Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.КОЛОДЗЕЯ

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Мариан Колодзей – известный польский художник и сценограф ХХ в. (1921-2009), который внес заметный вклад в развитие сценографии.  Его работы в этой области не просто иллюстрируют спектакли, но и представляют самостоятельную художественную ценность. Помимо сценографии к спектаклям как на польской, так и на зарубежной сцене (всего их, в том числе музыкальных, М.Колодзей подготовил более 200), М.Колодзей известен как создатель серии рисунков по концлагерной проблематике, которые также были представлены за рубежом, в частности, в Италии.

Его работы недостаточно исследованы в Польше и практически неизвестны в России.

Значительное место в творчестве этого глубоко верующего человека занимала религиозная проблематика. В его творчестве последовательно интерпретируются основные темы крестного пути: искушение, страдание (апогей которого – страсти Христовы), мученическая смерть и  оплакивание. Однако совершенно особую роль на творческом пути М.Колодзея сыграло его сотрудничество с католической церковью. Помимо многочисленных рисунков и вкраплений в сценографию спектаклей, это проявилось в создании двух алтарей, подготовленных к приезду в Гданьск папы Иоанна Павла II (1987, 1999 гг.). В этих последних работах тесно переплетаются политические и религиозные аспекты жизни и творчества М.Колодзея.

М.Колодзей не просто был человеком искусства, он еще и обладал способностью предугадывать возможности грядущих политических, социальных, культурных изменений, которые могло начаться тогда, в канун визита папы. Ему было ясно, что на Побережье приезжает человек, который является надеждой для поляков не только в чисто религиозном, но и в патриотическом отношении. Эти два аспекта польского исторического сознания тесно переплетались, и в сложных политических ситуациях обычно воспринимались в единстве.

Самое понятие алтаря нуждается в пояснении. Гданьский епископ Т.Гоцловский в своей статье, посвященной созданию алтарей, дает этому понятию развернутое пояснение. Прежде всего оно связано с литургией, поэтому в центре всего сооружения обычно размещается жертвенный стол, у которого папа должен производить ритуальное жертвоприношение, свидетельство незримого присутствия Христа.

Алтари, которые  были построены  в связи с паломничеством папы в местах его предполагаемых остановок в Польше и других странах – это вполне функциональные конструкции, при их создании преобладал прагматизм, и среди них совсем немного было таких, которые бы заслуживали названия произведений искусства. В частности,  в Кракове папу во время его проповеди должны были хорошо видеть и слышать все присутствующие, примерно 2 млн человек, это и было главным условием при создании алтарей. Но алтари М.Колодзея сразу вошли в историю как объекты в первую очередь художественной ценности.

Первый алтарь Колодзей проектировал как «Корабль церкви», и созданный им образ алтаря- парусника с рулевым – папой считается наиболее оригинальным алтарем из всех ста остановок Святого Отца во время этого визита. На носу мистического корабля возвышалась гигантская фигура апостола Петра с ключами от ада и рая в руках.

О том, что вся встреча с папой имела не только религиозный, но и социальный характер, свидетельствовали три креста, ставшие частью этого необычного сооружения. Они напоминали мачты корабля и одновременно кресты, связанные для гданчан с памятью о погибших в 1980 г. рабочих гданьской верфи.

Вторая значимая часть алтаря - кафедра, с которой папа обращается к приветствующей его пастве. Обычно в конструкции алтаря предусматривается место, находясь на котором, папа может повернуться лицом к пастве и непосредственно ей адресовать обращение. В данном случае для этой цели предназначался открытый капитанский мостик, тогда папа действительно оказывался рулевым на Корабле церкви. Однако польские власти в целях безопасности потребовали, чтобы папа был отгорожен от верующих пуленепробиваемым стеклом и говорил проповедь оттуда.

Папа, сославшись на божию защиту и милость, вышел за пределы ограждения на капитанский мостик, что приблизило его к пастве и усилило духовный эффект от его проповеди, адресованной людям труда и мгновенно ставшей  знаменитой в связи  с активизацией в Польше профсоюзного движения, в первую очередь Солидарности, в 1980-е гг. Место, в котором разместился папа еще  перед проповедью, стало центром алтаря, оттуда выступал живой Петр современности. Папа римский считается наместником именно этого апостола, и алтари дополняли историю понтификата Иоанна Павла II. А корабль держала в своих руках скульптура св. Петра.

