Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСВОЕНИЕ КУРСА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
09 декабря 2015г.

В настоящее время кафедры топографической анатомии находится в сложном положении, как и любые анатомические кафедры Российской Федерации. Это связано с нерешенными на сегодняшний день правовыми и производственными аспектами деятельности подобных кафедр.
К правовым аспектам деятельности кафедр относится ,в первую очередь, неопределенность профессии работников данных кафедр - относятся ли они к категории обычных преподавателей высшей школы (как преподаватели кафедры иностранного языка) или это медицинские работники с профессиональной вредностью (трупы, формалин и т.д.) , и на них распространяются все льготы ,закрепленные за специалистами медицинской службы работающей с трупным человеческим материалом (сокращенный рабочий день, сокращенная 30-часовая рабочая неделя, начисление трудового стажа как 1 год и 6 месяцев за год работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спецжиры, страхование жизни от профессионального заболевания и т.д.).
На сегодняшний день медицинской специальности - анатом нет.
В Федеральном регистре медицинских работников, включающий всех сотрудников с высшим и средним специальным медицинским образованием, в перечне медицинских специальностей на 2014 год отсутствует профессия - анатом, и естественно нет программы постдипломной подготовки специалиста анатома.
В тоже время, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 по номенклатуре специальностей научных работников в разделе 14.03.00 (медико-биологические науки) определена научная специальность -14.03.01 (анатомия человека) , по которой подготовку проходят специалисты с биологическим или медицинским образованием.
В настоящее время допуск для работы с трупным материалом человека имеют в здравоохранении два специалиста – патологоанатом и судебно-медицинский эксперт.
Учитывая специфику преподавания системной и топографической анатомии человека, а также ведения научной работы по специальности « анатомии человека» в высших учебных заведениях России назрела необходимость оформления медицинской специальности –«анатом» и создания программы постдипломной подготовки данного специалиста с высшим медицинским образованием.
При разработке программы постдипломной подготовки специалиста-анатома в ординатуре (2 года) или аспирантуре(3-4 года) по анатомии человека , с нашей точки зрения, необходимо заложить подготовку по специальным медицинским дисциплинам - системная анатомия -1080 часов и топографическая анатомия -1080 часов, и подготовку по факультативным медицинским дисциплинам - 2088 часов. Эти факультативные медицинские дисциплины позволят ординатору или аспиранту по специальности анатомия человека получить медицинскую специальность.
Кроме того, для преподавателей , работающих на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии, такими факультативными медицинскими дисциплинами могут являться - хирургия, детская хирургия, травматология и ортопедия.
Тогда как , для преподавателей ,работающих на кафедрах системной анатомии человека ,такой факультативной дисциплиной может являться патологическая анатомия.
Рассуждения отдельных чиновников , что анатомию человека может преподавать специалист с биологическим образованием вызывает недоумение, так как ,такой специалист не имеет допуска работы с трупным человеческим материалом ,знаком только с системной анатомией , а топографическую (клиническую ) анатомию вообще не изучал .
Правовая неопределенность профессии работников кафедр топографической анатомии повлекла за собой унизительную оценку их труда и низкую заработную плату , при этом никак не учитывают клиническую роль дисциплины.
Другой очень серьезной проблемой, затрудняющей учебно - научный процесс на данных кафедрах, является трудность в приобретении трупного материала для изготовления наглядных пособий в виде макропрепаратов по системной и топографической анатомии. Длительный правовой вакуум в данной сфере привел к тому ,что полностью прекратилось пополнение макропрепаратами музеев кафедр, преподавание ведется на старом трупном материале двадцатилетней давности. Это существенно затрудняет ведение учебного процесса по анатомии и топографической анатомии с использованием кредитно-модульного принципа, так как для качественно его применения необходимо большое количество препаратов для самостоятельного препарирования (1 труп на 10 студентов).
В настоящее время, имеется статья 68 «Использование тела, органов и тканей умершего человека» Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утвержденного президентом РФ в 2011 году , но ее внедрение на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. №750 «Порядок и условия передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, порядок использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях, включая установление максимального срока их использования» наталкивается на мощное сопротивление медицинских администраторов и предстоит большая работа специалистов- профессионалов общества анатомов, гистологов и эмбриологов РФ, прежде чем она начнет работать.
С нашей точки зрения, основные проблемы анатомических кафедр высших учебных заведений Российской Федерации в современных правовых рамках Российского законодательства могут быть решены, только путем реализации предложения Н.И. Пирогова (1863 г.) - объединением всех морфологических кафедр высшего учебного учреждения в единый учебно - научный – производственный комплекс .
С целью улучшения качества подготовки студентов по топографической анатомии в УГМУ внедрена модульная система преподавания.
Годовой учебный курс по оперативной хирургии и топографической анатомии разделен на 8 дисциплинарных модулей по региональному (топографическому) принципу.
Сравнение преподавания анатомии человека в Европе и России показало, что в западном вузе анатомия изучается по модульному принципу -3 семестра, в российском вузе (по ФГОС- 2) - 5 семестров. При этом необходимо отметить, что преподавание анатомии в Европе сразу ведется по региональному (топографическому) принципу, что существенно сокращает усвоение студентами хирургического (клинического ) подхода к строению области тела человека. То есть, к 3 курсу (клинике) -иностранный студент уже освоил региональное строение тела человека , в то время как российский студент еще и не приступал к этому усвоению.
Исходя из этого ,для успешного внедрения модульного преподавания по европейским стандартам в УГМУ модульную систему преподавания топографической анатомии по региональному принципу ввели со второго курса (третий семестр) для медико-профилактического и стоматологического факультетов и четвертый и пятый семестры для лечебно- профилактического и педиатрического факультетов.
Объем практических навыков определен, исходя из умения оказывать неотложную хирургическую помощь любым врачом, и также распределен по модулям и каждый модуль включает от 15 до 30 различных манипуляций, как на трупном материале, так и на виртуальных тренажерах.
Контроль знаний и умений по разделу топографической анатомии (модулю) осуществляется по балльно - рейтинговой системе -тестовым компьютерным контролем (100 вопросов), приемом владения практическими навыками, собеседованием по лекционному материалу.
Таким образом, преподавание топографической анатомии в современных условиях характеризуется значительными трудностями ,решение которых возможно только путем объединения усилий всех морфологов.