Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
10 декабря 2015г.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, отмеченные к началу XXI века, являются одной из актуальных медико-социальных проблем на современном этапе, поэтому постоянные исследования в данной области научно обоснованы и необходимы для своевременного выявления неблагоприятных отклонений в развитии детского населения и проведения превентивных мероприятий в данной группе [1].
Физическое развитие является информативным и широко используемым показателем здоровья детей, т.к. отражает эпохальные изменения и кратковременные эффекты биологической природы человека [2, 3].
В настоящем исследовании представлена динамика биологического развития школьников по данным углубленных медицинских осмотров, проведенных с 1980 по 2012 гг. бригадой специалистов ГБОУ ВПО НижГМА Минздрава РФ. Материалы комплексных углубленных обследований школьников в возрасте 7 – 17 лет, проведенных в 1980 г. (3042 чел.), 1992 г. (4041 чел.), 2002 г. (5978 чел.) и в 2012 г. (3034 чел.) позволили определить основные тенденции биологического развития детей и подростков.
В младшем школьном возрасте наиболее информативным критерием биологического развития признаны сроки и степень прорезывания постоянных зубов [2]. Среднее число прорезавшихся постоянных зубов за период с 1980 по 2012 гг. у школьников 9-10 лет снизилось на 1,5-2,6 зуба, а 7-8 лет – на1-1,5 (Рис. 1,2).




Прорезывание зубов не только генетически детерминировано, но и зависит от различных экзогенных и эндогенных факторов, в т.ч. и состояния здоровья в целом. Причинами замедленного прорезывания зубов чаще всего являются нарушения кальциево-фосфорного обмена, снижение активности желез внутренней секреции (гипотиреоз), нарушения питания, хронические наследственные нарушения обмена минералов и заболевания костно-хрящевой ткани [4]. Таким образом, процессы второй дентиции являются индикатором состояния здоровья детской популяции и их среды обитания.
В пубертатном возрасте ведущим критерием биологического развития становится уровень полового созревания [5].
У мальчиков развитие вторичных половых признаков в 2012 г. начиналось на 1-2 года позже, чем в 1980 г. К 15 годам 2-ю стадию тембра голоса в 1980 г. определяли у 77,3% подростков, в 2012 г – у 61,9%; 2-3 стадии оволосения подмышечных впадин – у 50,0% и 39,7% соответственно.
У девочек развитие различных стадий вторичных половых признаков в 2012г. начиналось на 1-2 года раньше, чем во время первого исследования. В 1980 г. 93 % девочек к 14 годам имели 2-3 стадии развития молочной железы, 87,8% - 2-3 стадии оволосения лобка и 74,7% - 2-3 стадии оволосения подмышечных впадин. В 2012 г. представительство девочек с 2-3 стадиями развития молочной железы не изменилось, со 2-3 стадиями оволосения лобка - увеличилось до 94,8 %, с 2-3 стадиями оволосения подмышечных впадин - до 91,5%.
Ускорение полового созревания девочек подтверждается динамикой возраста менархе, который сместился в сторону более раннего появления менархе: 1980 г. – 12,5 ± 1,07 г., 1992 г. – 12,7± 1,47 г., 2002 г. – 13,01 ± 1,14 г., 2012 г. – 12,7 ± 1,61 г (Рис.3).


Отдельные критерии биологического развития определяют динамику уровня биологического развития (УБР) школьников. Анализ распределения детей и подростков по УБР показал, что большинство школьников в изучаемые временные периоды имели биологический возраст, соответствующий паспортному (Рис.4,5) .



Доля мальчиков с отстающим вариантом развития к 2002 г. увеличилась в 1,6 раз, а с 2002 по 2012 гг. снизилась в 2 раза. Доля мальчиков с опережающим вариантом развития за последние 20 лет возросла в 2,5 раза. Представительство мальчиков с соответствием биологического возраста паспортному с 1992 по 2002 г. снизилось на 11,5%, а с 2002 по 2012 гг. выросло на 6,7%.


Доля девочек с соответствием биологического возраста паспортному изменилась незначительно. Представительство девочек с опережающим вариантом биологического развития с 1980 по 2012 гг. снизилось в 1,3 раза, а с отстающим вариантом - практически не изменилось.
Изучение биологического развития за последние 30 лет показало ретардацию прорезывания постоянных зубов у детей. С 1980 года до начала XXI века отмечалась и ретардация полового созревания подростков. Это прослежено по смещению сроков прорезывания постоянных зубов и полового созревания мальчиков и девочек на более поздний возраст, а также замедлению темпов формирования вторичных половых признаков. Напротив, с 2002 г. по ряду возрастных групп наметилась тенденция «омоложения» отдельных половых признаков. У девочек ускорились темпы формирования вторичных половых признаков; увеличились доли мальчиков и девочек с опережающим вариантом биологического развития и снизились доли детей с отстающим вариантом развития. Показатели УБР характеризуют качественные изменения состояния здоровья ребенка в связи с его биологической и социальной зрелостью под воздействием генетически- обусловленных и социально-средовых факторов. Поэтому изучение этих индикаторов необходимо для организации профилактической работы и различных видов деятельности детей и подростков.

Список литературы

1. Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С., Леонов А.В., Матвеева Н.А. Оценка физического развития учащихся с использованием стандартов разного территориального уровня. В кн.: Актуальные вопросы педиатрии, перинатологии и репродуктологии: Сборник научных работ / Под редакцией д.м.н. профессора А.В. Прахова, д.м.н., профессора С.Б. Артифексова. Вып.3. – Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006 г. – с. 74-77.

2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М.: Из-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001 – 376 с.; ил.

3. Суханова Н.Н. Физическое развитие школьников к концу ХХ века: анализ и прогноз// Российский педиатрический журнал.- 1999.- № 2.- с. 36-41.
4. Федотова Т.К., Горбачева А.К., Храмцов П.И. Эпохальные изменения физического развития московских детей 3-17 лет (1960-2000 гг.) // Школа здоровья. – 2011. - №4. – С.7 – 11.
5. Физиология роста и развития детей и подростков: теоретические и клинические вопросы / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М., 2000. – 584 с.