Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В РАМКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Патриотизм - это благороднейшее чувство и важнейшая составляющая культуры духа человека и общества, которые ставят себе сверхличные цели. 

В последние года в нашей стране уделяется огромное внимание развитию патриотизма, так была разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы», которая является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан.

Новизна Программы заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества.

Основной целью Программы является создание условий для дальнейшего развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации, обеспечение соответствия его содержания новым историческим реалиям. Базовой направленностью Программы является личность гражданина и патриота России. Данная направленность осуществляется через процесс формирования потребности граждан России в ценностях патриотизма, что выступает основополагающим условием воспроизводства у современных поколений мотивов и смыслов созидания и защиты Отечества. [1]

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.

Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своему Отечеству, которые подтверждаются повседневной жизнью граждан, их созидательным трудом на производстве, в науке, искусстве, спорте, воинской службе, обеспечивающих целостное и стабильное развитие, суверенитет нашей страны.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви  к   своей   Родине. Патриотизм   одна   из   важнейших   черт   всесторонне   развитой   личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Несомненно, огромное влияние на развитие патриотизма оказывают учителя-краеведы.

Задача краеведения - изучение природы, населения, хозяйства, истории, культуры определённого города, района, области с целью расширения наших представлений, знаний о родном крае, формирования патриотических чувств. Познание местного материала даёт человеку богатство собственных переживаний, помогает ему более глубоко понять себя, других, дать адекватную оценку происходящему. Благодаря патриотическим чувствам, эмоциям, переживаниям человек лучше осознаёт свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Положительные эмоции воодушевляют человека в его творческих поисках, в принятии смелых решений. Без патриотических устремлений не может быть исканий истины.

Все основы будущего гражданина закладываются в школе, поэтому основная задача учителя-словесника - привить любовь к живому слову, богатству и красоте, силе и выразительности русского языка, связывать эту работу с изучением родного края. Кроме этого, изучение родного края должно принести новые знания и практические умения.

Непосредственными объектами школьного лингвокраеведения могут и должны быть диалектная речь, собственные имена, функционирующие в данной местности, то есть, местная ономастика. Исключительную ценность для краеведческой работы в школе представляет топонимический материал.

Особенно большой интерес к топонимам проявляют языковеды, историки, географы. И это понятно: топонимы часто содержат важнейшие в научном отношении сведения исторического, географического и языкового характера. Правильность написания географических названий является важной частью общей грамотности обучающихся, а правильность произношения названий повышает культуру речи. Правила написания и правила произношения  также входят  в  ведение топонимики. Изучение географических названий откроет большие возможности по налаживанию широких межличностных связей географии, истории, русского языка.

Особенно тесно эта связь осуществляется при создании на основе топонимики сценариев географических вечеров. Участие учителя русского языка может оказаться плодотворным уже на начальном этапе работы - при сборе топонимического материала на местности. Необходимы контакты учителя географии с учителем- словесником при этимологизировании русских названий, так как многие из них образованы от слов русского языка, уже давно вышедших из употребления. И учитель-словесник не может не учитывать этого в своей работе.

Основная цель лингвокраеведа - привлечь внимание подростков к ономастике как науке, к изучению местных географических названий как единиц языка, тесно связанных с явлениями реального мира, которое опирается на широкие внутри- и межпредметные связи. А межпредметные связи, являясь важнейшим средством формирования лингвистической компетенции обучающихся, способствуют расширению и углублению знаний, гибкости их применения, расширяют кругозор школьников, содействуют воспитанию у них устойчивых познавательных интересов. Работа же с местным ономастическим материалом, в свою очередь, признана последовательно воспитывать у обучающихся патриотические чувства: любовь к своему родному краю, гордость за его людей труда, бережное отношение к его богатствам как материальным, так и духовным.

Методически на занятиях по лингвокраеведению должны применять такие формы работы, как вводные по темам беседы учителя, отдельные реферативного типа сообщения краеведов, совместная работа обучающихся с учебной и научно-популярной литературой, с ономастическими словарями, небольшие сводные сообщения обучающихся по отдельным группам местного материала, совместный анализ отдельных языковых фактов, заключительные беседы с учителем по темам. В практике полезными представляются специально подготовленные топонимические экскурсии. Лингвокраеведческий материал должен найти самое непосредственное применение во всех массовых формах внеклассной работы по русскому языку, в том числе в конкурсах, викторинах, лингвистических турнирах, олимпиадах, устных журналах; днях, вечерах и неделях русского языка.

Предлагая школьникам определённое задание, учитель должен учитывать изучаемые в данное время грамматические темы и подбирать такие задания, которые способствуют сознательному усвоению и закреплению знаний программного материала. Краеведческий материал можно применять при изучении морфологии, орфографии, пунктуации, в процессе развития речи обучающихся. На отдельных занятиях целесообразно давать связный текст с включением местных географических названий или их истории можно посвятить домашнее сочинение.

Итоги топонимической работы можно оформить в виде газеты, выставки, альбома. Активное использование местного языкового материала в процессе обучения - одно из важнейших методикодидактических оснований преподавания русского языка в школе, усиливающее его образовательно- объяснительную направленность и практическую результативность.

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

 

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан  Российской  Федерации на 2016 -  2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 11.01.2016, № 2 (часть I), ст. 368