Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХРИСТИАНСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ ХАРЛАМПИЙ ЦОМАЕВ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Во второй половине ХIХ века в Осетии развивается просвещение, наука, общественно- политическая мысль, осетинская национальная интеллигенция. Школьное дело объективно продолжало играть и определенную прогрессивную роль, способствуя дальнейшему росту  национальной культуры осетинского народа. В конце 90-х гг. Г. Цаголов констатировал, что «в Осетии наблюдается особенный подъем стремления к образованию, что всякий стремится дать своим детям образование в пределах положенной ему судьбой возможности» [6, с.87].

Хорошо знавшая истинные нужды своего народа осетинская интеллигенция принимала активное участие во всех просветительских начинаниях. Одним из активистов христианских просветителей этого периода был Харлампий Цомаев. Окончив Алагирскую миссионерскую школу и Александровское осетинское духовное училище в Ардоне, Цомаев успешно сдал экзамены в Ардонскую миссионерскую духовную семинарию. Он принадлежал к первому поколению воспитанников семинарии. По свидетельству современников, «страсть к знаниям была основной особенностью его характера» [5, с.154]. Учился он самозабвенно, много читал, по всем дисциплинам имел только хорошие и отличные оценки. Почти все свободное время он проводил в богатейшей семинарской библиотеке, глубоко изучал как богословские, так и общеобразовательные предметы, языки.

В 1897 году по окончании полного курса Ардонской духовной семинарии Харлампий Цомаев был причислен к первому разряду воспитанников, так как при отличном поведении показал блестящие успехи по русскому языку, истории русской литературы, теории словесности, осетинскому языку. Вернувшись в родное село Архон, Цомаев открыл там церковноприходскую школу, и несколько лет учил и воспитывал детей своих земляков. Однако его не покидала мечта продолжить учебу и, наконец, ему удалось поступить в Казанскую академию на миссионерское отделение. Успешно проучившись один год на свои скудные средства, он вынужден был оставить академию из-за тяжелого материального положения.

В Осетии Х. Цомаев, по настоянию духовного ведомства Владикавказской епархии, стал работать священником в селении Згид, затем – Галиате. Но его привлекала учительская работа, и он добился перевода в Беслан, где открыл мужскую и женскую школы. Харлампий Цомаев старался привить детям главнейшие ценности христианства, обучал их чтению и пению в церкви, родному языку; заботился не только о правильной постановке учебного процесса, но и о материальном обеспечении учащихся. Характер учебных занятий Цомаева в церковной школе содействовал также решению воспитательных задач. На литературно-вокальных вечерах, проводимых священником, дети читали стихи, пели песни, разыгрывали различные сценки и пьесы.

Помимо духовного просвещения и умственного развития учащихся, Х. Цомаев усердно ходатайствовал об увеличении средств, выделяемых на содержание школ, на оборудование их инвентарем. Благодаря настойчивости   Цомаева условия обучения учащихся заметно улучшались. Он входил в число «законоучителей осетинских школ, которые выделялись по усердию и успешности занятий» [4, с.96].

В Осетии в 1905 году уже появился и получил широкий читательский отклик ряд газет, издаваемых на осетинском языке. Светский характер этих изданий заставил часть осетинского духовенства задуматься над вопросом о возможности выхода в свет специального церковного периодического издания на осетинском языке. Осетинскими священниками в 1907 году была предпринята попытка получить разрешение епархиального начальства на такую деятельность. Один из писавших прошение священников, Моисей Коцоев, заручившись поддержкой прибывшего в сентябре 1908 года нового епископа Владикавказского Агапита (Вишневского), с 7 января 1911 года предпринял издание церковно- проповедческих листков под названием «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»). Появление «Чырыстон цард» имело важное историческое значение как первого православного периодического издания на осетинском языке.

Но отец Моисей Коцоев так и не смог выпустить наполовину набранный четвертый номер «Чырыстон цард», так как его издание было приостановлено указом архиепископа Питирима, ставшего очередным Владикавказским архиереем. Причин для этого было много. Основная причина – журнал очень мало или же вовсе не считался с запросами, требованиями и вкусами того населения, для обслуживания интересов которого и предпринято было его издание.

