Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФЕСТИВАЛЬ АРТ-НОЯБРЬ УНИКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР КУЛЬТУРНОГО МИССИОНЕРСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь» – одно из крупнейших ежегодных событий московского музыкального сезона, представляет собой уникальный пример масштабного, мультижанрового фестиваля, основанного в середине 90-х гг. и успешно развивавшегося без государственной поддержки за счет энтузиазма его организаторов, участников и публики на протяжении 20 последних лет.

Творческая концепция Фестиваля построена на пересечении и взаимодействии основных жанров классического искусства. Со дня основания в рамках Фестиваля прошло более 400 концертов, около 50 художественных выставок, поэтические вечера, театральные постановки, мастер-классы, благотворительные аукционы, лекции, экспериментальные видео и аудио перформансы, в фестивальных брошюрах опубликовано более 40 искусствоведческих статей, написанных специально для Фестиваля, по заказу «Арт-ноября» создано около 70 музыкальных и живописных произведений. За два десятилетия фестиваль посетили более 100 тысяч слушателей и зрителей, а список участников насчитывает более 400 музыкантов, художников, театральных артистов и коллективов из 26 стран мира.

Фестиваль «Арт-ноябрь» по праву гордится выдающимся исполнительским составом своих концертных программ. Имена солистов и коллективов, которых на протяжении 20 лет собирал на московской сцене «Арт- ноябрь», украшают афиши главных залов мира: Дмитрий Хворостовский, Николай Петров, Наталия Гутман, Александр Князев, Валерий Афанасьев, Кармен Балтроп, Жорди Доменек, Ева Подлесь, Ловро Погорелич, Большой Симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Государственная Симфоническая Капелла России, Оркестр Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург Камерата), The Klezmatics, OdeonQuartet и многие другие. Постоянными участниками Фестиваля с первых лет его существования стали лучшие российские ансамбли – Государственный квартет имени Бородина, Государственный квартет имени Д.Д.  Шостаковича, Ансамбль «Академия старинной музыки» под управлением Татьяны Гринденко, Московское трио, Брамс-трио. Многие солисты выросли и состоялись вместе с Фестивалем, среди них Хибла Герзмава, Алексей Володин, Петр Лаул, Граф Муржа, Яна Иванилова, Денис Шаповалов, Юрий Фаворин, Никита Борисоглебский, Андрей Коробейников, а такие именитые артисты, как Терри Барбер, Саяка Шоджи, Кристофер Тейлор, Дориан Уилсон, Эндрю Тайсон дебютировали на российской сцене в программах «Арт-ноября». [2, 10] [4, 12][5, 14] [7] [13, 38-39] [20, 104] [35, 15] [37, 23]

Среди разнообразных программ фестиваля: «Победители международных конкурсов – к 50-летию Государственного института искусствознания» (1994), «Камерная музыка пушкинской поры» (1999), «Русское искусство» (2004) [14, 23], «Романтизм» [3] [15], «Вера и суеверие в искусстве» (2006) [16] [19] [21], «Памяти А.И. Комеча» (2007, Москва–Санкт-Петербург). [33, 7] [34, 6]

Яркой отличительной чертой «Арт-ноября» последних лет стали грандиозные тематические циклы. В 2010 году Фестиваль был посвящен выдающейся личности в истории российской культуры – основателю Императорского Русского музыкального общества и первой русской консерватории, блистательному пианисту, педагогу, композитору дирижеру Антону Григорьевичу Рубинштейну. Фестиваль открывал «Стейнвей-парад» с участием десяти лучших представителей пианистических школ России, Европы и  Америки в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, а в Зеркальном зале Института искусствознания на протяжении ноября звучала музыка Антона Рубинштейна, его современников, друзей и последователей. [12, 16] [22, 36] [24]

В 2011 году программа фестиваля включала «Бах-марафон», в рамках которого впервые за один день прозвучали все концерты И.С. Баха для солирующих инструментов с оркестром, и цикл из 15 концертов «Людвиг ван Бетховен. Все сонаты». [6] [17] [25, 3, 4] [27, 15-17] [42, 15]

