Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ НА РУБЕЖЕ XX- XXI ВВ.

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

«Что делает красоту интересной? Только то, что она спорная»

Тайра Бэнкс

 

Если посмотреть на историю моды, можно с удивлением заметить, что далеко не всегда человеческое тело — это такой простой и первоначальный источник вдохновения, который служит отправной точкой для создания одежды. «На протяжении многих веков контуры тела скрывались, видоизменялись и деформировались. И вот в конце двух тысячелетий, исторические события, нагроможденные одно на другое, - две мировые войны, технический прогресс и сексуальная революция - раскололи скорлупу малоподвижной одежды и сделали все во всех смыслах ближе к телу». [1]

Два последних десятилетия мода стремительно «теряла тело». Об этом свидетельствовали не только многочисленные разговоры о чрезмерной худобе моделей, но и многочисленные статьи и издания. Так, например, в одной из книг под названием «Модный Вавилон», автор с юмором предполагает, что дизайнеры мечтают о совершенно бесплотных моделях, дабы никакой излишний изгиб не «портил» одежду. Вместе с тем, такого же мнения придерживались и сами дизайнеры. Один из них Карл Лагерфельд, арт-директор дома Chanel, говорил:  «Тело должно быть совершенным. Если оно таковым не является, сядьте на диету и покупайте вещи меньшего размера». [2]

Именно под этим лозунгом жили миллионы девушек, истязающих себя диетами, чаями для похудания и прочими плодами маркетинга. Ради чего молодые и прекрасные портили свое здоровье? Ради идеалов того времени, которые были на телевидение, на обложках модных журналов и в фильмах.

Кулинарные книги раскрывали секреты «здорового питания», минимум калорий и углеводов, в аптеках в свободном доступе были таблетки для похудения, даже заходя в магазины одежды размерные ряды заканчивались 48 размером. Девушек от 50-ого и выше, объявили размером плюс. Давление оказывали даже детские  журналы и игрушки. Так, например,  популярная, в то время, кукла «Барби», которая являлась примером подражания для девочек, обладала параметрами отличной модели 90-х гг. XX в.

Недостижимые идеалы окружали со всех сторон и оказывали психологическое давление на разные возрастные категории. Если маленькие девочки хотели быть похожи на кукол, взрослые женщины сталкивались с проблемой нехватки размерного ряда в магазине и постоянной пропагандой диет. Психологическая скованность отражающаяся на внешнем виде, в предыдущие два десятилетия так же внедрялась и в мысли молодежи через суб культуры. Двигателем общего социокультурного тренда было не только СМИ и образ жизни лидеров мнений, но и завоевавшие сердца молодежи, и набирающие обороты субкультуры. Безусловно, вначале XXI в., также встречается модное молодежное течение,  такое,  как хипстеры. Но оно является антиподом субкультур 90-х и призывает вести здоровый образ жизни, учиться, развиваться, читать книги, заниматься спортом, ходить на пикники и т.д.

Начиная с 90-х гг. XX в. в мире правил культ нездорового тела. Тонкая, замкнутая и бледная Кейт Мосс стала символом новой эпохи, символизирующей героиновый шик начала 90-х. Это эпоха анарексии, вторая волна омоложения моды как это было в культовых 60-х. Несколько десятилетий назад, на смену женственному силуэту песочные часы и утонченному new look, приходят свинговые 60-е. «На рабочих местах можно было наблюдать всё большее количество представительниц слабого пола. Им был открыт доступ к противозачаточным средствам. Все эти факторы привели к подъёму феминистических настроений в обществе. Именно Лондон оказал глубокое влияние на весь западный мир в 1960-е гг. В те времена в моду вошли мини-юбки и так называемые «А-силуэты в одежде».

Так же как и тогда, в конце XX в. после десятилетия супермоделей, женственных, загорелых, спортивных, а главное здоровых, в моду входит снова «уродливая» худоба и нездоровый образ мышления. В то время среди молодежи активно развиваются разные субкультуры, пропагандирующие кукольную внешность, неестественный цвет волос, неестественную худобу, подгонку под единый, устоявшийся стереотип, так же некоторые молодежные течения призывали, что алкоголь и сигареты это модный и стильный вызов обществу.

Одна из ярких субкультур  того времени это эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный).

«Молодежная субкультура эмо покорила российскую молодежь в 2000-х гг. XXI в., хотя западные страны музыкальная «волна» захлестнула еще в 90-х. Суть эмо культуры – открытое выражение искренних эмоций, противостояние несправедливости и истинное ощущение мировоззрения. Поэтому, достаточно большое количество приверженцев, не в состоянии прочувствовать всю чистоту собственных чувств, ограничиваются лишь внешней атрибутикой. Еще одно яркое движение, это панки. Они «появились в СССР в конце 1970-х почти одновременно со своими собратьями на Западе. Ирония судьбы была в том, что советские панки узнали о западных из обличительных статей в советских газетах и сюжетов «Международнойпанорамы», но вместо того, чтобы их презирать — выбрали в качестве примера для подражания. Одновременно в СССР стали проникать пластинки западных панк-групп». Считается, что первым панком в СССР был питерский музыкант, лидер группы «Автоматические удовлетворители» Андрей Свин Панов. Выбритые виски, крашенные в различные яркие цвета ирокезы, булавки в ушах и носу, пирсинг, зауженные косые куртки, высокие кожаные ботинки с разноцветными шнурками, подвернутые узкие джинсы, рваные майки с символикой любимых групп, значки на лацканах курток, пробитые заклепками ремни, клетчатые яркие штаны, резаные шрамы от порезов на руках и лице.

