах, проявлениях и последствиях ее трудной жизненной ситуации, а, следовательно, тем более адресно происходит оказание социальной помощи. Сейчас уже ни у кого из ученых и специалистов-практиков не вызывает сомнения тезис о том, что только по месту непосредственного проживания семей (город, микрорайон города, село, улица, участок и др.), так сказать, в «шаговой доступности», возможно обеспечить комплексность, системность социальной работы с ними, рационально использовать ресурсы местного сообщества, максимально активизировать потенциал семей для решения собственных проблем.

В последние годы в отечественной практике социальной работы с семьей по месту жительства, в том числе и в Республике Мордовия, все более активно проявляется тенденция выстраивания системы межсекторного партнерства, под которым нами понимается конструктивное взаимовыгодное сотрудничество трех секторов общества – государственных органов и служб, коммерческих структур и некоммерческих организаций с целью решения социальных проблем семей, проживающих на определенной территории. Поскольку подобная форма социального партнерства предполагает объединение ресурсов трех секторов общества для достижения общей цели, его дальнейшее налаживание в социальной работе с семьей по месту жительства, несомненно, выступает одним из важнейших условий ее оптимизации как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе.

Разумеется, главную роль в решении проблем семей посредством социальной работы по месту жительства призваны играть те ее субъекты (учреждения, органы и службы), которые функционируют в рамках государственного сектора общества. Именно от лица государства действуют исторически сложившиеся системы органов и служб социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органов, чьи роли в решении проблем семьи в социальной работе по месту жительства незаменимы. Так, в Республике Мордовия субъектами социальной работы с семьей по месту жительства являются:

–      местные органы самоуправления (Главы городов и районов республики, их администрации, местные органы управления системами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др.);

–      учреждения социальной защиты и социального обслуживания в городах и районах республики (ГКУ РМ «Социальная защита населения по г.о. Саранск», учреждения социальной защиты населения в других городах и районах республики, ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания населения по г.о. Саранск», социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарные учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов и др.);

–      иные социальные учреждения, действующие на местном уровне (учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта, органы внутренних дел, занятости и др.).

Именно государственные структуры, действующие на местном уровне, определяют модель и направления реализации семейно-демографической политики с учетом конкретных условий места жительства и проблематики семей, формируют, распределяют и перераспределяют ее ресурсы с последующим контролем их использования, отвечают за разработку, реализацию и оценку местных программ социальной помощи семье. Одновременно с этим государственные службы и организации, действующие по месту жительства, выступают главным производителем, поставщиком и распределителем социальных услуг для семьи. Также они ответственны за повышение кадрового потенциала местных социальных служб, организацию обучающих курсов и семинаров для специалистов и волонтеров, работающих с семьей. В конце концов, именно государственные структуры являются основными проводниками семейно-демографической политики на местном уровне, а также главным организатором, посредником и координатором межсекторного взаимодействия в социальной работе с семьей по месту жительства, объединяя в целях повышения ее социальной защищенности ресурсы государственных, коммерческих и некоммерческих организаций и служб.

Потребность в тесной взаимосвязи государственных структур и коммерческого сектора общества в социальной работе с семьей по месту жительства вызвана большим влиянием последнего на формирование и реализацию семейно-демографической политики на местном уровне, а, следовательно, и на содержание и практику помощи семье. К примеру, в Республике Мордовия бизнес-структуры участвуют в социальной деятельности по решению проблем семей, как минимум, в двух направлениях:

1)     непосредственно, через: а) спонсорскую поддержку деятельности местных государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания семьи; б) финансовое и материальное обеспечение мероприятий по социальной поддержке семей, организованных общественными организациями; в) участие в финансировании грантов в области научно-исследовательской и прикладной деятельности, нацеленной на решение семейных проблем; г) материальное содействие проведению курсов повышения квалификации работников социальных служб, а также добровольцев, желающих работать с семьей; д) участие в развитии издательской деятельности по проблемам социальной работы с семьей по месту жительства и т.д.

2)   опосредованно, через: а) налоговые отчисления; б) пожертвования индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций на благотворительность (в рамках благотворительных марафонов и других подобного рода акциях, направленных на решение проблем семей разных типов (многодетных, малообеспеченных, неполных, неблагополучных, с детьми-инвалидами и др.); в) адресную благотворительную поддержку деятельности учреждений социальной защиты и социального обслуживания семьи; г) адресную благотворительную поддержку конкретных семей, проживающих на определенной территории, и т.д.

Конечно, вовлечь предпринимателей и бизнес-структуры в межсекторное взаимодействие с целью оптимизации социальной работы с семьей по месту жительства – это сложная задача, ведь цели, интересы, поведение всех субъектов, действующих в рамках коммерческого сектора, определяет основной закон отношений в сфере бизнеса – закон получения прибыли. В реальности же прибыль в ее денежном эквиваленте от участия в социальных проектах и программах помощи семье по месту жительства чаще всего минимальна или отсутствует совсем. Тем не менее, в настоящее время в России в целом и в Республике Мордовия, в частности, растет число предпринимателей, осознающих, что, вследствие прямого и косвенного участия в социальной работе с семьей, содействуя оптимизации данной деятельности в партнерстве с государственными и некоммерческими организациями, они получают реальную возможность извлечь также своего рода прибыль, хотя и несколько в других формах. Речь идет о: а) бесплатной рекламе; б) налоговых льготах в случае получения статуса благотворительной организации и осуществления соответствующей деятельности; в)  формировании особого имиджа организации, благотворительность которой – это показатель стабильности и успешности бизнеса, позволяющий поддерживать доверие деловых партнеров, а также налаживать новые конструктивные связи в бизнесе.

В свою очередь, организации и частные лица, представляющие «третий» некоммерческий сектор общества, во многих регионах России, в том числе в Республике Мордовия, также занимают достойное место в практике социальной работы с семьей по месту  жительства. В рассматриваемом нами регионе действует ряд благотворительных, общественных и волонтерских организаций, нацеленных в своей деятельности на оказание помощи разным типам семей, нуждающихся в повышенной социальной защите, именно по месту их непосредственного проживания. В их числе: Мордовская республиканская общественная организация «Союз многодетных семей «Семья», Саранская городская общественная организация «Союз студентов Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева», Саранское общество инвалидов, инвалидов детства и больных сахарным диабетом, православные сестричества и др.). Названные и другие некоммерческие организации проводят социальные акции, направленные на привлечение внимания государства и общественности к проблемам семьи, оказывают адресную (натуральную, материальную, социально-психологическую, социально- педагогическую и др.) помощь нуждающимся семьям, организуют мероприятия по сбору материальной помощи для малообеспеченных семей, организуют группы само- и взаимопомощи семей  со сходными проблемами. Активисты данных организаций работают с представителями государственного и коммерческого сектора, вовлекая их в организацию и осуществление благотворительной деятельности, содействуя, таким образом, развитию межсекторного партнерства в социальной работе по месту жительства.

Таким образом, межсекторное партнерство в социальной работе с семьей по месту жительства чрезвычайно важно. В перспективе его развитие должно осуществляться, исходя из двух основополагающих идей: во-первых, роль государства и субъектов государственного сектора, как организаторов, посредников и координаторов, в данной деятельности должна оставаться основополагающей; во-вторых, бизнес и некоммерческие организации – это важные сектора общества, от интенсивности вовлечения которых в социальную работу с семьей по месту жительства во многом зависит оптимизация данной деятельности.