Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Национальный вопрос является одной из самых сложных проблем современности. На нынешнем этапе исторического развития все более отчетливо проявляются противоречия между стремлением народов к сохранению своего этнического своеобразия, с одной стороны, и углублением тенденции к интеграции и консолидации стран и народов для решения глобальных проблем, с другой. В условиях начала XXI века никакая социальная модернизация не будет возможна без рассмотрения судеб государств и народов в контексте диалектики цивилизационного прогресса, так как в современных условиях возникает вопрос о более тесной связи принципов федерализма с вопросом национальным. Национальный вопрос следует рассматривать в сочетании с принципами федерализма. Подтверждением к сказанному служит пример Российской Федерации, населенной сотней коренных малых и больших народов. Решение национального вопроса в России сочетает в себе характер тактических и стратегических задач. Это обусловлено теми просчетами и ошибками, которые имели место в сфере национально-государственного строительства на протяжении Советского периода истории, а также после распада СССР. Российская Федерация стала наследницей более 70-летнего господства в СССР тоталитарной политической системы, породившей противоречия между конституционным декларированием федеративным по форме и унитарным по содержанию национально-государственным устройством. Положение усугубляется еще и тем, что решение национальных проблем и утверждение принципов федерализма сопровождается социально- экономическими и политическими реформами, формированием новых общественных отношений, нового правосознания и политико-правовой культуры. Реформы затронули интересы не только отдельных граждан, но и целых народов. Нынешний период для России в рамках межнационального взаимодействия можно охарактеризовать как период этнической адаптации. На формирование российской государственности, ее состояние и тенденции развития существенное влияние оказывают особенности ее национальной структуры, специфика национальных отношений. Многонациональный характер России определил цель и способы строительства в ней федеративного государства. Наиболее оптимальным способом национально- государственного строительства в сочетании единства государства при многообразии интересов субъектов федерации является утверждение подлинно федеративных отношений при соблюдении принципов демократии. Это положение провозглашено в ч.2 ст.1 Основного Закона: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...». Характерной чертой последнего времени стал поиск новых форм федерализма, возможностей сочетания государственного суверенитета федерации в целом и самостоятельностью ее субъектов. Следует признать нынешний федерализм переходным: с одной стороны, он унаследовал ряд черт последних десятилетий, и с другой имеет ряд отличительных особенностей, адекватных новому этапу в развитии России с конца 1991 года. В этой связи все большую научно-практическую актуальность приобретают проблемы,    связанные с федерализмом («псевдофедерализм», «государство в государстве», «асимметричный федерализм», равенство субъектов федерации и их роль в международной жизни) и суверенитетом («суверенное государство», «ограниченный суверенитет», «носитель суверенитета»). Суверенитет государства нельзя абсолютизировать. Реальность мирового сообщества свидетельствует, что абсолютным суверенитетом не обладает и не может обладать ни одно государство, ни один народ.

