Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2015г.

Профилактическая направленность заложена в основу Российского здравоохранения, высшим гуманным принципом которого является предотвращение заболеваний. Высокая распространенность и большая интенсивность поражения населения основными стоматологическими заболеваниями выдвигают проблему профилактики в стоматологии в число особо актуальных и значимых. Профилактическое направление в стоматологии опирается на прочную научную базу, в основу которой заложены фундаментальные разработки об этиологии и патогенезе основных стоматологических заболеваний.
На современном этапе принято подразделять профилактику на первичную, вторичную и третичную. Особое значение сейчас придается первичной профилактики – системе социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения.
Профилактика заболеваний пародонта является весьма сложной задачей и является частью стоматологической профилактики, направленной на оздоровление организма в целом. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости всего организма и тканей пародонта, в частности к действию неблагоприятных факторов и предупреждения возникновения неблагоприятной ситуации в полости рта.
Первичная профилактика, направленная на предупреждение заболеваний пародонта, предусматривает реализацию следующих программ:
1. Организацию санитарно-просветительской работы по гигиеническому воспитанию населения. При этом оправдано привлечение средств массовой информации, показ видеофильмов, выпуск сан.листов, использование возможностей комнат гигиены. При беседах с пациентами в комнатах гигиены врач-гигиенист должен напоминать о необходимости ухода за полостью рта, демонстрировать технику чистки зубов, проводить контрольную чистку с использованием индикаторных средств.
2. Реализация программы рационального питания.
Врач-стоматолог должен рекомендовать больному сбалансированное питание, которое предусматривает достаточное поступление питательных веществ, аминокислот, увеличение доли растительных нерафинированных масел, продуктов с активными метильными группами, оказывающими липотронный эффект (овощи, молочные и морские продукты), витаминов, макроэлементов.
3. В программе первичной профилактики заболеваний пародонта должны участвовать все врачи- стоматологи, особенно стоматологи-терапевты.
Задачи лечебно-профилактических мероприятий сводятся:
1) к контролю за гигиеническим состоянием полости рта пациентов;
2) проведению профессиональных гигиенических мероприятий;
3) своевременному лечению воспалительных изменений в тканях пародонта;
4) своевременному выявлению и лечению аномалий зубных рядов, рациональному ортопедическому лечению при наличии зубных рядов;
5) устранение факторов, способствующих развитию патологических изменений в пародонте (углубление предверия полости рта, тяжи, короткие уздечки), используя хирургические методы лечения.
Важнейшим компонентом в общем комплексе профилактических мероприятий является рациональная гигиена полости рта. Правильный уход за полостью рта с использованием современных средств гигиены (зубные щетки, пасты, ополаскиватели, флоссы и ирригаторы).Задача врача- стоматолога правильно выбрать эти средства для каждого пациента. Со стороны врача стоматолога профилактические мероприятия должны быть направлены и на устранение травматической окклюзии, стабилизацию микроциркулярного русла.
Уже в дошкольный период после прорезывания зубов нужно обучать детей навыкам рационального ухода за зубами и полостью рта. Особенно это важно в период сменного прикуса, когда создаются благоприятные условия для усиленного образования налета, зубного камня. Поэтому обучение детей уходу за зубами является важным и существенным в профилактике болезней пародонта, поскольку именно с образованием зубного налета связывают высокую частоту гингивитов у детей этого возраста.
С 1,5 года - 2 лет ребенка следует учить полоскать зубы водой после приема пищи, с 2 лет - 2,5 года чистить зубы зубной щеткой. Сначала ребенку следует показать, как надо держать зубную щетку, которые выполнять движения. Затем, взяв руку ребенка, помочь ему выполнить эти движения.
