Формирование профессиональной компетентности выступает важным фактором повышения качества педагогической деятельности в вузе и подготовки конкурентоспособного бакалавра. Реализация возможна при условии своевременного обучения новых программных продуктов, их усвоение бакалаврами для практического применения. Многоуровневая подготовка бакалавров в проектах ФГОС 3+-го поколения направлена на формирование практико-ориентированной готовности выпускника к творческой, самостоятельной деятельности, умения непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в сфере достижений научно-технического прогресса. В зависимости от потребностей рынка требуются корректировки преподавателями рабочих программ лекционных и практических занятий, а также разработки специальных вариативных курсов по модулям профессиональных компетенций. Разработка новых курсов и их внедрение в учебный процесс обеспечивают повышение уровня научно-педагогического потенциала преподавателя, а для студентов – способность реализовать себя в условиях модернизации и инновационных процессов в учебно-исследовательской и образовательной деятельности в вузах [1].
В Физико-Техническом институте (ФТИ) Северо-Восточного Федерального университета (СВФУ) для программы подготовки бакалавров по направлению 11.03.01 Радиотехника есть развернутая дисциплина “Программирование на языках высокого уровня”, имеющая трудоемкость 15 зачетных единиц. Это дисциплина включает в себе три курса: “Технология программирования” – общий курс (итоговой экзамен) и два вариативных курсов (итоговые – зачеты): “Программирование на С#” и “Объектно-ориентированное программирование”. В практических и лабораторных занятиях бакалавры работают на программном обеспечении Microsoft Visual Studio NET 2013, который является мощным инструментальным пакетом для создания различных сборок, проектов на основе шаблонов объектно-ориентированных языков. Изучая высокоорганизованные языки программирования и создавая различные проекты, бакалавры учатся прикладному применению своих знаний. Причем разработки проектов в курсах проводятся по разным технологиям: консольные приложения – для изучения самих языков программирования С++ и С#, проекты на основе Microsoft Foundation Classes (MFC), для понимания основ Application Programming Interface (API-функции), проекты на основе использования форм Windows (Visual components), применение UML, для визуализации классов проекта. Платформа NET обеспечивает переносимость разработок, их независимость от конкретной операционной системы [3].
В разделе курса Технология программирования изучаются технологии разработки проектов на основе MFC и UML программирования [1,2].
После удачной сборки проекта можно посмотреть схему моделирования проекта, но это лучше сделать при разработке приложений с помощью форм Windows в разделе дисциплины “Объектно-ориентированное программирование”. Язык программирования С#, представляющий дальнейшее развитие С++ [4]. Работа в данной технологии намного понятней по наглядности и простоте. Сборка производится в форме визуального программирования компонентами, синхронно генерируется код сборки. Каждая компонента обладает свойствами и может произвести некие события, которые требуют обработку. Методы называются обработчиками событий, они меняют состояние объекта.
1. Слободчикова, А.А. Программирование и проектирование для Windows с использованием OWL и MFC //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 15349, 2010.
2. Слободчикова, А.А. Практикум по объектно-ориентированному анализу и проектированию с помощью языка UML: учеб. пособие. – Якутск: Издат. ЯГУ, 2007 – 90 с.
3. Слободчикова, А.А. Операционные системы //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 17847, 2012.
4. Слободчикова, А.А. Теория и практика программирования С# //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 20093, 2014.