Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ РЕАЛИИ АРХИТЕКТУРЫ ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Региональные аспекты внешней политики любого государства постепенно приобретают все большее значение, особенно в последнее время. Черноморский регион вошел в список мировых регионов сравнительно недавно, поэтому и о его архитектуре стали говорить только после распада СССР. Ранее Черноморский регион был границей соприкосновения Восточного и Западного блоков и находился под влиянием отношений между СССР и США. На сегодняшний день в бассейне Черного моря продолжается процесс регионального становления, на который влияют отношения между как региональными так и внерегиональными игроками.

Важным шагом в развитии идентичности Черноморского региона стало подписание в 1991 г. Декларации о черноморском экономическом сотрудничестве [6] и создание Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в 1999 г. Сегодня в рамках ОЧЭС реализуются, в основном, экономические и инфраструктурные проекты, регулярно проходят заседания рабочих групп. Однако сама организация пока не смогла реализовать потенциал политической площадки для решения региональных проблем.

В связи с тем, что в Черноморском регионе нет наднационального лидирующего органа, способного пригласить за стол переговоров все заинтересованные государства, регион может стать заложником двусторонних или многосторонних отношений между причерноморскими государствами, а также влияния международных блоков и организаций (например, НАТО и ЕС), которые имеют свое собственное видение развития Черноморского региона.

В первом десятилетии XXI в. в США вышли несколько работ, посвященных анализу возможного американского влияния в данном регионе, однако в официальном порядке данный вектор политики закреплен не был. В Европе, наоборот, была разработана отдельная стратегия в отношении данного региона, который приобрел особую важность после вступления в 2007 г. в ряды стран-членов Европейского союза двух причерноморских государств – Болгарии и Румынии. В это же время был опубликован первый официальный документ – «Черноморская синергия», в которой нашли свое отражение основные цели и задачи ЕС в Черноморском регионе [4]. Европа сосредоточила свое влияние сразу на различных направлениях (экология, права человека, транспорт, безопасность), при этом основной целью осталось создание благоприятных условий для транспортировки энергоресурсов с востока на запад через причерноморские страны в обход России [5].

Одновременно с развитием всей системы международных отношений, на которое, безусловно, повлиял распад СССР, в Черноморском регионе происходили и процессы регионального становления, отразившиеся на изменении его внутриполитической архитектуры. В настоящее время понятие Черноморский регион вышло за границы географического понятия, расширившись за счет Южного Кавказа и некоторых европейских стран, количество которых меняются в зависимости от подхода. В данном исследовании в качестве основного применено усредненного понятие границ Черноморского региона, которое включает в себя 6 стран, обладающих прибрежной зоной, 2 страны Южного Кавказа (Азербайджан, Армению) и Молдавию.

В рамках вышеуказанных границ Черноморского региона, не принимая во внимание влияние внешних сил, архитектура выстраивается на взаимодействии основных региональных игроков – России и Турции. Данные два государства имеют глубокую историю отношений друг с другом будучи соседями по Черноморскому региону – более 500 лет назад начались первые контакты Московии и Османской Империи, которые были направлены на выстраивание торгового сотрудничества. Таким образом, еще несколько веков назад было положено основание для развития региона – российско-турецкие отношения. На современном этапе представляется, что архитектура Черноморского региона так же находится под влиянием российско-турецких отношений, о чем свидетельствуют события последних лет.

В конце 20ш15 г. над территорией Сирийской Арабской Республики (САР) турецкой стороной был сбит российский самолет СУ-34, после чего резко ухудшились российско-турецкие отношения. Обе стороны снизили активность контактов на разных уровнях. Произошли серьезные изменения в структуре товарооборота, в сфере туризма, и в целом во взаимоотношениях России и Турции, что не могло не отразиться на Черноморском регионе.