В 2012 году Фестиваль «Арт-ноябрь» представил цикл из 17 концертов-лекций «Сезон Брамса. К 180- летию со дня рождения», в котором были исполнены все камерные и фортепианные сочинения Й. Брамса [23] и цикл из 4 концертов «Людвиг ван Бетховен. Все симфонии в фортепианных транскрипциях Ференца Листа», продолживший проект бетховенских монографий. [28] [29] [30]

В 2013 году резонансным событием московского музыкального сезона стал «Моцарт-марафон» – вся камерно-инструментальная музыка и все концерты для солирующих инструментов и ансамблей с оркестром В.А. Моцарта. Этот беспрецедентный проект был осуществлен в честь юбилея Государственного института искусствознания и 20-летия фестиваля «Арт-ноябрь». В нем приняли участие выдающиеся артисты, по праву составляющие гордость современного музыкального искусства России, Европы, Северной и Южной Америки, в том числе блистательная плеяда консерваторцев – выпускники, преподаватели и сегодняшние студенты Московской консерватории – победители десятков международных конкурсов, именитые и совсем юные, но уже титулованные артисты. [18, 13-15] [26, 3, 4] [39, 49-51] [40, 7-12] В рамках «Моцарт-марафона» в Большом зале консерватории прошла выставка уникальных духовых инструментов Buffet Crampon, были организованы мастер- классы участников Марафона для студентов и преподавателей Московской консерватории и других московских музыкальных вузов и училищ. В рамках «Моцарт-марафона» было проведено первое в России социологическое исследование аудитории классической музыки. Принимая во внимание особую популярность произведений Моцарта, широкий спектр концертов, инструментов и исполнителей, участвующих в «Моцарт-марафоне», а также структуру и продолжительность цикла, анализ аудитории этого уникального события представляет несомненный интерес для  музыковедов, социологов и культурологов, изучающих публику исполнительских искусств. [32]

Фестивалю «Арт-ноябрь» принадлежит честь открытия широкой публике «русского Дали» – выдающегося художника-сюрреалиста Макса Хаазе (Арт-ноябрь, 2006). [43] В программах фестиваля – первые публичные выставки художественных наследий Сергея Эйгеса (2004) [14, 24], Павла Никифорова (2007), Исайи Зейтмана (2008). [7] В 2007 году в рамках Фестиваля, посвященного памяти А.И. Комеча, зрителям впервые была представлена масштабная экспозиция «Мир русской архитектуры в фотографиях А.И. Комеча». Фестиваль проходил одновременно в Москве и Санкт-Петербурге, обширная выставочная программа в общей сложности насчитывала 9 экспозиций, в том числе первый в России публичный показ коллекции живописи и скульптурных работ знаменитого французского художника Жакомо де Пасса. [33, 7] [34, 6] В 2010–2011 годах в программах Фестиваля «Арт-ноябрь», посвященных А.Г. Рубинштейну, прошли грандиозные выставки «Антон Григорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи»: фотографии, нотные записи, личные вещи, прижизненные портреты, эскизы декораций к спектаклям, афиши – уникальные по полноте представления артефактов экспозиции из архивов Третьяковской галереи, Театрального музея им. Бахрушина, Государственного музея музыкальной культуры им. Глинки, Нью-Йорк Филармоникс и частных коллекций. [8, 37, 38] [9, 2, 3] [36, 5-10]

Задуманный и развивавшийся в русле культурного миссионерства Фестиваль ведет активную исследовательскую и просветительскую деятельность, результатом которой становились многочисленные публикации в российской и зарубежной прессе, издание традиционных ежегодных брошюр Фестиваля, создание уникальных аудио и видео записей. События фестиваля привлекли значительное количество сторонников и участников, способствовали заметному росту аудитории, активизации интереса к отечественному культурному наследию и современным творческим процессам, поддержке молодых музыкантов, сохранению традиций благотворительности и культурного просвещения.

