Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ БАСНИ XVIII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ДЖОНА ГЕЯ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Творчество поэта и драматурга Джона Гея /1685-1732/ является частью классического наследия английской литературы. Гей занимает особое место в ряду писателей, являющих собой славу и гордость восемнадцатого столетия. Новые выразительные и изобразительные возможности реализовывались в произведениях Дж. Гея благодаря определенной двойственности: одновременно серьезного и ироничного отношения к традиции и прежде всего к заформализованным классическим жанрам. Здесь же необходимо искать истоки поэтического таланта, которым отмечены в его творчестве бурлескные поэмы и эпистолы, комедии и элегии, басни и эклоги, песни и баллады – то есть все то, к чему Дж. Гей обращался будучи, по определению Э. Форсгрен, «поэтом «Низкого Жанра» (Forsgreen, 1964: 89). Именно благодаря способности соединять трудно соединимое традиционное и новаторское, национальное и инонациональное – Дж. Гей сумел поднять «низкий» жанр на высоту неподражаемого мастерства.

Наиболее ярко отмеченные качества проявились в басенном творчестве Дж. Гея. Басни, наряду с «Оперой нищего», стали апофеозом его литературной карьеры. В Англии басни признаны вершинным достижением в жанре. За полтора века с момента появления в 1727 году в первом /50 басен/ и в 1738 году во втором сборнике /17 басен/, басни Дж. Гея издавались свыше трехсот пятидесяти раз (Spacks,1965:115). До конца XIX века басни являлись хрестоматийным материалом в английской школе. Произведения были оценены во всем мире, переводились на многие европейские языки, а также на языки урду и бенгали.

Необходимо отметить, что жанр басни на сегодняшний день остается мало изученным, а ведь понимание сущности басни, по выражению Л.С. Выготского, «как самый элементарной литературной формы» дает «ключ ко всей концепции искусства» (Выготский, 1999:65).

В XVIII веке жанр представлял собой нормативную условность. Осваивая жанры в их классическом виде, Дж. Гей пришел к подготовленному всем предшествующим творчеством, одному из самых заформализованным традицией жанров, к басне.

Наряду с пасторалью басня стала одним из первых звеньев, с которого начиналось разрушение нормативной системы жанров. Жанр басни освобождался от сковывающей условности, от традиционно появлявшихся в нем «дидактизма» и «развлекательности», сформировавшихся еще в басне античной эпохи во взаимодействии с эмблематическим и карнавальным видами художественного мышления. Таким образом, контекст общекультурного мышления XVIII века также становится необходимым для исследования жанрообразующих принципов басни.

Басня XVIII века стремилась к выработке средств более глубокого и индивидуализированного изображения действительности. Такими возможностями в исследуемый период обладал в большей степени, нежели классические формы, жанр романа.

Подчиняясь императиву литературного процесса, так же как и другие традиционные жанры, басенная форма, развивая в образах персонажей «характерность», максимально приближаясь к жизни, стремилась к «романному содержанию. Отмеченные процессы характеризуют басню Гея в качестве переходной формы.

Переходная форма басни этой эпохи стала частным выражением общего явления переходности, понимаемого в плане трехступенчатой периодизации мировой истории: античность – средние века – новое время.

Среди исторических вариантов жанра литературной басни особенность английской литературной басни заключается в том, что она достигла художественного наивысшего подъема в качестве переходной формы от античного варианта басни к варианту Нового времени.

Критерием литературной эволюции для жанра басни мог бы служить изменчивый принцип создания ее образов и, конкретно, состав действующих лиц.

Басня Нового времени – это жанр, получивший импульс к изменению за счет появления в образах персонажей черт «характерности».

Появление черт «характера», несмотря на всю условность применения понятия к басенным персонажам, преобразовывает басню в XVIII веке в сложное повествование, на которое, предположительно, оказал влияние жанр романа.

Особенность английской литературной басни XVIII века заключается в том, что она развивала одновременно два внутри жанровых направления: как «дидактическое», так и «развлекательное».

Дидактический вид басни поддерживался в Англии XVIII века, в основном, критикой и понимался достаточно узко как нравоучительный, адресованный детям литературный жанр.

Эмблематизм образов и сюжетов, «дидактизм» и «развлекательность» композиции – прочно связывают басни Дж. Гея с жанровой традицией.

Первый басенный сборник Дж. Гея состоял из пятидесяти шести произведений, вместе с «Вступлением»,

по сути, также являвшегося басней, и поэтому наделенного подзаголовком «Пастух и Философ». «Басни – вступления» часто встречались в басенных сборниках конца XVIII века, где они выполняли важную функцию высказывания «поучений» не прямо, а в виде «развлекающего» рассказа и программно намечался основной дидактический смысл; по «Вступлениям» можно было судить и о тематических особенностях сборников басен.

Истинным мудрецом в баснях Гея оказывался не «книжный» философ, а тот, кто близок Природе и живет по законам; как правило, это были пастух, земледелец, «добродетельные» мифологические персонажи.

Баснописец выбирал такие образцы добродетельного идеала, которые не случайно напоминали геральдические образы. Геральдика всегда была знаковым воплощением сословного мышления. По-видимому, аналогично геральдике, законы сословного мышления проявились и в «регламентации» басенных образов в соответствии с общественным положением персонажей и их нравственной сущностью: лев и бык – монарх, лис и хамелеон – придворный, английский дог /мастиф/ и спаниель – помещик; муравей, медведь, лошадь, обезьяна – политик; дворовые собаки, осел, ячмень - простолюдины и т.п.

В гербе английской королевской семьи изображение Льва было и символом власти, и несокрушимого могущества, поэтому его изображение стало основой для герба Великобритании, воплощением идеи сильной власти, централизации, национального единства. В басне «Лев, Тигр и Странник» первого сборника Дж. Гея обращение к наследному принципу оформляется в рассказ о доблестях и долге Льва-монарха.

Как видно из проведенного анализа, особенности образности басен Дж. Гея были во многом обусловлены эмблематичной традицией художественного мышления, подчинялись законам сословного мышления, что выразилось, прежде всего, в структурной и идеологической общности с английской геральдикой.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам о том что, английская литературная басня XVII- XVIII вв. является «переходным» вариантом от античного вида литературной басни к басне Нового времени, поскольку жанрообразующие принципы басни остались, в целом, традиционным, изменения частично затронули принцип создания образов.

Наиболее консервативной по отношению к традиции оказалась структура басенных образов. Общность геральдических и басенных образов иллюстрировала связь жанра с эмблематическим и сословным мышлением эпохи.

Традиционной является также и идеологическая заданность жанра поучение в добродетели, облекаемое либо в форму «нравообличений», либо нравоучений. Как и у других просветительских баснописцев «мораль» у Гея выводится из духовных, «философских принципов», а не «житейского опыта» и составляет сущность идеологии басни – «философского дидактизма».

Английская литературная басня XVIII века, басня Дж. Гея, осталась в истории развития жанра в качестве «переходной» формы от античного варианта жанра к басне Нового времени, но именно в данном виде она достигла максимально художественной высоты.

 

Список литературы

1.     Виндт, Л. Басня как литературный жанр Л. Виндт // Поэтика. -Л., 1927

2.     Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский - М., Лабиринт, 1999 - С. 63- 69.

3.     Forsgreen, Adina. John Gay, Poet "of a Lower Order": or, Comments on His Rural Poems and Other Writings / Adina Forsgreen- Stockholm,1964 -P.89.

4.     Spacks, Patricia Meyer. John Gay/  Patricia Meyer Spacks -N.Y., 1965-P.115.