Обучать детей необходимо в игровой форме, доброжелательно, постепенно. Главный мотив учения - «прогоним червячков». Учить детей чистке зубов следует поэтапно. Сначала надо научить ребенка держать в руке щетку и на крупных игрушках освоить вертикальные движения. Начинают чистить зубы с верхней челюсти, затем чистят вестибулярные поверхности передних зубов движениями от десны к краю зубов чистить вестибулярную поверхность группы жевательных зубов слева, потом справа.
Следующий этап - обучение чистке окклюзионной поверхности зубов возвратно-поступательными и круговыми движениями. В последнюю очередь подметающих движениями очищают небо и язычные поверхности зубов. Форсировать обучение детей раннего возраста не следует, так как при этом будет упущено качество.
После закрепления у ребенка навыков ежедневной чистки зубов (после завтрака и перед сном) и освоения им методики чистки (направление движений, последовательность очистки отдельных поверхностей и групп зубов и т.д.) можно решить использовать зубные пасты или порошок. Помочь в выборе этих средств должен врач.
Необходимо помнить, что при неумелом пользователи зубной порошок может попасть в дыхательные пути, поэтому детям младшего возраста следует рекомендовать зубные пасты.
До трех лет ребенку необходимо привить желание и выработать умение ежедневно чистить зубы: утром перед завтраком, вечером после ужина перед отходом ко сну. Желательно приучить ребенка к чистке зубов и полоскания полости рта после каждого приема пищи.
Кроме того, у ребенка должна быть закреплена последовательность манипуляций: мою руки с мылом, полощу рот водой, промываю зубную щетку, выдавливаю на щетку зубную пасту, чищу зубы со всех сторон (по 10 движений на каждом участке), полощу рот, мою щетку, намыливаю и ставлю ее щетиной вверх в стаканчик.
Чистить зубы ребенок старше 4-5 лет должен не менее 2-3 мин, проводя при этом 200-250 движений. При склонности к образованию налета по содержанию зубов на необходимом гигиеническом уровне должны следить родители. Они удаляют налет ватными тампонами, турундами, увлажненным содовым раствором, протирают зубы после приема пищи. Степень очистки зубов необходимо контролировать. При очередных осмотрах ребенка стоматолог определяет индекс гигиены полости рта (по Федорову - Володкиной и др.). И рекомендует родителям проводить подобное определение (окрашивание зубов йодистым раствором) 1 - 2 раза в месяц.
Особое внимание следует уделять детям с 7-9 лет в период сменного прикуса, когда условия гигиены полости рта несколько ухудшаются. При наличии зубочелюстных аномалий, кариеса, воспалительных заболеваний пародонта необходимо индивидуальное обучение гигиене полости рта с учетом особенностей ситуации, способствующей избыточному образованию зубного налета.
Стоматолог должен показать ребенку окрашенный налет и научить его очищать труднодоступные участки зубов. Детей, находящихся на ортодонтическом лечении, обучают правилам ухода за ортодонтическими аппаратами: промывать их после еды струей воды из-под крана; 1-2 раза в день очищать с помощью зубной щетки пастой или порошком. При ношении несъемных ортодонтических аппаратов целесообразно назначить зубные эликсиры, дезодорирующие и антимикробного действия. В период ортодонтического лечения рекомендуют чередовать зубные пасты с противокариозными и противовоспалительными свойствами.
Состояние гигиены полости рта у населения тесно связано с гигиеническим воспитанием, в первую очередь обучением детей. Врач-стоматолог, выполняя задания по гигиеническому воспитанию, должен помнить о следующих основных положениях.
1. Эффективной гигиена полости рта может быть только в случае регулярной чистки зубов, правильного выбора щетки, достаточного количества движений и положения щетки, затрат времени на очистку поверхности зуба.
2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит в обязанность медицинского персонала.
3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должны периодически контролировать медицинский персонал.

Список литературы

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н. Терапевтическая стоматология. Учебник / – М.: Медицина, 2001.
2. Орехова Л.Ю., Кучумова Е.Д., Стюф Я.В., Киселев А.В. Основы профессиональной гигиены полости рта. Учебное пособие – СПб.: 2004.