Вновь тело подвергается своеобразному эстетическому насилию, а в идеологию субкультуры никак не входит любовь к  собственному телу  и забота о его благополучии.  «В такой атмосфере рождается социокультурный тренд: андрогинны, худоба, татуировки и пирсинги, бледная кожа и крашеные волосы, другими словами «героиновый шик». [3]

В начале XXI в. среди молодежи появляется еще одна негласная тенденция, такая, как анарексия.

Быть худым стало настолько модно, что девушки перестали замечать грань и вся эта тенденция пришла к одному знаменателю, что не есть - это модно. В 2006 г. в печать выходит скандальная книга с интригующим названием «Этим утром я решила перестать есть», ее автор Жюстин, юная девушка переболевшая анарексией и булимией, рассказала о своих переживаниях и на основе реальных событий показала, к чему приводит погоня за недостижимым идеалом. В этой книге ярко описано как нулевые активно теряли тело, а с ним, и свое физическое и психологическое здоровье.

Теперь же мода начала это самое тело заново обретать.

Во-первых, пересматривается отношение к наготе, что заметно по многочисленным диспутам в социальных сетях, почему одни части тела демонстрировать можно, а другие нельзя, почему обнаженная мужская грудь прощается, а женская — нет. Если мы рассмотрим период с 1980-х до начала 2000-х — тогда «презентация тела в культурном и fashion – контексте была неестественно целлулоидной». Телесериалы, музыкальные клипы и рекламные кампании демонстрировали гладкие, кукольные, без малейших изъянов и капли лишнего веса тела и идеально отполированные косметикой лица. Про 80-е эпоху супермоделей и 90-е героиновый шик.

Во-вторых, сегодня мы имеем неподдающиеся исчислению рекламные компании с «обычными людьми» всех возрастов и комплекций. Знаменитости все чаще декларируют отказ от декоративной косметики, а глянцевые журналы публикуют подбадривающие эксперименты в духе «как я прожила неделю без макияжа». Так «следствие по телу», получившему право иметь волосы, шрамы, растяжки, морщины, жировые прослойки, стало продвигаться в сторону психологической свободы и самодостаточности.

В третьих, изменилось отношение и к самому телу модели. Именитая модель Наталья Водянова рассказывает о современной  модной индустрии: «Сейчас в мире моды многое меняется. За кулисами запретили алкоголь, почти никто больше не курит. Раньше-то все пили-курили. Весело было, но нездорово. И девочки сегодня другие, многие занимаются йогой, я вижу, что кожа у них хорошая, лица светлые..». [1]

Мода на тело модели сегодня, это не только переосмысление самого тела и отношения к нему, но и целая тенденция в одежде. Недавние показы прогрессивных брендов это хорошо подтвердили. Марка концептуально-уличной одежды Hood by Air, не жалеющая энергии для подиумных провокаций, выпустила коллекцию совместно с видеопорталом для взрослых PornHub; а Раф Симонс создал альянс с фондом фотографа Роберта Мэпплторпа, разместив на одежде принты с изображениями, которые точно запрещено размещать в соцсетях.

В четвертых, в модном обществе начала XXI в. возник такой термин как усталость от моды. Чем проще и спокойнее отношение к телу в обществе, тем проще и спокойнее отношение к одежде вообще: когда нет необходимости что-то постоянно подчеркивать, утягивать и скрывать, то можно задуматься об усилении комфорта и получении эмоций от новых модных образов.

Телесный комфорт непосредственно связан с совершенствованием опыта потребления, которое происходит здесь и сейчас: потребители, переключившиеся на качественную удобную обувь, признаются, что «уже не готовы снижать планку качества или, например, возвращать в активный гардероб высокие каблуки. То же самое с одеждой: покупатели, прочувствовавшие преимущества кашемира или инновационной синтетики, будут и в дальнейшем искать одежду такую же или лучше» [1]. Одежда тоже движется навстречу потребителю и одновременно становится ближе к телу.

В пятых, важным фактором перехода от «героинового шика», анарексии, искусственности в одежде, являются СМИ и новые суб культуры. Как раз недавно ставшим модным движение «хипстеров» является антиподом эмо, панков и прочих течений 90-х и нулевых. Если в 90-х молодежь худела что бы быть похожими на кукол, делала Таировки, истязала свое тело пирсингами, курила и занималась разбоем, то с приходом хипстеров все изменилось. Плохое стало плохим, а здоровое возвели в культ.

Герой этого времени, это человек любящий природу, современное искусство, он не курит и пьет имбирный лимонад. Заниматься спортом стало модно, а быть умным сексуально. На всех каналах началась активная пропаганда здоровья: «мы ни курим и вам не советуем». А модные журналы сменили статьи о новомодных диетах и обезжиренном твороге на советы, каким видом спорта лучше заняться, и на каком рынке купить качественные продукты.

Таким образом, всеобщее помешательство на здоровье и любви к себе и своему телу, наконец-то освободило людей от гнета «идеалов». Стереотипы исчезают и позволяют людям выбирать, сделать татуировку или пирсинг, или оставить свое тело чистым. Выбирать, какой сделать свою фигуру - более спортивной или более женственной. Если раньше каждый подбирал себе стиль одежды, как говорила еще Коко Шанель «Мода уходит, а стиль остается», то сегодня человек может подбирать не только одежду, но и «стиль своего тела».

Список литературы

 

1.      Интернет ресурс.  Мода и стиль.  Женская мода и ее  история   развития //  https://lady- hit.com/krasota/moda/

2. Интернет ресурс. Мода и тело. Иконы стиля // http://www.myjulia.ru/article/

3. Интернет ресурс. Апология телесности // http://profashion.ru/