Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СООТНОШЕНИЕ АКТИВНОСТИ И СТИЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
12 декабря 2015г.

Активность – это фундаментальное свойство живого, выражающееся в способности биологической системы преодолевать, игнорировать или использовать внешние воздействия для реализации своих потребностей, а также в способности прогнозирования внешних воздействий и выбора оптимальной программы поведения, то есть в способности целесообразно реагировать на факторы внешней среды.
Психомоторная активность – комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью и отражающих особенности конституции. Термин «психомоторика» употребляется в медицинской литературе для отграничения сложных и дифференцированных движений, выражающих индивидуальные свойства личности, от элементарных двигательных реакций, связанных с более простой рефлекторной деятельностью центральной нервной системы. Ряд авторов (Платонов, Озеров и др.) определяют психомоторику как основной вид объективации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.
Психомоторика представляет особый предмет исследования во многих областях медицины, прежде всего потому, что она детерминирована социально. Психомоторные процессы лежат в основе важнейшей социальной функции человека - речи. Достигающие высочайшего уровня мышление и интеллект также развиваются на основе психомоторных процессов: наглядно-действенное, сенсомоторное мышление, сенсомоторный интеллект являются начальными ступенями развития этих свойств.
Плодотворное изучение психомоторной саморегуляции возможно лишь при условии целостного понимания психической и двигательной деятельности и признания её интегрального характера.
В мировой литературе представлено большое число исследований свойств и компонентов психомоторной активности человека, взаимосвязь психомоторики и отдельных свойств психики, таких как – внимание, мышление, память. Однако, взаимосвязь психомоторной активности человека и его интеллектуальной деятельности, его когнитивной функции изучена недостаточно.
Целью нашего исследования было – изучение соотношение психомоторной активности и стиля интеллектуальной деятельности человека.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 59 волонтеров, в возрасте 20-29 лет, не предъявлявших жалоб на соматическое и психическое здоровье. Для отображения интеллектуальной деятельности индивидуума, как интегративный показатель индивидуальности, использовался когнитивный стиль конкретная/абстрактная концептуализация. Данный когнитивный стиль исследовался при помощи уникальной методики, разработанной и стандартизированной в психосоматической лаборатории НИИ ЭМ КГМУ (г. Курск). Методика дискриминации свойств понятий (МДСП) содержит 9 пар понятий, которые предъявляются для сравнения. Каждая пара понятий сопровождается перечнем всевозможных различий и сходств (по 28-30 различий и сходств). Разделяется на три взаимозаменяемые формы. Каждая часть содержит пару легко сравнимых, несколько более трудно и несравнимых понятий. Результаты применения каждой из частей высоко коррелируют (r - 0, 9 и выше).
Учитываемыми показателями в МДСП являются: 1. Число актуализируемых в качестве существенных признаков понятий: чем больше их число, тем сильнее представлен конкретный когнитивный стиль; 2. Стандартность актуализируемых признаков, определяемая с помощью отдельных «ключей». «Ключи» отражали градации убывания вероятности актуализации признаков в качестве существенных испытуемыми, входящими в группу стандартизации. Использовалась 1-я форма МДСП, включавшая 173 признака сравниваемых понятий (различий и сходств), из которых испытуемым следовало отобрать только самые существенные.
Психомоторная активность исследовали при помощи различных аппаратурных тестов, так как только они в большей степени обеспечивают наиболее адекватный подход к исследованию в данной области. В данной работе для изучения психомоторной активности были использованы следующие её компоненты:
1 .Максимальный психомоторный темп. Изучался с помощью теппинг-теста. Испытуемый получал задание в течение 40 с. в максимальном темпе стучать металлической указкой по контактной платформе. С помощью специального устройства на электромеханических счетчиках регистрировалось число ударов каждые 5 с. Учитываемыми показателями были: 1) число ударов за 40 с.; 2) колеблемость числа ударов в течение 5-ти секундных отрезков.
2 .Оптимальный психомоторный темп. Также исследовался с помощью теппинг-теста. Испытуемый получал задание стучать указкой по контактной платформе в наиболее удобном, оптимальном для себя темпе. Результаты каждые 5 с. Учитывалось: 1) общее число ударов в течение 40 с.; 2) колеблемость числа ударов в течение восьми 5-ти секундных отрезков времени; коэффициент психомоторного резерва; процентное отношение общего количества ударов по платформе в оптимальном темпе к общему числу ударов в максимальном темпе.
3 .Максимальное усиление мышц кисти. Оно измерялось с помощью прибора, предложенного В.В. Розенблатом (1953). Испытуемый по команде экспериментатора сжимает грушу с максимально возможным усилием и фиксирует это усилие в течение 1-2 секунд. Замеры повторяются три раза, высчитывается средняя величина трех замеров.
4 .Оптимальное усилие мышц кисти. Изменялась инструкция: испытуемому давались задание сжать грушу с усилием, наиболее удобным, приятным для него. Об оптимальном усилии мышц кисти судили по средней величине трех замеров.
5. Динамический тремор исследовался на приборе опытных мастерских НИИ гигиены им. Эрисмана. Прибор состоит из металлического шаблона с восьмью вырезами сложной формы, длинной указки-щупа, счетчика электрических импульсов и секундомера. Испытуемому предлагалось, опустив конец указки в вырез шаблона, обвести поочередно все вырезы. При этом надо стараться не коснуться стенок шаблона. Фиксировались общее время выполнения задания (о.в.), количество касаний (к.к.), время касаний (в.к.). Исследование проводилось троекратно, вычислялось среднее арифметическое указанных показателей и интегральный коэффициент тремора.
Полученные результаты. При сопоставлении показателей психомоторной активности с градациями числа актуализируемых признаков по МДСП использовался U-критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U test) — непараметрический статистический критерий.
Проведенное исследование позволило установить, что показатели психомоторного темпа связаны с увеличением числа актуализируемых признаков в МДСП. Данные группы на высоком уровне значимости (U = 56≤.50,.0п1р)и p различались по показателям максимального темпа теппинг-теста, который оказался выше у лиц с акцентуацией абстрактной концептуализации. Высоко достоверные различия (p<0.01) обнаружены также по показателям оптимального темпа теппинг- теста, который оказался выше у лиц с небольшим числом актуализируемых признаков, то есть выраженной абстрактной концептуализацией.
Также статистически достоверные различия были получены при исследовании динамического тремора в группах с разной степенью выраженности концептуализации. По показателям времени касания и количества касаний в методике динамический тремор у лиц с абстрактной концептуализацией на высоком уровне значимости (U =≤08.0, 1п) ри p отмечалось уменьшение, у лиц с конкретной концептуализацией повышение значений психомоторики.
Достоверные различия (U = 57.5, при≤p0.05) обнаружены также по показателям максимального и оптимального усилия в группах с абстрактной и конкретной концептуализацией. У испытуемых с абстрактной концептуализацией данные психомоторные показатели были статистически выше, нежели у испытуемых с конкретным полюсом концептуализации.
Выводы
1 .Данное исследование позволило установить, что некоторые показатели психомоторики обусловлены индивидуальными особенностями когнитивной сферы человека.
2 .Наблюдается связь преобладания способности к абстрактному мышлению с показателями точности, силы и скорости психомоторных реакций.

Список литературы

1. Дудьев В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. Барнаул, 2005.
2. Нечаева Т.Н. Проявления функциональных состояний человека в свойствах и структурах психомоторных процессов.//Сб. науч. тр./Диагностика здоровья. -Воронеж, Изд-во Воронеж, университета, 1990. С 90-98.
3. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека// Психол. журн.
1986, - Т7, №4. с 23-35.