Лишь в 1915 году, по инициативе Преосвященного Антонина, епископа Владикавказского и Моздокского, вышел в печать первый номер обновленного журнала под старым названием «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), «крайне необходимого в миссионерско-просветительских целях»[1, с.96]. Редактором журнала епископ назначил священника Осетинской церкви Пресвятой Богородицы Харлампия Цомаева.

Цомаев ясно представлял себе, каким будет содержание журнала, учел все недостатки предыдущего издания. В материалах не было навязчивой дидактики, прямых поучений. Миссионерской функцией и задачей издаваемого журнала было расширение читательской аудитории. С этой целью редактор направил все силы на разработку новых подходов к традиционным темам и проблемам. В «Чырыстон цард» («Христианская жизнь») появились новые рубрики (письма в редакцию, объявления), отделы: религиозно- нравственный (проповеди, жития святых, стихотворения духовного содержания), миссия в Осетии и очерки из религиозной жизни осетинского края, церковно-школьная жизнь.

Тематика разрабатывалась также с учетом интересов простых читателей, их реальных потребностей. В связи с этим в журнале чаще стали публиковать художественные произведения: очерки, рассказы, драмы, повести, стихотворения, а также переводную литературу. Это дало возможность печатать свои произведения многим осетинским писателям. В литературном отделе журнала публиковались: А. Токаев, И. Арнигон, Д.Короев, С. Тибилов, В. Бязров, Л. Хубаев, Л. Туаев, С. Лолаев.

В журнале «Чырыстон цард» («Христианская жизнь») Х.  Цомаев часто публиковал свои литературные произведения («Война», «Пророк Исайя»), статьи и очерки о состоянии просвещения, развития осетинского языка, разных проблемах общественно-политической жизни Осетии («Коста»,

«Школа-приют для девочек», «Отче наш», «Слава Богу»). Статьи, публиковавшиеся из номера в номер об осетинском языке, его орфографии и стилистике, представляются не утратившими своего значения и сегодня и являются вкладом в развитии осетинской филологии.

«Чырыстон цард» («Христианская жизнь») выходил в печать весь 1915 год, но к началу 1916 года, исчерпав   все средства, отведенные  на  его  издание, оказался   под  угрозой закрытия. Дальнейшее финансирование журнала епархия позволить себе не могла. Х. Цомаев сделал все возможное, чтобы издание выпускалось до конца года. Единственный национальный духовный печатный орган открыл много новых имен в осетинской литературе. А его значение в развитии языка сознавал и сам редактор Х. Цомаев, отметивший, что «издание журнала полезно нашей религии и нашему языку» [3, 143].

Харлампий Цомаев особенно плодотворно занимался переводческой деятельностью. Переводил на осетинский язык учебники, методические пособия, религиозную литературу, произведения классиков русской литературы и зарубежных авторов (А.П. Чехова, А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого, Джона Рида и др.). Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в переводе Цомаева переиздавался пять раз. Многие его работы актуальны и в наше время.

Итак, Харлампий Цомаев, яркий представитель христианского просвещения Осетии, проявили себя в различных сферах общественной и культурной жизни народа: в организации школьного дела, издании и распространении книг среди населения, переводе художественных произведений на родной язык. Свой долг он видел в том, чтобы «бережно сохранять и донести до будущих поколений национальное своеобразие культуры своего народа» [2, с. 54], научить понимать и уважать его.

 

Список литературы

 

1. Гатуев А. Христианство в Осетии. Владикавказ: Ир, 2007. 203с.

2.   Джусойты Н. Г. История осетинской литературы. В 2- ч. Тбилиси: Мецниереба, 1980. Кн. 1. 322 с.

3.   Дзатцеева Н.А. Время возвращает имена. Харлампий Цомаев – просветитель, деятель культуры // Вопросы осетинской литературы и фольклора. Владикавказ, 2001. 289с.

4. Игумен Андрей (Мороз). История Владикавказской епархии. Элиста, 2006. 160с.

5. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария. Владикавказ: Ир, 2000. 231с.

6.      Цаголов Г. Просвещение горцев / История развития народного образования в Осетии. Владикавказ: СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2001. 397с.