Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИИ И СОВЕТОВ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Трансформация революционной партии в правящую – отличительная черта успешных революций. Социальные кризисы в виде Октябрьской революции и Гражданской войны, явились испытанием для всех политических сил России. В результате победы партии большевиков, которые контролировали Советы, в России формируется новая, политическая система. Партия большевиков, перейдя от задач разрушения к задачам созидания, начинает ценить закон и порядок, и подчинение полномочной власти революционного государства. Создание основ нового государственного аппарата явилось одним из наиболее существенных элементов складывания советской государственности.

В новых условиях встала задача формирования партийных структур на всех уровнях. Если к февралю 1918 г. губкомы имелись в 39 губерниях, укомы – в 52 уездах и волкомы – в 16 волостях, то к концу 1918 г. в составе РКП(б) насчитывалось 50 губкомов, 350 укомов и 1139 волостных комитетов. До начала 1917 г. Советы рассматривались большевиками как возможная форма революционно-демократической власти. После Февральской революции, В.И Ленин провозгласил необходимость перехода к социалистической революции и установлению «диктатуры пролетариата», как государственной формы. Советы сразу заявили о себе как об органах власти. Система власти на местах в первые недели и месяцы после Октябрьского вооруженного восстания представляла собой смешение органов различного типа и происхождения. К октябрю 1917 г. в стране насчитывалось 1429 Советов, из них 706 Советов рабочих и солдатских депутатов, 235 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые также фактически осуществляли властные функции на своих территориях. Советы первоначально не представляли собой единой системы власти. В городах были Советы рабочих депутатов, в волостях и деревнях – Советы крестьянских депутатов, в национальных регионах – Советы, представлявшие коренное население - (мусульманских депутатов). Они не представляли собой социально однородную власть, выражали интересы разных революционных потоков (пролетарского, аграрного– крестьянского, национально-освободительного). Советами рабочих депутатов, как правило, руководили большевики, а большей частью крестьянских – эсеры. Между Советами не было политического и организационного единства, они нередко по-разному относились к указаниям и распоряжениям центральной власти. Большой разнобой имел место в структурах и функциях создававшихся их исполнительных аппаратов.

Вскоре начала проявляться оборотная сторона лозунга «Вся власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!». На местах он истолковывался в смысле независимости Советов от центральной власти. Это усиливало сепаратистские, местнические тенденции, начало которых восходило к дооктябрьскому времени. Местные власти не выполняли распоряжения центральных органов, по своему усмотрению распоряжались общегосударственным имуществом.    Некоторые губернии, уезды, а иногда и волости, объявляли себя «республиками», создавали свои ЦИКи и СНК. Например, в январе 1918 г. появилась Ставропольская советская республика, в феврале – Донецко-Криворожская, в марте – Донская, Таврическая, Терская, Черноморская, а в апреле – Кубанская советская республика. «Совнаркомы» были организованы в Казанской, Калужской, Курской, Московской, Орловской, Смоленской и других губерниях, даже в уездных городках и волостных центрах. К тому же это вовсе не означало, что все эти органы действительно контролировали ситуацию на своих территориях.

Важной вехой на пути создания единой государственной системы власти стало объединение в ноябре - декабре 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов с ЦИК Советов крестьянских депутатов. Роспуск 6 января 1918 г. Учредительного собрания стал заключительным аккордом большевистской политики разрыва с парламентаризмом. В январе 1918 г. произошло объединение соответствующих Всероссийских съездов Советов и к весне 1918 г. местных Советов рабочих и солдатских депутатов с крестьянскими Советами. Это обеспечило единство в политическом фундаменте Советского государства и усиление властной роли победившей партии в общих для рабочих и крестьян органах власти и управления. Объединение Советов способствовало созданию единой системы органов управления.

В начале 1918 г. в Советах были представлены все основные социалистические партии. В 222 объединенных уездных Советах 25 губерний России большевики и им сочувствующие в марте 1918 г. составляли 64 %, левые эсеры – 20 %, представители других партий и беспартийные – 16 %. Из 370 Советов, представленных на III съезде Советов, левые эсеры имели свои фракции в 131 Совете, меньшевики – в 57 Советах и правые эсеры –    в 33 Советах. Но эти обобщенные данные не отражают реальной картины по отдельным регионам. В ряде губерний левые эсеры имели от 30 % до 50 % мест в Советах и их исполкомах. Например, в апреле 1918 г. на Петроградском губернском съезде Советов левых эсеров было свыше 40 %, Псковском – около 30 %, на Симбирском в мае – около 50 %, на V Всероссийском съезде Советов – почти 31 %. В губисполкоме Твери левые эсеры составляли 35 %, Орла – 38 %, Рязани – 48 %.