При участии Студии звукозаписи Московской консерватории и Российского Государственного Музыкального телерадиоцентра создан уникальный аудио архив программ фестиваля, в который вошли в том числе первые исполнения сочинений Георга Пелециса и Ираиды Юсуповой (Концерт к 350-летию Г. Перселла

«Три контратенора». Арт-ноябрь, 2009), Николая Капустина, Алексея Курбатова и Альберто Кольи, созданных специально для Фестиваля «Арт-ноябрь», а также российские премьеры сочинений Лоуэла Либермана, Фредерика Ржевского, Уильяма Болкома, Карлоса Алсины (Цикл «Новое поколение искусства», Арт-ноябрь, 2011–2013), редко исполняемые произведения А.Г. Рубинштейна (Арт-ноябрь, 2010), все концерты И.С. Баха («Бах-марафон». Арт-ноябрь, 2011), 52 инструментальные сонаты Л. ван Бетховена («Бетховен. Все сонаты». Арт-ноябрь, 2011–2012), все камерные и фортепианные сочинения Й. Брамса («Сезон Брамса». Арт-ноябрь, 2012– 2013), все концерты В.А. Моцарта («Моцарт-марафон». Арт-ноябрь, 2013–2014). [7] Фонограммы переданы в фонотеку Московской консерватории для использования в образовательном процессе и в фонд Российского государственного музыкального телерадиоцентра для трансляции и размещения на сервере Европейского Вещательного Союза.

Подробные аннотации к программам концертов и выставок в буклетах фестиваля, рассказы и комментарии ведущих московских искусствоведов к исполняемым произведениям на каждом концерте, мастер-классы участников Фестиваля для учащихся и преподавателей музыкальных школ, училищ и вузов, бесплатный вход на все концерты Фестиваля на камерных площадках – непременные и принципиальные составляющие ежегодных программ Фестиваля «Арт-ноябрь» на протяжении 20 лет.

В последние годы Фестиваль «Арт-ноябрь» выступает инициатором и активным участником нескольких партнерских проектов, в том числе: «Рояль-парад» (совместно с Российской Академией Наук, Москва, 2009), «Антон Рубинштейн – путь через океан» (совместно с Архивом Нью-Йорк Филармоникс, США, 2010–2011), «Братья Третьяковы и братья Рубинштейны» (совместно с Государственной Третьяковской галереей, Москва, 2011); «Австрия глазами современных российских мастеров живописи» (совместно с Галереей Альрус, при патронате посольства России в Австрии и Австрии в России, Москва–Вена, 2012), «Пианисты-победители» (совместно с фестивалем «Охридское лето», Македония 2013).

Новый проект Фестиваля «Арт-ноябрь» связан с творческим наследием И.С. Баха. Используя в названии аббревиатуру BWV (Bach-Werke-Verzeichnis – «Каталог произведений Баха», составленный в 1950 году Вольфгангом Шмидером), фестиваль следует принципу жанровых монографий, отвечающему тематической структуре Bach-Werke-Verzeichnis.

Каталог Баха

Весной 1801 года венское и лейпцигское издательства Хофмайстера и Кюнеля начали совместный выпуск «полного собрания» сочинений Иоганна Себастьяна Баха. «Всеобщая музыкальная газета» писала тогда: «По- видимому, это феномен, характеризующий определенную степень музыкальной культуры и новейшее направление вкуса, что издатели сочли для себя благоприятным издавать произведения И.С. Баха, ведь еще тридцатью годами ранее ни у кого не достало бы стремления к подобной работе, а также сил, чтобы иметь возможность выучить эти произведения и их исполнить».

Первое «полное собрание» включало лишь основные клавирные произведения и было выпущено в 14 тетрадях в рекордно короткий срок – за два с половиной года. Фактическим руководителем и вдохновителем этого издания был Иоганн Николаус Форкель. – выдающийся музыкальный просветитель, ученый, заложивший основы современного музыкознания, органист, а позднее, и музыкальный директор Геттингенского университета, посвятивший большую часть своей жизни изучению творчества И.С. Баха.

В феврале 1802 года Форкель писал издателям: «Я считаю, что наилучший способ поднять все предприятие на более высокую ступень и убедить широкие круги публики в его ценности, состоит в том, чтобы в ближайшее время издать для этой широкой публики небольшой труд о жизни и произведениях И.С. Баха. Так как я собираю материалы для подобного труда на протяжении более чем 20 лет и вообще знаком с этим предметом так, как наверняка никто другой в Европе, я в любом случае во имя этого доброго дела хотел бы отложить мои другие уже начатые занятия и взяться за это». Так появилась первая книга о Бахе – «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха» Иоганна Николауса Форкеля – книга, с которой после полувекового забвения началось возрождение интереса к личности и творчеству величайшего немецкого композитора. [38, 549- 561]

А еще через два десятилетия «Страсти по Матфею», исполненные впервые после смерти автора Феликсом Мендельсоном в Берлине 11 марта 1829 года, стали триумфальным возвращением музыки Иоганна Себастьяна Баха в европейскую, а позднее и в мировую, музыкальную жизнь. В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник великому кантору Церкви Св. Фомы, а в 1850 году Мориц Гауптман, Отто  Ян и Роберт Шуман основали Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого – публикация полного академического собрания произведений Баха – была выполнена к 1900 году.