Исходя из вышеизложенного и реалий национально-государственного строительства в Российской Федерации, рассмотрим затронутую проблематику на региональном уровне - а именно на примере Северного Кавказа. Такой подход в исследовательской работе над проблемами федерализма и национально- государственного  строительства  в  целом  оправдывает  себя  фактором  национально-региональным  как «совокупности национально-культурных условий, влияющих на характер формирующейся государственности». Так, если сформулировать объект и предмет исследования как категории научного процесса и их отношение между собой как общего и частного, то получим: объектом исследования является национально-государственное строительство в Российской Федерации и связанные с ним проблемы в реализации принципов федерализма, т.е. трансформация российской государственности от «единства в единообразии к единству в многообразии»; а предметом исследования является национально-государственное строительство на Северном Кавказе. В условиях коренных преобразований в обществе и государстве политические процессы оказывают существенное влияние на право. Поэтому, рассмотрение предмета исследования с точки зрения политико-правового, а не чисто правового анализа является  наиболее целесообразной формой подхода к затронутой проблематике. Сообразно с этим, окончательная формулировка предмета исследования выглядит так: национально-государственное строительство на Северном Кавказе - политико-правовой аспект. Северокавказский регион является своеобразным «полигоном», где испытывается на прочность российский федерализм, национально-государственное строительство, национальная политика. Кроме того это самый взрывоопасный регион в постсоветском пространстве, оказывающий серьезное влияние на проблемы сохранения целостности Российской Федерации. Идеи и ценности правового государства стали одними из главных ориентиров отмежевания от тоталитарного прошлого и осуществления политико-правовых реформ. Не исключением стала и сфера национально-государственного строительства, связанного с переходом к подлинно федеративным отношениям. Вполне закономерно, что все это получило признание Конституцией РФ 1993 г., закрепившей основы развития российского общества и государства постсоветского периода. Но путь к правовому государству, к правам и свободам человека, процесс реализации принципов федерализма осложнен рядом факторов, унаследованных от прошлого, прежде всего советского периода. Северный Кавказ оказывает серьезное влияние на процесс сохранения единства Российской Федерации, военно-политическую обстановку на юге России. Основной идеей в СССР было построение коммунистического общества, главным строителем которого выступал многонациональный советский народ:

«Советский народ - это...новая историческая социальная и интернациональная I общность людей, имеющих общую родину - СССР, общую территорию ... единую по социалистическому содержанию и многообразную по национальным особенностям культуру ... федеративное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма». Образование новой исторической общности началось с социалистической революции и продолжалось в процессе строительства социализма». Возникает вопрос - какими же идеями удалось большевикам удержать в единстве сотни народов, разными путями оказавшихся в составе Российского Империи? Надо заметить, что в борьбе за власть против царского самодержавия практически все партии уделяли внимание национальному вопросу, чтобы заручиться поддержкой со стороны национальных окраин. Такой политически верный ход был продиктован многонациональным характером России. Сказанное позволяет сделать вывод, что актуальность затронутой проблемы объясняется ее политической и юридической значимостью,  связанной  с национально-государственным строительством и реализацией принципов российского федерализма на Северном Кавказе. Кроме отмеченных проблем дестабилизирующими факторами также являются: противоречия положений статей Конституции РФ и Федеративного договора; противоречия между Конституцией РФ и конституциями и уставами субъектов Федерации региона; а также между федеральными Законами и республиканскими нормативно-правовыми актами субъектов, направленными на разрешение отмеченных проблем.

 

Список литературы

1.     Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Проблемы и перспективы реализации государственной политики России в Северокавказском регионе // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 16. С. 60-65.

2.     Кравченко И.Н. Теоретико-методологические основы, эволюция и формы административного воздействия на предпринимательскую деятельность // Вестник Института Дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. № 1 (25). С. 126-129.

3.     Зиновьева А.В., Туфанов Е.В. Проблема религиозного экстримизма и толерантности в межэтнических отношениях на Северном Кавказе //Российская государственность: история и современность: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2012. С. 82-85.

4.     Кравченко И.Н. Социально-экономическая и национальная политика на Северном Кавказе // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. Т.2. № 26. С. 19.

5.     Кравченко И.Н. О необходимости совершенствования политики Российской Федерации на Северном Кавказе в начале XXI века // НаукаПарк. 2013. № 6-3 (19). С. 19-27.

6.     Фенева И., Туфанов Е.В. Казачество в период гражданской войны 1917-1920 гг. на Юге России // Социально-политические, экономические и демографические проблемы Северо-Кавказского федерального округа: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2013. С. 91-93.

7.     Матвеева Т., Туфанов Е.В. Гражданская война в России 1917-1920 гг. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2013. С. 145-147.

8.     Кравченко И.Н. Исторический опыт Федеративной политики советского государства. // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. конф. Волгоград. 2014. С. 6-9.