После исключения во второй половине 1918 г. из Советов левых эсеров представительство мелкобуржуазных партий в исполкомах резко снизилось. Лишь в некоторых районах, где в силу местных условий еще сохранилось, какое-то влияние мелкобуржуазных партий, отдельные их представители попадали в исполкомы. В целом по стране они составляли ничтожную часть членов исполкомов: в губернских – 1,1 % в 1919 г. и 0,5 % в 1920 г.; в уездных – примерно 1,2 % и 1,5 %, в городских – 0,7 % в 1919 г. В 1919 г. численность коммунистов (вместе с сочувствующими) в губернских исполкомах достигла 92,1 %, в уездных – 80,2 и в городских – 79,2 %

Милитаризация и централизация были отличительными чертами не только партии, но и всей новой организации государства, начиная с Советов.  Главным политическим требованием большевиков в течение 1917 г. и в момент взятия власти был лозунг «Вся власть Советам». Тем самым определялся общий контур будущей политической системы. Вместе с тем практически не были продуманы и определены отношения партийных организаций РСДРП(б) и Советов на всех уровнях власти. В первые месяцы после Октября 1917 г. определенный крен наблюдался в пользу советских органов. ЦК РСДРП(б), как и положено руководству правящей партии, обсуждал и решал наиболее принципиальные вопросы политической жизни. Постепенно, в силу целого ряда обстоятельств (распад государства, разгоравшаяся Гражданская война; слабость всех уровней власти, набиравший силу процесс безраздельного господства одной политической партии.) С апреля 1918 г., начинается подчинение Советов партийным комитетам. Этот процесс шел на протяжении всего периода 1918 – 1920 гг. порождая конфликты и споры о разграничении полномочий. Итоги VIII съезда РКП(б) по этому вопросу наметили только общие контуры решения проблемы взаимоотношения РКП(б) и Советов, закрепив, по сути, главенствующую роль партии в советской политической системе.

Таким образом, правящая партия постепенно утрачивала свой демократический потенциал, особенно на средних и верхних этажах партийной организации и она становится мощным инструментом в руках партийной бюрократии. Сам этот аппарат должен был выполнять решения, принимавшиеся узким кругом политической элиты. Это был неизбежный, но закономерный итог развития большевистской партии в конкретных исторических условиях – итог, обусловленный суммой объективных и субъективных факторов. В этом заключался основной смысл кардинальной перестройки государственного аппарата. Создание основ нового государственного аппарата явилось одним из наиболее существенных элементов складывания советской государственности, в корне отличавшейся по своей классовой сущности от других, существовавших ранее, форм государства.

 

Список литературы

1.     Туфанов Е.В. Формирование и становление новой политической элиты в первые годы Советской власти // НаукаПарк. 2013. №6(16). С. 5-9.

2.     Туфанов Е.В. К вопросу о формировании региональной элиты 1917 – 1920 гг. (на материалах рязанской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №6 (2). С.101-106.

3.     Туфанов Е.В. К вопросу о единстве правящей партии – X съезд РКП (б). // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Волгоград 2014. С. 9-10.

4.     Туфанов Е.В. Номенклатура – политическая элита Советской России. // Общественные науки: вопросы и тенденции развития: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Красноярск 2014. С.9-11.

5.     Карамян    Л.А.,     Туфанов    Е.В.     Карачаево-Черкессия   в     октябре    1917    года    //         Российская государственность: история и современность. : сб. науч. cтатей / СтГАУ. Ставрополь, 2012. С.130–134.

6.     Туфанов Е.В. Левоэсеровский мятеж 1918 г. в контексте становления однопартийной системы в Советской России // НаукаПарк. 2013. №2(12). С. 5-9.

7.     Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Номенклатура – правящий класс Советской России // НаукаПарк. 2014. № 10 (30). С. 101-102.

8.     Туфанов Е.В. Кравченко И.Н., Социально-экономический кризис в начале 1920-х гг. Переход от военного коммунизма к новой экономической политике // НаукаПарк. 2014. № 8 (28). С. 9-12.

9.     Матвеева Т. Туфанов Е.В. Гражданская война в России 1917-1920 гг. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания.: сб. науч. статей / СтГАУ. Ставрополь, 2013 С. 145-147.

10. Туфанов Е.В. Взаимоотношение партии большевиков и Советов 1917 – 1920 гг. // НаукаПарк. 2013. № 3 (13). С. 22 – 27.

11. Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Советская политическая система в период 1917 – 1920 гг. // НаукаПарк. 2014. № 3 (23). С. 29 – 32.