Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

А УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ГРАМОТНО РАЗГОВАРИВАТЬ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Грамотность – это одна из важнейших и полезных способностей человека. Грамотно писать и читать в современном мире умеют далеко не все. Некоторые пытаются повысить свою степень владения навыками письма и чтения на родном языке, а кто-то даже над этим и не задумывается. Грамотность является фундаментом, на котором можно построить дальнейшее развитие человека и как следствие общества. Посмотрев вокруг, люди заинтересованы в чтении, все ходят с книгами, а уровень безграмотности в стране растет. Мода, новые понятия и никакого желания выделиться и пойти против системы. А умеете ли вы действительно грамотно разговаривать? И что влияет на нашу правильность письма и речи?

Если зайти в социальные сети, то можно невольно упасть в обморок от увиденного: безумные сокращения, не предусмотренные ни одним правилом русского языка, ошибка на ошибке, ненормативная лексика и прочее. Неужели человечество разучилось правильно и грамотно излагать свои мысли?

Социум массово деградирует. С одной стороны социальные сети – это, своего рода средство массовой информации, с помощью которого можно узнать множество интересных фактов, но с другой стороны – это несметное число, на вид, совершенно необразованных людей. Если человек постоянно будет читать эти умышленно неверно написанные слова и выражения типа «атлична, шта, аццкие рибята», то вскоре при написании сам начнет сомневаться в том, как правильно пишутся слова. Это равно тому, как люди, часточитающие написанные хорошим языком книги, нередко бессознательно усваивают нормы орфографии и пунктуации (пробуждают в себе то, что называется врождённой грамотностью). В современном мире грамотность речи, несомненно, актуальный вопрос гуманитарных наук. Ведь не зря в школе нас 11 лет учили правильно писать и говорить. Думаю, многие согласятся, что нынешнее общение подвергает в шок школьных преподавателей русского языка и литературы и даже значительно их обижает. Во всех университетах ведется курс культуры речи и русского языка, а что в свою очередь делают студенты? Пренебрежительно относятся к этим, безусловно, полезным парам, даже если поступали на специальность под условием «хочу поступить туда, где нет русского языка». Любые профессии, так или иначе, связаны с ним, поскольку разговаривают все и русский язык – это, прежде всего, национальный язык русского народа, язык его многовековой культуры и литературы, содержащий в себе свои нормы и правила, которых должно придерживаться современное общество.

Интернетом и социальными сетями в России пользуется около 70% жителей. Есть свод правил, позволяющий гармонично существовать в виртуальном пространстве. Чтобы выглядеть вежливо, необходимо придерживаться тех же стандартов поведения и норм культуры речи, что и при личном общении. Культура речи – это владение нормами устной и письменной форм литературного языка. А в нынешнее время тяжело встретить человека, который бы ясно, точно, последовательно, логично и богато излагал всю суть ситуации или просто грамотно разговаривал, не используя слов-паразитов и жаргонов.

Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе. Только, к большому сожалению не все знают, хотя бы примерно, что называется той самой нормой. Статистика показала, что из 17 людей, только четверо смогли сформулировать примерное представление о норме и культуре речи, но опять же они стали рассуждать и делать определенные выводы, а не сразу представлять в голове человека, который обладает данными качествами, то есть культурную интеллигентную личность.

В формировании правильной речи важен еще такой аспект как постоянная практика. По личному опыту могу сказать, что поступив на техническую специальность, я немного утеряла тот уровень своей речи, который был при непосредственном и постоянном изучении русского языка и регулярного чтения книг. Для того чтобы восстановить в памяти некоторые правила правописания и богатство словарного запаса, я прибегла к старым друзьям – конспектам, методичкам и, конечно же, литературе, а также стала впредь контролировать свой говор и свои записи.

