Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОК, ПЕРЕНЕСШИХ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ И МАММОПЛАСТИКУ ПОСЛЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ НА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЕ ПО ПОВОДУ УДАЛЕНИЯ ОЧАГОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
12 декабря 2015г.

В настоящее время эндопротезирование является самой распространенной пластической операцией с целью увеличения молочных желез. Количество этих операций неуклонно растет. С увеличением женщин имеющих имплантаты в молочных железах, мы будем иметь увеличение числа пациенток с наличием имплантата и патологии молочной железы. В 90-ые годы прошлого столетия в США были проведены исследования которые показали, что риск развития рака молочной железы у женщин после протезирования силиконовыми имплантатами не увеличивается, а напротив уменьшается [10] , вероятность же заболевания раком молочной железы в течении последующей жизни у данной группы пациенток остается, как и у всех женщин [11]. Вопросы течения дисгормональных заболеваний молочных желез-мастопатий после установки имплантата остаются открытыми как в нашей стране, так и за рубежом.
Цель исследования
Проследить течение диффузной мастопатии после протезирования молочных желез у пациенток, ранее перенесших хирургические вмешательства по поводу очаговых образований в молочных железах.
Среди женщин, обращающихся к пластическому хирургу, есть особая группу пациенток – это женщины, перенесшие оперативные вмешательства на молочной железе по поводу удаления фиброаденом и очаговой мастопатии. Эти пациентки требуют особого подхода и внимания, так как у многих из них имеется фоновое заболевание молочных желез – диффузная фиброзно-кистозная мастопатия. Онколог-маммолог нужен в комплексном обследовании пациенток перед планируемой маммопластикой для выявления доброкачественных и злокачественных новообразований молочной железы и выявления сопутствующей патологии, влияющей на течение мастопатии. На сегодняшний день в литературе нет публикаций о взаимосвязи имплантата и диффузной фиброзно-кистозной мастопатии.
Материалы и методы
Проспективное обсервационное обследование проведено у 150 пациенток, ранее перенесших хирургическое вмешательство на молочной железе по поводу удаления очагового доброкачественного образования. Всем пациенткам для коррекции формы и наполнения молочных желез была выполнена аугментационная маммопластика с 2005 по 2007 гг. Всем пациенткам в дооперационном периоде было проведено обследование по алгоритму, существующему в Центре Косметологии и Пластической Хирургии: УЗИ молочных желез (наличие или отсутствие диффузной или очаговой мастопатии, толщина железистого слоя в верхне-наружнем квадранте), УЗИ щитовидной железы (наличие узлов, аутоиммунного тиреоидита, опухолей), определение гормонального статуса (уровень пролактина, тиреотропного гормона – ТТГ, СТ4, антитела к пероксидазе тироцитов (АТ-ТПО), осмотр маммолога для выявления пальпаторных признаков мастопатии и болезненности молочных желез, сбора анамнеза жизни и заболевания, осмотр гинеколога (наличие хронических гинекологических заболеваний, опухолей). Всем пациенткам при наличии мастопатии и болевого синдрома было назначено лечение: «Мастодинон» - в течение 3 месяцев, гель «Прожестожель» на молочные железы – 3-4 цикла, витамины «Аевит» - 1-2 месяца, поливитамины – постоянно, йодсодержащие препараты – на 6 месяцев (при отсутствии патологии щитовидной железы) с контрольным осмотром через 3 месяца и 6 месяцев. При выявлении патологии щитовидной железы пациентка направлялась на консультацию и лечение к эндокринологам с последующим динамическим наблюдением. При повышенном пролактине назначались пролактин снижающие препараты: «Бромокриптин» или «Парлодел» - в течение 2-х недель или «Достинекс» - по 0,5-1 таблетке в неделю от 1 до 3 месяцев с контролем пролактина через 3 месяца и через полгода. При наличии хронических гинекологических заболеваний пациентка лечилась и наблюдалась у гинеколога. Аналогичное исследование было проведено пациенткам через 3 года и через 5 лет после маммопластики. При выявлении патологии и болезненности молочной железы, пролактинемии пациенткам снова назначалась терапия с контрольными осмотрами через 6 и через 12 месяцев. Пациентки с патологией щитовидной железы наблюдались у эндокринолога. Пациентки с гинекологическими заболеваниями наблюдались и лечились у гинеколога.
Статистический анализ данных проводился с использованием программ “MicrosoftExcel 2002” (MicrosoftCorp.) и “STATISTICA 6.0” (StatSoftInc.). Для оценки нормальности распределения количественных признаков применялась визуальная оценка частотного распределения с последующей оценкой нормальности с использованием критерия асимметрии, эксцесса и Шапиро-Уилка. Для каждого показателя вычисляли среднее значение (М) и стандартное отклонение (δ). Достоверность различий средних величин при анализе изменений, происходящих на различных этапах исследования внутри групп, устанавливали с помощью дисперсионного анализа повторных изменений для параметрических признаков и критерия Фридмана для непараметрических. Различия считались статистически значимыми при уровне значимости p< 0,05.
Результаты исследования
Диффузная фиброзно-кистозная мастопатия до операции имелась у 116 (77,3%) пациенток, из них у 103 (68,7%) имелась болезненность молочных желез (22,7%), Средний возраст пациенток с мастопатией составил 37,6±6,2 года,. В течение 5 лет наблюдалась положительная динамика по уменьшению пациенток, имеющих мастопатию и болезненность молочных желез, через 3 года их количество стало 73 человека (p< 0,001), а через 5 лет уменьшилось до 33 человек (p<0,001). Значительно уменьшилась толщина железистого слоя молочной железы в течение 5 лет с 23,5±8,6 мм до 10,8±3,7 мм (p<0,001). В течение 5 лет резко сократилась болезненность молочных желез у пациенток с мастопатией со 80 (69,0%) человек до 17 (14,6%) (p<0,001). За 5 лет уменьшилось количество пациенток, имеющих ультразвуковые признаки аутоиммунного тиреоидита и узлового зоба: с 68 (58,6%) до 45 (38,8%) человек (p<0,05). Через 3 года после операции произошло значимое снижение уровня пролактина, и эта тенденция сохранилась и через 5 лет после маммопластики: исходный уровень пролактина до операции 453±199 (мЕд/л), через 5 лет – 322±94 (мЕд/л), (p<0,05). Через 5 лет произошло достоверное снижение среднего уровня ТТГ: до операции - 3,7±1,3 (мЕд/л), через 3-и года после операции - 3,4±0,7 (мЕд/л) и через 5 лет после операции - 3,2±0,8 (мЕд/л). Не отмечено снижения уровня гинекологических заболеваний в течении 5-ти лет: 37 (31,9%) пациенток до операции и 39 (33,9%) пациенток через 5 лет после операции. Считаем, что это происходит как за счет появления гинекологических заболеваний при увеличении возраста прооперированных пациенток, так и за счет тех пациенток, которые до операции признаков гинекологических заболеваний не имели.
Значительную роль в патогенезе развития дисгормональных заболеваний молочных желез играет нарушение соотношения между эстрогенами и прогестероном [2,3], к этому приводят нарушения менструального цикла женщины, хронические заболевания матки и яичников. По мнению Андреевой Е.Н. гиперпластические процессы в молочной железе отмечаются у 52% больных с пролактинемией. Под влиянием пролактина увеличивается число рецепторов эстрогенов в молочной железе, ускоряется рост эпителиальных клеток, что оказывает большое влияние на развитие доброкачественных и злокачественных заболеваний молочных желез. [4,5]. Отклонение от физиологической секреции тиреоидных гормонов, являющихся модулятором действия эстрогенов на клеточном уровне, может способствовать прогрессированию нарушений органогенеза гормонально-зависимых структур и формированию гиперпластических процессов. [7.8]. При гипофункции щитовидной железы риск развития мастопатии повышается более чем в 3 раза [9]. Таким образом, можно отметить, что основные биологические процессы протекают под воздействием различных гормональных факторов путем их непосредственного взаимодействия друг с другом через различные механизмы, и нарушение гипоталама-гипофизарно- тиреоидно-яичнековых взаимоотношений изменяет чередование циклических процессов в женском организме. Поломка их приводит к возникновению заболеваний, морфологическим субстратом которых является пролиферация эпителия выводных потоков и железистых структур молочных желез. Для прогнозирования возможности появления мастопатии у пациенток нам необходимо не только выявлять статус по молочной железе, но и знать о наличии гинекологической патологии, дисфункции щитовидной железы, нарушении пролактина.
Выводы
Установка имплантатов в молочные железы у пациенток с диффузной фиброзно-кистозной мастопатией, ранее перенесших хирургические вмешательства по поводу очаговых образований, сопровождалась уменьшением признаков и симптомов мастопатии.