В 1950 году «Каталог произведений Баха» (Bach-Werke-Verzeichnis, общепринятое сокращение – BWV), составленный Вольфгангом Шмидером, ввел в музыкальный обиход систему нумерации всех известных сочинений Иоганна Себастьяна Баха – в общей сложности 1120 произведений во всех жанрах, за исключением оперы. В отличие от хронологического принципа каталогов других композиторов, каталог Шмидера – тематический. Вполне вероятно, что при его составлении Шмидер следовал многолетней практике, установившейся с 1851 года, когда Баховское общество начало работу над изданием полного академического собрания сочинений. Произведения публиковались не в хронологическом порядке, а по жанровому соответствию.

Этот принцип локальных жанровых монографий стал основой драматургии нового фестиваля Баха. Четыре крупных жанровых направления баховского наследия – органная, камерно-инструментальная, оркестровая и ораториальная музыка – были представлены в программах концертов первого фестиваля в Москве, Риге и Баку в марте 2014 года. Кульминацией BWV-2014 стало исполнение «Страстей по Иоанну» в Храме Святого Людовика Французского в Москве  29 марта  2014 года.  Программа Первого фестиваля Баха – своего рода манифест, очерчивающий общие контуры гигантского композиторского наследия, для исполнения которого и задуман новый проект Фестиваля «Арт-ноябрь». [31, 2, 3]

Главной темой Международного фестиваля BWV 2015, посвященного 330-й годовщине со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха, стала основная стихия баховского творчества – полифония. Программа была выстроена в виде трёхчастной музыкальной формы и в отличие от предыдущего сезона посвящена только светской музыке. Фестиваль открывался исполнением «Хорошо темперированного клавира» – самого известного и непревзойденного образца клавирной полифонической музыки, обращенного Бахом к «музыкальной молодёжи, жаждущей учиться». [44, 140-271] Центральная часть фестиваля – концерты камерной музыки: лютневые сюиты и фуги, арии из кантат и пассионов, трио-сонаты, сюиты для виолончели, скрипичные и флейтовые сонаты с клавиром. «Бах для одной скрипки умудрялся писать полифоническую музыку, и даже фуги. Подумайте: в фуге звучат то последовательно, то вместе несколько голосов – и все их играет один смычок! Чудо природы – эти сонаты Баха», – восторгался Рудольф Баршай. [11, 49]

«Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее – он вечный», писал Роберт Шуман. [44, 140-271] Разные эпохи «баховской вечности» предстали перед слушателями фестиваля. Органные, инструментальные и вокальные сочинения Баха в фортепианных транскрипциях композиторов и исполнителей романтической эпохи и экстравагантные джазовые версии с участием маримбы и бас-гитары наших современников – свидетельства неисчерпаемого интереса исследователей и почитателей к великому мастеру и тайнам его музыки. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» – сборник, состоящий из более чем 40 небольших пьес, заботливо вписанных в знаменитую тетрадь женой Баха Анной Магдаленой, самим Иоганном Себастьяном и их детьми, и сохранивший в истории не только разные версии собственных сочинений Баха, но имена и музыкальные темы многих его современников и предшественников. «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги» – полифонические вершины баховского творчества, хранящие традиции и правила многовекового полифонического искусства, феноменальные познания великих полифонистов – Иоганна Якоба Фробергера, Иоганна Генриха Шмельцера, Михаэля Преториуса, Генриха Шютца, блестящее воплощение достижений «знаменитого музыканта канонического стиля» Иоганна Якоба Лёва фон Эйзенаха.

Процесс изучения, исполнительского и слушательского осмысления баховского наследия бесконечен, как бесконечен сам Бах. В 2015 году Фестиваль представил новую страницу своего Каталога Баха – BWV 2015.

