Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ КОНЦЕПТОВ «СИНЕРГЕТИКА» И «СИНЕРГИЯ» В ДИСКУРСЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Новое научное направление под звучным названием «синергетика», появившееся во второй половине XX века, бесспорно, стало методологией современного естествознания (в первую очередь, физики, математики, химии и биологии). По определению известного физика-теоретика, профессора Штутгарского университета Германа Хакена, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов или подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой [6]. Понятие «синергетика» означает «совместное действие», сфокусированное на согласованности функционирования частей, отражающегося в поведении системы как целого. Сам Г. Хакен четверть века спустя в одном из интервью отмечал: «Я выбрал тогда слово «синергетика», потому что за многими дисциплинами в науке были закреплены греческие термины. Я искал такое слово, которое выражало бы совместную деятельность, общую энергию что-то сделать, так как системы самоорганизуются, и поэтому может казаться, что они стремятся порождать новые структуры… Уже тогда я видел, что существует поразительное сходство между совершенно различными явлениями, например, между излучением лазера и социологическими процессами или эволюцией, что это должно быть только вершиной айсберга. Правда, в то время я не подозревал, что эта область может оказать влияние на столь многие и отдаленные области исследования, как, например, психология и философия» [7, С.53]. Сегодня отчетливо можно предположить, что синергетическая парадигма суть не только новое научное направление (во многом дискуссионное диалектике), но и особое мировоззрение (нелинейное мышление), предполагающее глубочайшие связи между различными явлениями и ориентирующееся на принципиальную сложность универсума.


Нелинейное мышление, на  наш взгляд, открывает возможность  научного анализа культуры не только в образах реального мира, но и в свойствах ее жизнеспособности, сочетаемых с особенностями культурной динамики и системными принципами культуры, возможность концептуализации многомерных смыслов сферы духовного с ее очень тонкими, зыбкими и неуловимыми образами мира, а также возможность погружения в ментальные структуры человеческой культуры. Однако для философии культуры представляется весьма спорным важный философский вывод синергетики: «при определенных условиях хаос рождает порядок». Приведем, к примеру, цитату из статьи одного из основателей и руководителей Санкт-Петербургской научной школы социальной синергетики профессора В.П. Бранского:  «Синергетическая концепция хаоса существенно отличается и от интерпретаций этого понятия, которые абсолютизируют хаос (современный деконструктивизм):  если развитие есть закономерное чередование порядка и хаоса, то это значит, что хаос обладает, вообще говоря, творческой силой (способностью) рождать новый порядок. При этом существенно, что с синергетической точки зрения рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней (по отношению к данной реальности) силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации)» [2, С.118]. Здесь очевидна необходимость изменения ракурса в представлениях о самоорганизации многомерной системы, поскольку порой даже сами онтологические границы многих систем (в частности, культуры) эмпирически обнаруживаются с  трудом. «В основание  философских учений и научных теорий, - как полагает Е.В. Рыльцев, - среди прочих фундаментальных положений можно поставить либо принцип рационализма, либо принцип гармонии веры и разума. Принцип рационализма утверждает, что при помощи одного только разума, не полагаясь на веру, можно достичь достоверного знания. Но он сам себя опровергает, поскольку не может быть обоснован при помощи одного только разума, иными словами, принимается на веру. А вот принцип гармонии веры и разума сам себя не опровергает, является гораздо более прочным основанием для философии и науки» [8]. Ученый предлагает философские основы синергетики дополнить мистической составляющей, понимая под мистицизмом «веру в то, что некоторым людям истина может открываться не опосредованно – с помощью знаков, символов, логических рассуждений, а непосредственно – путем Откровений» [8].

Изменение ракурса в представлениях о синергетике как о новом взгляде человека на мир и на самого себя в этом мире при понимании культуры в качестве феномена мировоззренческого порядка, на наш взгляд, мотивирует ученого обратиться к православно-богословской категории – синергии. Т. П. Берсенева правомерно заметила: «Несмотря на то, что понятия синергии и синергетики имеют общий корень и определяются с помощью слов «совместность» и «энергия», концепт синергии в синергетике как таковой не разрабатывался» [1]. Скорее всего, здесь обнаруживается зависимость от нескольких важных факторов. Например, от тезауруса синергетики как научного направления, родившегося в недрах естественнонаучных (точка бифуркации, аттрактор, фракталь и т.д.). Смысловыми элементами культурной системы, как известно, являются символы, знаки, тропы, образы и т.д. Это огромные пласты архетипов, культурно- художественной коммуникации, духовной прагматики. Как видим, в рамках синергетики в аспекте философских, религиозных, культурологических наук    назрела необходимость введения дефиниции «синергия» в категориальный аппарат.

