Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ВРАЧЕЙ НА МОДЕЛИ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2015г.

Согласно данным современных исследований, независимо от запланированного роста расходов на здравоохранение, по оценке экспертов, не стоит ожидать существенного прорыва в применении новых технологий и сокращении разрыва между методами лечения в России и в развитых странах. Одним из факторов стагнации медицинских инноваций является низкий уровень квалификации врачей. При этом к квалификационным критериям относятся не только узко профессиональные компетенции, но и личностные социально-психологические характеристики рассматриваемой профессиональной группы, определяющие в целом мотивацию врачей к внедрению инноваций в медицинскую практику.
В этом контексте представляют практический интерес исследования деструктивных изменений личности врача, эксплицированных рядом исследователей как профессиональные деформации. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими

изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.
К основным социально-психологическим детерминантам профессиональных деструкций личности современные исследователи относят стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнации профессионального развития, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера.
По представлению Э.Ф. Зеера каждая профессия имеет свой ансамбль деформаций [6]. Так, многочисленные исследования профессионального становления педагогов позволили выявить следующие деформации: авторитарность, педагогический догматизм, индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер [3,4,5].
Большинство исследователей рассматривают феномен профессиональных деформаций как негативное явление, снижающее адаптационные возможности индивида. В то же время, ряд исследователей считает, что в широком понимании развитие деформаций установок, динамических стереотипов, как и стратегий мышления, когнитивных схем, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала – явления естественные, острота проявлений которых зависит от глубины профессиональной специализации и степени специфичности трудовых задач.
Е.И. Рогов предлагает выделять несколько видов профессиональных деформаций:
• общепрофессиональные – обусловленные инвариантными особенностями профессиональных задач, форм общения, установок. В ряде других исследований их именуют «профессиональными акцентуациями личности» (Е.А. Климов, 1995). К.Маркс в «Капитале» называл подобные грубые нарушения личности
«профессиональной идиотией»;
• типологические – образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (в среде педагогов Е.И.Рогов выделяет по этому признаку педагогов- организаторов и педагогов-предметников);
• индивидуальные – обусловленные в первую очередь личностной направленностью, профессия только создает благоприятные условия развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации (например, среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей) [7].
Проведенное комплексное исследование врачей на модельной группе терапевтов с использованием количественных (анкетирование, опрос, контент-анализ) и качественных (включенное наблюдение, кейс стади) социологических методов, а также методик психологического тестирования и социальной диагностики позволило нам эксплицировать ряд профессиональных деформаций для рассматриваемого профессионального поля[2]:
1. Отмеченное среди терапевтов преобладание в дихотомии «коммуникативные-организаторские качества» организаторских качеств, на фоне невысокого уровня коммуникативных качеств, можно интерпретировать как доминантность, выражающуюся в частичном удовлетворении потребности в аффилиации, самоутверждении за счет других. Специфичность врачебной деятельности, требующая от профессионала специальных знаний и умений, может рассматриваться в качестве объективного условия для развития этой деформации. Профессионализму по своей сути присуща иерархия компетенций (Т. Парсонс) в отношениях эксперт-клиент, определяющая превосходство профессионала (эксперта) над реципиентом профессиональных услуг.
2. Выявленный низкий уровень коммуникативного контроля среди врачей модельной групы позволяет эксплицировать авторитарность, проявляемую в нетерпимости к критике, снижении рефлексии, излишней прямолинейности, проявлении высокомерия. На наш взгляд, предпосылками для развития авторитарности является также патерналистская модель взаимодействия врача и пациента. Превосходство врача особенно характерно для деятельности хирурга, когда не только здоровье, но и жизнь пациента может реально зависеть от квалификации врача.
Рассмотренные деформации во многом обусловлены выявленными эмоциональными проблемами в общении, такими как негибкость, неадекватное проявление эмоций, неумение управлять эмоциями (Табл.1).

Таблица 1
Распределение врачей согласно результатам диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов по В.В.Бойко

 

Модельная группа врачей

                 Число лиц в процентахс разным уровнем «помех»

Отсутствие помех 0 уровень

 Незначительные помехи

Помехи осложняющие

Помехи мешающие

 

 

1 уровень

общение 2 уровень

общению 3 уровень

Терапевты

23,1

23,1*

46,1**

7,7***

Эксплицированные профессиональные деформации с одной стороны, безусловно, обуславливают неэффективность в ряде случае социального взаимодействия в системе врач-пациент, поскольку, как показывают, результаты социологических исследований, для России характерна патерналистская модель врачебной профессии, предусматривающая высокий уровень эмпатийности врача, как социального актора [1]. С другой стороны, способствуя развитию нон-комплаентности пациентов, профессиональные деструкции, препятствуют практической реализации инновационных медицинских практик, так как вызывают недоверие у потребителя медицинских услуг.
Кроме того, такие профессиональные деформации, как профессиональный догматизм и консерватизм, свидетельствуют о низком уровне креативности врачей, осложняющем внедрение инноваций в медицинскую практику [8].
Таким образом, проведенное исследование позволяет эксплицировать факторы, снижающие социальную эффективность инноваций в медицинской практике и определяют необходимость создания системы социологического мониторинга профессиональной деятельности врачей с целью разработки мероприятий, направленных, как на развитие креативности врачей, в частности, так и на повышение качества медицинской помощи в целом.

Список литературы

1. Доника А.Д. Этические аттитюды профессиональной группы врачей / А.Д. Доника, Д.Д. Доника, М.В. Еремина // Биоэтика – 2010. – № 6 . - С.45- 46.
2. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. – Москва: Изд-во «Академия естествознания», 2009 – С.153-155
3. Доника А.Д., Руденко А.Ю. Медицинские, социальные и психологические паттерны профессионального стресса у врачей нелечебного профиля / А.Д. Доника, А.Ю.Руденко // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - № 6 – С.34-35
4. Доника А.Д., Бударин Г.Ю., Леонова В.А. Профессиональный контекст стратегии выживания в крупном промышленном городе (на модели профессиональной группы врачей) / А.Д. Доника, Г.Ю. Бударин, В.А. Леонова // Социология города. - 2013. - №1. – 0,3 п.л. С.11 – 15
5. Доника А.Д. Социокультурные маркеры урбанизации: уход из профессии (по материалам социологического исследования профессиональной группы врачей)/ А.Д.Доника, А.А.Кондрашов, А.Ю.Руденко /// Социология города - № 2 – 2012 – – С.44-48
6. Зеер Э.Ф.Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. / 4-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир». – С.239-248
7. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студ.вузов / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.138-144.
8. Теунова Д.Н. Информированное согласие в проблемном поле юриспруденции и биоэтики / Д.Н. Теунова, А.Д. Доника, В.А. Титовская // Биоэтика – 2014 – № 2 (14) 2014 – С.44-46