В финале BWV 2015 прозвучал прощальный шедевр И.С. Баха «Искусство фуги», оконченный и инструментованный Рудольфом Баршаем в 2010 году.

Выдающийся музыкант, просветитель и музыкальный первопроходец, альтист, дирижер, один из основателей Струнного квартета имени Бородина, создатель первого в Советском Союзе Камерного оркестра, автор бесчисленного количества переложений и инструментовок, среди которых его знаменитые камерные симфонии, рожденные из квартетов Бетховена, Бородина, Чайковского, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, Рудольф Баршай главным делом своей жизни считал завершение и инструментовку «Искусства фуги». Он начал эту работу по совету Марии Вениаминовны Юдиной еще в Советском Союзе в 60-х годах прошлого века.

«Консультировался с Шостаковичем, советовался с Локшиным, который мог ответить на любые вопросы по контрапункту и по гармонии. Помню, Локшин предложил одну связку из трех нот, коротенький мотив, и сказал: “Это, правда, будет немножко отдавать Моцартом, но у Баха вы все найдете, даже Шуберта”. Так и есть», рассказывал Рудольф Баршай. [11, 244-246]

Именно Шостакович настаивал на том, что цикл должен быть закончен, что необходимо дописать последнюю фугу. «Вы ведь знаете, что Бах был человек очень суровый, свирепый, строгий. Я себе хорошо представляю, как он был бы возмущен, что вы играете его произведение без окончания. И как он мог бы сказать: не умеете закончить – не играйте», – говорил Шостакович. На ранней версии баршаевской партитуры рукой Шостаковича написано: «Я познакомился с работой Р.Б. Баршая, которую он проделал, сочинив продолжение “Искусства фуги” И.С. Баха. Считаю эту работу великолепной, достойно завершающей это великое баховское произведение». Эта первая версия – и целиком, и отдельные фуги – много раз звучала в Москве в 70-х годах в исполнении Камерного оркестра под управлением Баршая. «Но правда заключалась в том, что меня не все устраивало в этой редакции. Не все получилось таким, как я слышал, когда сочинял. И я решил, что должен работать дальше», – писал Рудольф Баршай. [1, 33] [11, 247-250]

Идея «завершения» очень сильна в русской музыкальной традиции – “Хованщина” Мусоргского, завершенная Римским-Корсаковым, “Князь Игорь” Бородина, дописанный Римским-Корсаковым и Глазуновым, завершенная и оркестрованная Шостаковичем опера “Скрипка Ротшильда” Вениамина Флейшмана, погибшего на фронте,  и  множество других примеров.  Эта идея “завершения”  смыкается  с идеей “воскрешения предков” религиозного философа Николая Федорова. Идея, которую разделяли и Владимир Соловьев, и Лев Толстой. Федоров писал, что стремление к такому воскрешению есть наш долг перед предками, наша “самая высшая и, безусловно, всеобщая нравственность, нравственность естественная для разумных и чувствующих существ. От исполнения “долга воскрешения” зависит судьба рода человеческого”. [11, 11]

Работа над “Искусством фуги” растянулась на сорок с лишним лет. Будучи уже тяжело больным, поставив кровать к огромному письменному столу в своем доме в Швейцарии, Баршай дописывал окончательную версию партитуры и мечтал исполнить ее или хотя бы услышать. Баршай завершил партитуру «Искусства фуги» в октябре 2010 года. Впервые она прозвучала 21 марта 2015 года, в день рождения Иоганна Себастьяна Баха. А впереди у этой музыки – бесконечно долгая жизнь и благодарная память потомков. [40, 34-37]

 

Список литературы

1.     Баршай Р. Иоганн Себастьян Бах. Искусство фуги // Буклет BWV 2015

2.     Бабалова М. Он русский, это многое объясняет // Газета «Известия», 09.11.2008

3.     Бедерова Ю. Бегущий по волнам // Газета «Время новостей» №205, 03.11.2005

4.     Бедерова Ю. Осторожно, симфония // Газета «Время новостей» №216, 21.11.2008

5.     Бедерова Ю. Разнообразие в масштабе // Газета «Время новостей» №201, 30.10.2009

6.     Бедерова Ю. Главное – все сонаты // Газета «Московские новости», 24.10.2011