Понятие синергии впервые появилось в восточном христианстве, точнее, в мистико-аскетической традиции исихазма в результате споров о роли Божественной благодати и свободной воли в деле спасения и соединения человека с Богом. При научном анализе византийской философии стоит обратить внимание не только на постулаты учения о духовной жизни (например, в трудах «Уставы» и «Собеседования» Св. Кассиана [3]), но и на саму парадигму духовного мышления богословов.

Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии диакон Михаил (Легеев), представляя в своей статье классическую святоотеческую формулу синергии: «спасение человека содевается совместными усилиями Бога и человека», выражает ее краткой схемой, состоящей из трех ступеней синергийного диалога Бога и человека: 1. Всегда простирающаяся энергия Божия к человеку, «приглашение к общению». 2. Обращение человека к этой энергии Божией. 3. Ответ Бога на обращение человека. «Синергия, - пишет ученый-богослов, - есть совместный труд, энергия свободных личностей. И в каждом акте синергии осуществляется труд не просто двоих (человека и Бога - ибо эти имена есть лишь наименование природ), но труд многих личностей, «составляющих», являющих две природы - Божественную и человеческую…». Актуализируются триадологический и экклезиологический аспекты синергии: «Рассматривая триадологический аспект синергии, мы по необходимости должны будем обратиться не только к единой энергии Божией, но и к образам действия всех Лиц Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа (к образам этой единой энергии); а, рассматривая экклезиологический аспект синергии, - к образам действия каждого члена Церкви Христовой, равно как и к единым энергиям человеческой природы, являемым и осуществляемым в Церкви (где мы имеем единый ум, единое сердце, ум Христов и т.д.)» [5, С. 86-87]. Человеческое выступает лишь референцией духовного, высокого, вечного.

Современное развитие учения о синергии привело к формированию так называемой синергийной антропологии. В концепте «синергия» чувствуется усиленный ценностно-аксиологический смысл. Если современная   физика   предпочитает   использовать   понятия   «взаимодействие»,   «взаимовлияние»,

«когерентность», то гуманитарная синергетика – «соработничество», «обóжение», «синергия».

Для теоретиков культуры категория, объединяющая «территории» и богословия, и философии, и естественных наук, обладает большим эвристическим и эпистемологическим значением.

Библиография

 

1.   Берсенева Т.П. Синергия. Синергетика. Диалектика / Т.П. Берсенева // NB: Культуры и искусства.- 2013. - № 5. - С.35-46 // URL: http://e-notabene.ru/ca/article_9526.html

2.     Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории / В.П. Бранский // Общественные науки и современность. -1999. - № 6. - С.117- 127

3. Кассиан Иоанн Римлянин. Писания / Св. Кассиан. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2000. -799 с.

4.    Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики / Е.Н.Князева, С.П. Курдюмов. – СПб.: Алетейя, 2002. - 414 с.

5.    Легеев Михаил (диакон). Учение о синергии святителя Феофана Затворника: две аскетико- богословские парадигмы восстановления человеческой природы в святоотеческом богословии / диакон Михаил (Легеев) // Церковь и время (Научно-богословский и церковно-общественный журнал). – 2013. - №3 (64). – С. 84-111

6.   Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен; перевод с англ. канд. физ.-мат. наук В.И. Емельянова, под ред. д-ра физ.-мат. наук , проф. Ю.Л. Климонтовича и д-ра физ.-мат. наук С.М. Осовца. – М.: Мир, 1980.– 404 с.

7.   Хакен Г. Синергетике - 30лет: Интервью с профессором Г. Хакеном / Хакен Герман; Беседу вела Е. Н. Князева // Вопросы философии.- 2000. - № 3. - С. 53 - 61.

8.   Рыльцев Е.В. Философские основы синергетики / Е.В. Рыльцев // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Новый взгляд на человека: вызовы времени». - Нижний Тагил: НТГСПА, 2014. -     С.34-39. URL: http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka-sostavlyayuschih- jizni-obschestva/mirovozzrenie-nauka-obrazovanie/5338-phi...