Список литературы

1. Бурдина Л.М. Диагностика и лечение доброкачественных патологических изменений молочных желез /Л.М.Бурдина// Терапевтический архив. 1998.-№10.-С.37-38.
2. Габуния М.С. Репродуктивное здоровье женщин и состояние молочных желез: дис. … д-ра мед. наук: 14.01.01 / Гарбуния М.С., 2001. – 78 с.
3. Ильин А.Б., Молочная железа как орган репродуктивной системы женщины./А.Б. Ильин, С.В. Бескровный // Акушерство и женские болезни.- 2000. №2.-С51-52.
4. Калиниченко С.Ю. Шаг вперед в лечении пролактинемии: избранные лекции./С.Ю. Калиниченко.- Москва, Практическая медицина, 2010. 96 с.
5. Серов В.Н. Состояние молочных желез при эндокринных формах бесплодия, сочетающегося с гиперпролактинемией./ В.Н. Серов, О.Ю. Ермолаева, А.Т. Терешин // Маммология.- 1998. № 1.-С.3-6
6. Сметник В.П. Неоперативная гинекология / В.П. Сметник, Л.Г. Тумилович.- Москва, 2001.- 556-575с.
7. Тагиева Т.Т. Фиброзно-кистозная мастопатия / Т.Т. Тагиева// Гинекология.-2005.- Т.07, №3.-С.43
8. Тагиева Т.Т. Фиброзно-кистозная болезнь в практике гинеколога: автореф. дис. …канд. мед. наук: 14.01.01 /Тагиева Т.Т. –Москва,2009.-25с.
9. Фадеев В.В. Гипотиреоз. Руководство для врачей /В.В. Фадеев, Г.А. Мельниченко. - Москва, 2004.-75 с.
10. Berkel H. Breast aygmentation: a risk factor for breast cancer? / H. Berkel, D. Bindsell, H. Jenkins //N Engl J Med. 1992 vol
326 № 25. P.1649-53.
11. Bryant H. Brest implants and breast cancer – reanalysis of linkage study. / H. Bryant, P. Bretter // N Engl J Med. 1995 vol
332 № 25. P. 1535-9