Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Проблемы трудоустройства выпускников с высшим образованием сегодня является одной из актуальной, и требует рассмотрения ее на всех уровнях. Существующие рассогласование спроса и предложения на рынке труда детерминируют рассмотрение новых подходов в процессе формирования трудовой социализации интеграции студентов в профессиональное сообщество.

Стабильное функционирование общественной, социальной и экономической сторон государства непосредственно связана с эффективно функционирующем рынком труда, который, в свою очередь, опирается на более перспективные слои населения – молодежь. Данная категория в современных условиях вызывает непосредственный интерес для изучения возможностей реализации своих профессиональных способностей на благо развития общества, выступает определенным социальным резервом современного общества, готовая и способная быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиях, технологиям производства, экономической составляющей. Но, несмотря на перспективность молодежи в рамках развития социально-экономической системы государства, она по-прежнему вынуждена «бороться за местом под солнцем» на рынке труда.

Не секрет, что подготовка бакалавров, магистров и специалистов различных профилей слабо согласована с потребностями рынка труда, зачастую не отвечает его предложениям. По данным статистики, сегодня по избранной специальности работает лишь половина выпускников вузов. Данные показатели напрямую связаны с особенностями выбора абитуриентами своего профессионального образования. В качестве субъективных параметров, определяющих конечный выбор абитуриентов, традиционно выступают: престиж вуза и выбранной профессии, возможность трудоустройства, стоимость обучения и т. д., а не реальные возможности трудоустройства специалистов в современных реалиях [2].

Одним из наиболее значимым компонентом успешного трудоустройства выступает, по мнению автора, конкурентоспособность выпускника, как на федеральном, так и на региональном рынках труда, которая базируется на формировании их профессионального самосознания. Сензитивным периодом становления и развития профессионального самосознания является период профессиональной адаптации, в период которой происходит приспособление профессионального самосознания к профессиональной деятельности. Результатом данного процесса выражается в том, что человек либо понимает и принимает свою профессию, либо испытывает постоянное раздражение и дискомфорт, что приводит к сиене профессиональных предпочтений. В качестве модели, определяющий структуру профессионального самосознания можно предложить к рассмотрению разработки Е.А. Климоваым, где он выделяет определенные этапы. В рамках первого этапа происходит осознание выбранной специальности или же профессиональной деятельности в целом. Второй представлен наличием знаний, мнений о  степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем  системе профессиональных «ролей» на шкале общепризнанных направлений трудовой деятельности. Далее, человеку необходимо знать, как его примут в профессиональном сообществе. Четвертый этап строится на знании своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия,  своего наиболее успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе. И последний этап связан с представлениями о себе и своей работе в будущем [1].

Таким образом, адаптация студентов к своей профессиональной деятельности, обозначается автором как одно из главных условий дальнейшего успешного  включения в профессиональную деятельность. Поэтому на данном этапе необходимо выстроить модель успешной адаптации студентов, которая должна полностью прописывать сценарий адаптации на весь срок обучению в контексте методического, научного, кадрового и других составляющих, участвующих в этом процессе. В качестве механизма реализации заявленной проблемы, на взгляд автора, является использование как активных так интерактивных методов в процессе обучения: лекции, семинары, кейс-стади, дискуссии, поисковые методы, научные проекты, экскурсии и т.д.

В данном контексте заявленной проблемы, автор акцентирует внимание на необходимости наличия информации о стратегии развития профессии, согласованной с перспективами регионального и местного рынков труда, корреляции комплексной  модели выпускника, т.е. включить в процесс обучения модель адаптации студента первокурсника, способствующей улучшению изучаемого процесса.

В процессе обучения у студента необходимо вызвать интерес к научно-исследовательской работе, создать позитивный образ выбранной профессии, познакомить с особенностями будущей профессиональной деятельности в структуре рынка труда, развивать навыки самоорганизации.