А давайте окунемся на лет 10 назад, когда люди на расстоянии общались письмами, а не по электронной почте с автоисправлением. Это тоже своего рода постоянная практика и способ проще замечать свои ошибки. Согласитесь, что в те времена у людей была заинтересованность в своей грамотности, поскольку были другие принципы. Послушав наших бабушек и дедушек, наверняка, многие из них рассказывали про свои школьные достижения. Подавая пример своим внукам, вспоминали, как их тетради выставляли на стол почета, благодаря красивому почерку и грамотности, чего нет в современном образовании. Вообще, в принципе, люди учились на своих ошибках, а сейчас есть «чему» эти ошибки исправлять.

Вот именно сводит с ума «автокррекция» в современных гаджетах. В портативных устройствах предусмотрено все, чтобы нам «облегчить» жизнь и совершенно не задумываться о том, что и как мы пишем. Людям впоследствии спешки это даже очень удобно – не тратить время на то, чтобы исправлять ошибки или на то, чтобы лишний раз задуматься над тем, какую букву правильнее написать «а» или «о», удвоенные ли согласные в слове и вообще где ставить запятые? Это уже неважно, поскольку есть программа, которая за них все сделает, вот только жаль, что за каждую десятую ошибку на экране не высвечивается окно «тебе уже следует повторить правила русского языка» или «больше читай литературы». Может хоть таким способом люди бы иногда «просыпались» и вспоминали про старые книги, которые уже десятки лет пылятся в книжном шкафу.

Да, автокоррекция может быть полезна в случае опечатки, но не в случае исправления реальных бездумно допущенных ошибок. Поэтому людям стоит задуматься над правильностью своей речи и попытаться всячески ее улучшить и обогатить различными диалектами, фразеологизмами и усовершенствовать свою литературную речь. Во избежание очередных ошибок, не стоит привыкать к не характерному для Вас общению и в различных социальных сетях, в личном разговоре больше употреблять вышеупомянутые привилегии русского языка.

Как высказался поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». Тяжело не согласиться с данным высказыванием, так как, действительно, разговорная речь и литературная несет в себе изменения.

Изменения эти порой даже не понятны разуму. А как стать образованнее, если у каждого поколения знание языка все меньше и меньше? Это непосредственное влияние и воспитание окружающего мира и самих родителей. Ведь выйдя на улицу, можно встретить какую-нибудь мамочку с маленьким ребенком, у которой вместо нормальных слов, сплошная ненормативная лексика. Ребенок в свою очередь, изучая и познавая окружающий мир, берет из него все, считая это все нормой. Естественно все слова родителей непосредственно сказываются на формировании характера ребенка. Именно поэтому поколение станет безграмотным и малообразованным. Если не прививать детям грамотность, то не вырастут общественно полезные работники, грамотные чиновники, секретари и т.д. Согласитесь, что необходимым условием приобретения грамотности письма является абсолютная правильность списывания, что возможно при максимальном напряжении внимания. В начальных классах учителя часто дают задания, связанные с переписыванием какого-либо текста. Как известно, для детей – это ужасно скучное занятие, при котором они не стараются задуматься и стать внимательнее, чего не следует делать.

Современные школьники достаточно распущены. Правильное письмо, четкий почерк, достойное ведение тетради возможно лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости. Дети больше интересуются компьютерными технологиями и различными новинками в этой сфере.

Также обратите свое внимание на современные фильмы и мультфильмы. Уже давно пропал всяческий этикет и культура на телевидении. Практически в каждом сериале, фильме используется ненормативная лексика и аморальные сцены. От увиденного, человек точно не станет чуточку грамотнее и эрудированнее. Я считаю, что родители должны с детства приучать ребенка к книгам и правильному общению. Поскольку дети – будущее нашей страны, нашей Родины, а наша Родина – русский язык.

Как заметил Константин Георгиевич Паустовский  «Истинная  любовь к  своей стране  немыслима без любви к своему языку». Многие поэты и писатели воспевали русский язык, чего реже приходится встретить сейчас. Поскольку в разговорной речи нередко можно встретить американизмы. Например, слово «юзать», почему нельзя просто по-русски сказать «использовать»? Или же еще больше распространенное – «окей», вместо русского «хорошо» или «ладно». Многие гонятся выучить иностранные языки, совершенно не зная своего родного. Нет, это неплохо, что люди хотят знать английский, так как он довольно востребован в мире. Но не стоит забывать про родной язык, которым, по сути, носители должны обладать на все 100%. И чтобы начать обучение иностранного языка, у человека должна быть база своего родного, поэтому рождается вопрос: зачем детям в школе со второго класса начинают преподавать английский язык, если у них еще нет той самой базы родного, то есть русского?