Ранее в 2014 г. заметно изменилось сотрудничество в регионе, что было обусловлено усилением внутриполитического кризиса на Украине. Первыми от этого пострадали военно-морские учения «Блэксифор» и «Черноморская гармония», которые не проводились с конца 2014 г. [2], когда весенняя и осенняя фазы были отложены из-за отказа от участия украинской стороны. В дальнейшем, сотрудничество по данным группам не продолжалось, что стало для Черноморского региона весьма негативным результатом, так как в регионе отсутствуют другие возможные механизмы военно-политических консультаций на высоком уровне. Таким образом, вопрос региональной безопасности потерял площадку для проведения консультаций, что может стать причиной усиления противоречий между причерноморскими странами.

Сложно отметить глобальное снижение активности внутри ОЧЭС, однако факт того, что стороны призывают не политизировать данную организацию наводит на мысль о том, что влияние безусловно есть [3]. В новых реалиях и другие государства региона корректируют свою стратегию. Принимая во внимание энергетическую направленность большого количества аналитического материала по Черноморскому и Каспийскому регионах, необходимо  понять, что в сложившейся ситуации планирует предпринять основной альтернативный региональный поставщик энергетических ресурсов через Черноморский регион – Азербайджанская Республика. Согласно европейской концепции по удовлетворению потребностей ЕС в энергетических ресурсах путем создания новой энергетической инфраструктуры – «Южный газовый коридор» (Southern Gas Corridor), в ближайшее десятилетие Азербайджан займет важное место среди поставщиков.

После наступления кризиса в российско-турецких отношения для Баку становится жизненно необходимым сохранить отношения со всеми государствами региона, так как от этого может зависеть успешность реализации намеченных планов и дальнейшая политика азербайджанского руководства.

С Россией Азербайджан связывают долгая история существования внутри одного государства, соседство в Каспийском регионе, заинтересованность в обеспечении безопасности на Южном Кавказе. Кроме того, являясь сопредседателем Минской группы ОБСЭ и не признавая Нагорный Карабах, Россия является важным партнером Баку в дальнейшем решении данного конфликта.

Турция же является также наиважнейшим партнером Азербайджанской Республики, поддерживая Баку в конфликте с Ереваном. Кроме того, народы Азербайджана и Турции объединяет общая культура, языковая и религиозная идентичность, что является немаловажным фактором для развития крепких гуманитарных связей. Главная же линия развития азербайджано-турецких отношений проходит сквозь энергетической сотрудничество, о чем свидетельствуют как уже выполненные проекты («Баку-Тбилиси-Джейхан» (2006), «Баку-Тбилизи- Эрзурум» (2007)), так и будущие – газопровод «Танап», строительство которого уже началось. По мнению проф. Дипломатической академии МИД России С.С. Жильцова, азербайджанские углеводороды «создадут европейским странам возможности для «игры» с ценами на переговорах с Россией» [1], что, в свою очередь, может отразиться на российско-азербайджанских отношениях.

Таким образом, в российско-турецком конфликте конца 2015 г. Баку стал невольным заложником ситуации, так как обе конфликтующие стороны остаются его важными партнерами по Черноморскому региону. В данных условиях одним из возможных шагов со стороны Азербайджана может быть посредничество в решении конфликта. Баку может стать площадкой для встречи российского и турецкого руководства, тем самым сможет обеспечить свою безопасность путем сотрудничества с основными странами региона.

 

Список литературы

1.     Жильцов С.С. Каспийский регион: новые энергетические потоки и новые вызовы // КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура. №3 (44), 2015. С. 64-71.

2.     Источник: «Блэксифор» практически перестал существовать в 2014 году // URL: http://ria.ru/defense_safety/20151127/1329691963.html

3.     Лавров: Москва призывает не политизировать работу ОЧЭС URL://tass.ru/politika/2594160

4.     Communication from the commission to the council and the European Parliament. Black Sea Synergy – A new regional cooperation initiative. Brussels. 11.04.2007 // URL: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/pdf/com07_160_en.pdf

5.     Communication from The Commission to the European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee and the Committee of the regions. Second Strategic Energy Review. An EU Energy Security and Solidarity Action Plan // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52008DC0781    &rid=1

6.     Summit Declaration of the Black Sea Economic Cooperation // URL: http://www.pabsec.org/pabsec/aksisnet/file/26bsecistanbuldeclaration(25june1992)_IG_r_AKFBI.pdf