Предложенная модель реализуется в несколько этапов. На предварительном этапе необходимо сформулировать конкретное задание и назначить ответственных за выполнение намеченных целей. Предварительная работа куратора и представителей студенческого совета со студентами первого курса заключается в вызове интереса, и необходимости увлечь студентов идеей групповых творческих дел и воспитательных мероприятий в вузе.

На первом этапе автор для сплочения студенчества группы предлагает проведение тренингов, а также использовать фронтальные и индивидуальные беседы, игровые методики, самопрезентации, в рамках которых будут отрабатываться коммуникативные навыки так необходимые в будущей профессиональной деятельности.

После «притирки» студентов друг к другу можно перейти ко второму этапу, направленному на групповое планирование творческих и научно-исследовательских мероприятий. Цель данного этапы работы заключается в развитии навыков самоорганизации и планирования совместной групповой деятельности. Здесь целесообразно использовать метод творческого поиска наиболее интересных направлений работы, рассмотрение будущей профессиональной деятельности в контексте современного рынка руда, обсуждение коллективных мероприятий как в рамках вуза, так и на межвузовском уровнях. Можно также предложить разработать сценарий и реализовать его совместной практики по типу: «Моя специальность – это…», «Совет дела», «Выбор команды» и т.д.

В структуру третьего этапа можно включить виды работ связанных с формированием и развитием навыков самоорганизации и самоуправления, тем более, что они отражаются в компетентностной модели образовательной программы. Подготовка группового мероприятия выбор ответственных, развитие творческих способностей каждого студента, сплочение группы посредством проектной методики, установление доверительных отношений в группе  могут представлять содержание третьего этапа.  И здесь, безусловно, эффективность будет зависеть как от активности самих студентов, так и от института кураторов. В качестве базовых методов и форм можно рассмотреть : увлечение делом, поиск оптимальных решений, уточнение проекта, утверждение и проведение мероприятия, распределение ролей.

Четвертый этап проекта - проведение группового творческого дела направлен на проведение группового творческого дела при обязательном участии  каждого  студента. Опора в данном  направлении  делается на: проведение группового творческого мероприятия, поощрение  и благодарность за  участие, организация познавательных групповых творческих мероприятий (спортивных, художественно-творческих, трудовых). Формами реализации четвертого этапа могут стать: конкурсы, эстафеты, соревнования, смотры и т.д.

Любая деятельность предполагает завершающий период. Подведение итогов группового творческого мероприятия, отражены в пятом этапе проекта, где дается анализ совместной деятельности, оценивается вклад каждого в достижении полученных результатов. В подведении итогов наиболее значимым, по мнению автора, будет проведение дискуссии, которая дает возможность высказаться всем по итогам проведенного мероприятия и прийти к консенсусу. Роль куратора – модератора дискуссии заключается в стимулировании к выступлению, соблюдению толерантности в ходе высказываний других членов группы, поощрении и одобрении всех участников мероприятия. По завершению завяленных мероприятий происходит расстановка сил, намечаются перспективы развития, формируются группы по профессиональным интересам, а также уделяется большое значение вопросам преемственности и институту наставничества.

Автор предполагает, что реализация данного проекта позволит быстро освоиться в вузе и приобрести новый социальный статус – статус студента, повысить уровень познавательной активности, успеваемости и самооценки, познать студенту самого себя и основные характеристики получаемой специальности, что в дальнейшем поможет самоопределению студента в профессиональной деятельности.

Таким образом, автором была предпринята попытка разработать рекомендации направлены на работу со студентами, поддержании у выпускников позитивного образа выбранной профессии, создании условий для профориентации абитуриентов, с целью успешной трудовой социализации и интеграции в избираемое профессиональное сообщество.

 

Список литературы

1.     Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

2.     Кривоносова, Л.А., Смирнова, Е.А. Конкурентоспособность образовательных программ как фактор мотивации обучения в вузе / Л.А. Кривоносова, Е.А. Смирнова // Власть и управление на Востоке России.- Хабаровск: ДВИУ-ф-РАНХиГС, 2015.- № 2 (71) – С. 139-145.