Борьба вокруг приезда папы на Побережье началась еще до его второго визита в Польшу (1983). Противодействие этому визиту коммунистической власти в Польше было решительным, поскольку паломничества папы всегда были связаны с изменением политической ситуации в стране. До 1987 г. состоялись два таких посещения, первое вызвало патриотический подъем в связи с избранием польского кардинала Кароля Войтылы ( будущего Иоанна Павла II) на папский престол, а второе было связано с созданием Солидарности. В этой ситуации приглашение папы в Гданск, казалось нереальным даже представителям церкви. Тем не менее епископ Т.Гоцловский приложил все усилия для того, чтобы вручить папе перед его поездкой письмо-приглашение, в маршрут которого включался Гданьск.

Официальные плакаты и призывы, украшавшие Польшу перед визитом папы, население дополняло призывами к Богу, создавая своеобразную альтернативу намерениям власти снизить накал страстей от встречи папы. В этот период можно выделить три группы людей, непосредственно заинтересованных проблемой создания алтаря. В первую очередь это М.Колодзей, его непосредственный создатель. Затем исполнители – инженеры и другие специалисты и многочисленные помощники-волонтеры. Третью группу составляла коммунистическая власть, целью которой был срыв всего мероприятия. Сыграло роль в первую очередь фантастическое единство общества, символом которого становился алтарь, доминировавший над украшенным для встречи пространством.

История второго алтаря была существенно труднее. 1999 – совсем иная эпоха, сравнительно с 1987. Уже 10 лет существовала свободная Польша, но неизвестно откуда появился страх перед началом строительства. После начала работы стало ясно, что этот алтарь был совсем иного вида. Хотя центральная мысль была прежней: Святая Троица и реакция Бога на контакт с человеком, одновременно демонстрировалась реакция человека на этот контакт через посредничество святых, взятых из народного творчества. Из кашубских, кочевских и других скульптур на ипподроме в Сопоте был создан великий алтарь, совершенно иной сравнительно с 1987 г.

Алтари в исполнении МКолодзея становятся не просто местами остановок папы в период его паломничества. Они оказываются максимально привычным для автора-сценографа способом оформления пространства гигантской сцены, рассчитанной на гораздо больший масштаб, чем стандартная театральная, и предполагают лаконичность изображения, необходимую для восприятия с большого расстояния. Пространство его алтарей имеет как вертикальное, так и горизонтальное членение.

При сравнении алтарей М.Колодзей отмечал, что первый алтарь создавался с энтузиазмом, не было конфликтов, и все стремились помочь. Это отличительная особенность всего события. Значительно менее «человечной» оказалась сопотская конструкция. Это был уже период, когда проблемы людей решались при помощи компьютеров, а не молитвы, поэтому требовалось специально прилагать усилия для установлении контакта между папой и верующими. В таких условиях конфликты могли возникнуть по любому поводу. Несмотря на огромную роль народной традиции в создании алтаря, позднее не удалась и идея М.Колодзея создать в память о приезде папы парк кашубской скульптуры.

Благодаря существованию алтаря 1987 г. становятся ясными два обстоятельства. С одной стороны – творческий потенциал М.Колодзея, с другой – Церковь и ее иерархическая структура, размещенная в земной реальности, прежде всего верующие. Алтарь 1987 г. для истории Польши, Поморья, Солидарности был так же важен, как и необычный контакт с папой. Но только две встречи показывают полное представление об этих событиях М.Колодзея. Понтификат Иоанна Павла II вписан в новейшую историю Польши, и дополнением этой истории являются алтари М.Колодзея в социологическом и религиозном измерениях.



Список литературы

 

1.        Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В двух томах. Т. 2.: Вторая половина ХХ века.Изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2010. С. 124, 130, 178.

2.        Gocłowski T. Ołtarze //Marian Kołodziej: Theatrum vitae. Gdańsk: Muzeum Narodowe, 2013. S.145-156.

3.        Kozłowska A. Ołtarze Mariana Kołodzieja// „Gazeta Wyborcza-Trójmiasto”, 2005. № 77.

4.        Ronczewska-Afanasjew A. «Dziennik pokładowy» ołtarza-okrętu// Marian Kołodziej: Theatrum vitae. S.177- 190.

5.        Słojewska-Kołodziej H. Zapamiętane... niezatarte // Ibid. S. 157-176.

6.        Zieliński E. Ołtarz papieski dłutem stworzony. Gdańsk, Warszawa: Sowa, 2010. – 159 S.

7.        W tym mieście odnalazłem siebie. Interview z Marianem Kołodziejem. Rozmawiali: Brand Monika, Radwański Rafał. //City magazine. 2000. Listopad. S.9.