Но тем не менее, если посмотреть на список стран по уровню грамотности, Россия на 15 месте – 99,5% уровня грамотности. А это говорит о том, что наш народ не стал еще на 100% зависим от гаджетов, интернета в общем. Можно также заметить, что те, кто читает книги, больше переходят на классику, нежели уделяют внимание современным писателям. А все по той же причине, которая удивительно точно сформулирована в вышесказанном выражении Александра Сергеевича Пушкина. Быть писателем или поэтом в наше время (если заметили) модно. Следует вывод, что каждая личность (будь она грамотна либо не имея такового) может выпустить свой сборник стихотворений или же новоиспеченный рассказ, но вопрос в другом: будет ли такая литература пользоваться популярностью? Конечно, на каждую книгу найдется свой читатель, но далеко не каждый сможет по достоинству оценить.

Вообще, книги теряют свою былую ценность. С появлением компьютеров, люди теряют один из больших потоков знаний и величайшего учителя грамотности! Благодаря книгам, личность расширяет свой утраченный словарный запас и учится грамотно излагать мысли, заинтересовывать собеседника, подавать искреннее всю информацию. Мир становится ярче с большим количеством образованных и эрудированных людей.

У человека существует пространство вариантов, он вершитель своей жизни и при желании он запросто сумеет усовершенствовать свою речь. Разве присутствуют определенные преграды? Он сам же их себе и строит. Все намного проще. Если есть желание расширить свои познания в русском языке (не зависимо от того насколько давно его учили, хоть 20 лет назад) необходимо перебороть свою лень и хотя бы больше читать.

Спустя несколько месяцев, можно заметить, будто на вашу речь поставят фильтр от слов-паразитов (как минимум) и сами удивитесь. Это уже будет немаленькая победа над своей безграмотностью и над самим собой.

Но это все не означает, что нужно раз и навсегда избавиться от социальных сетей, автоисправления и прочего вышеперечисленного. Нужно научиться себя контролировать, если есть желание говорить красноречиво и четко. Работая над своими навыками письма и речи, вы на капельку повышаете уровень грамотности своей Родины и прежде всего свою самооценку. Так, чуть-чуть, по капли от каждого человека и находится в обществе, будет значительно приятней и комфортней. Все действия человека должны идти во благо себе и окружающему миру, что можно сказать и о словах, предложениях, фразах, которые произносят люди.

В современном мире присутствует стадный инстинкт, и он очень ярко выражен. Стоит лишь впустить в свой разговор одно «плохое» слово, так буквально сразу же оно разойдется, чуть ли не по всему миру. Да, конечно, тяжело вдруг начать контролировать себя в разговорах, но необходимо не забывать о том, что можно понемногу приучать себя к культурному общению, а не идти за стадом. Таким образом, люди могут подавать друг другу пример, родители могут изначально направить ребенка на верную тропу - интеллигенции и нынешние поколения стать великим будущим нашей страны. Главное, помнить о Ваших «нераскрытых возможностях» и задуматься, что будет далее, если скажете «стоп» развитию и улучшению вашей речи и письма.

 

Список литературы

1.     http://www.manipulation.pro/blog/negramotnost_naselenija_prichiny_i_posledstvija_negramotnosti_obshhestva/2014-08-14-70

2.     Ермоленко, В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях [Текст] / В.А. Ермоленко. - М.: ИТОП РАО, 1999. -228 с.

3.     Воровщиков,     С.Г.     Учебно-познавательная    компетентность     старшеклассников:    состав,    структура, деятельностный компонент [Текст] / С.Г. Воровщиков. – М.: АПК и ППРО, 2006. -160 с.

4.     Лошкарева, H.A. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1990. – 378 с.

5.     http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22149.pdf