7.     Буклеты Фестиваля Арт-ноябрь // Арт-ноябрь, 1994–2014

8.     Войскунская Н. Пространство А.Г.Рубинштейна // Журнал «Третьяковская Галерея», ноябрь 2010

9.     Войскунская Н. Антон Рубинштейн. Летопись эпохи // Буклет Фестиваля Арт-ноябрь 2011

10. Войскунская Н. Вариации на тему Моцарта // Моцарт-марафон. Буклет Фестиваля Арт-ноябрь 2013

11. Дорман О. Нота // М.: Corpus АСТ, 2013

12. Зимянина Н. Фестиваль небывалых фокусов // «Новая газета» № 121, 29.10.2010

13. Коваленский Я. Возрождение клезмерской музыки // Журнал «Алеф», Апрель 2010

14. Костина О. Сергей Константинович Эйгес // Журнал «Русское искусство», 2004

15. Кривицкая Е. Страдания русского Орфея // Газета «Культура», 24.11.2005

16. Кривицкая Е. Не бойтесь числа 13 // Газета «Культура», 15.11.2006

17. Кривицкая Е. Встреча с Бетховеном // «Независимая газета», 21.12.2011

18. Кривицкая Е., Рубинштейн Н. По принципу разнообразия // Журнал «Музыкальная жизнь» №2, 2014

19. Ложкина Е. Вера, суеверия и итоги пятилетки // «Независимая газета», 03.11.2006

20. Lovro Pogorelic u Moskvi i Sankt Peterburgu // Zagreb “Nacional Magazine” №629 2007

21. Муравьев И. Дюжина дьявола // «Российская газета», 08.11.2006

22. Назарова Е. Горячая музыкальная пора// Газета «Литературная Россия», №45-46 12.11.2010

23. Ойвин В. Пир принцев рояля // Журнал Classica FM, 07.12.2012

24. Петухова С., Рубинштейн Н. Посвящение Антону Григорьевичу Рубинштейну // Альбом Фестиваля Арт- ноябрь 2010

25. Петухова С. Универсальный инструментальный жанр // Буклет Фестиваля Арт-ноябрь 2011

26. Петухова С. Импровизации гения // Моцарт-марафон. Буклет Фестиваля Арт-ноябрь 2013

27. Предлогов В. Великие музыкальные монографии // Журнал PianoForum, январь 2012

28.    Предлогов В. Брамс на фестивале Арт-ноябрь // Интернет-портал Belcanto, 11.11.2012

29. Предлогов В. Три взгляда на листовские транскрипции // Интернет-портал Belcanto, 17.11.2012

30. Предлогов В. Еще три взгляда на листовские транскрипции // Интернет-портал Belcanto, 08.04.2013

31. Рубинштейн Н. Каталог Баха // Буклет BWV 2014

32. Рубинштейн А. Публика концертов Моцарт-марафона: опыт социологического исследования. // Научные доклады Института экономики РАН, 2014

33. Садыхова Г. Усыпили Сильвестровым, убаюкали // Газета «Невское Время», 13.11.2007

34. Садыхова Г. Кровь, бегущая по телефонным жилам // Газета «Невское Время», 04.12.2007

35. Смирницкий Я. Осень музыки глазами весны // Газета «Московский комсомолец», 22.10.2009

36.    Теркель Е. Дело жизни – служение искусству: Антон Рубинштейн и Павел Третьяков // Журнал «Третьяковская Галерея», Февраль 2011

37. Толмачева К. Под сенью дружных муз // Газета «Музыкальное обозрение» №301, декабрь 2008

38. Forkel's Letters to Hoffmeister & Kühnel: A Bach Biographical Source Recovered // The Journal of Musicology, Vol. 5, No. 4 1987

39.    Церетелли А. Как играют французы // Журнал «Музыкальная жизнь» №10, 2013

40.    Церетелли А. праздник по имени марафон // Журнал «Музыкальная жизнь» №2, 2014

41. Церетелли А. Линия жизни. О мировой премьере оркестровой редакции Искусства фуги // Журнал «Музыкальная жизнь» №4, 2015

42. Шведова И. Арт-ноябрь начался с Бетховена // Газета «Московская Правда», 02.11.2011

43. Штутина Ю. Обретение Макса Хаазе // Lenta.ru Культура, 10.10.2006

44. Шульце Х.-Й. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / М.: Музыка, 1980